ПРОЦЕССИЯ ГУСЕНИЦ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Одна из особенностей рабочей обстановки — это преобладание Решающих (J). А специфическая черта Решающих (J) — тенденция по ошибке принимать активность за полезную деятельность. Если проблему можно подшить к делу, каким-то образом упорядочить или предпринять что-то еще в том же роде, она перестает беспокоить. Для J проблема «решена». Более того, если вы попробуете выразить на этот счет сомнение, он надуется и откажется вас дальше слушать.

Это напоминает давно слышанную нами историю про французского натуралиста, который ставил опыты с гусеницами. Он посадил их на край цветочного горшка одну за другой . таким образом, что гусеницы сформировали замкнутый круг. И гусеницы поползли.

Натуралист думал, что через какое-то время гусеницы сообразят, что с ними «пошутили». Им надоест этот бессмысленный парад, и они вскоре разбредутся в поисках пищи. Однако они продолжали ползти вокруг горшка на той же самой скорости в течение семи суток. Несомненно, они продолжали бы делать это и дальше, но наступило истощение. Несмотря на то, что рядом было достаточно пищи, они в конце концов умерли от голода. Разумеется, мы все подвержены привычкам. Но Решающие (J), лозунгом которых является «привычка, обычай, традиция, прецедент, установленный порядок», вообще склонны слепо следовать заданному курсу, утрачивая при этом всякое представление о его цели. Результат: цепочка Решающих (J) начинает ходить по кругу. Когда речь идет о решении проблемы, модель «процессия гусениц» никак не годится. Необходимо помедлить, поразмыслить над вариантами, возможно, пожить какое-то время в состоянии неопределенности. Конечно, ни одно из этих действий не ведет к скорому появлению окончательного решения, но все вместе они нацелены на получение лучших и стабильных результатов.

Последнее соображение: чем больше людей вовлечено в решение вопроса, тем больше на него уйдет времени, но тем выше будет и понимание, и лучше итог.

Как восемь типов личности решают проблемы

Прежде чем показать, как может помочь Типоведение, давайте бросим взгляд на то, как восемь психологических типов подходят к решению проблем.

Экстраверты (Е) и Интроверты (I)

Как и во всем остальном. Экстравертам (Е) удобнее решать проблемы путем проговаривания их с кем-нибудь, причем необязательно даже с кем-то конкретным. Даже если другие не произносят ни слова, им все равно нужны их реакция и соучастие. Простой кивок или нахмуренные брови — достаточный для Экстраверта знак того, что его слушают. Нам знаком один ярко выраженный Экстраверт, который, входя в комнату, обрушивал на присутствующих свои проблемы: «Слушайте, не знаю, позвонить ли на газовую станцию по поводу моей кредитной карточки или просто съездить туда посмотреть, как идут дела. Пожалуй, я сделаю и то, и другое, у меня после обеда будет много времени. Поеду и все выясню. Спасибо за совет». С этими словами он поворачивался и выходил. Самое забавное, что Экстраверту действительно казалось, что ему помогли советом, хотя слушатели были просто ошарашены. В этом — существенная разница между Экстравертами и Интровертами. Если вы не знакомы с Типоведением, подобный Экстраверт покажется вам легкомысленным субъектом, а то и вовсе психом.

Интроверты же лучше всего решают проблемы тогда, когда, выслушав соображения других, могут где-то уединиться и спокойно поразмыслить. Ценными чертами Интроверта при решении проблем является их способность слушать, не торопиться и как следует обмозговать вопрос, не делая скоропалительных заключений. Хотя нам не приходилось такого наблюдать, но для Интроверта вполне естественно войти в комнату, где сидят другие, задумчиво посмотреть на них, молча утвердительно кивнуть, повернуться и выйти, ощущая, что ему помогли. Вполне возможно, что так оно и есть. Хотя другим подобное поведение может казаться холодным и отчужденным, Интроверт использует пребывание среди людей для концентрации и принятия решения.

Сенсорные (S) и Интуитивисты (N)

Сенсорные (S) лучше всего решают проблемы на основании фактов и свидетельств. Особое искусство они проявляют в тех случаях, когда им удается буквально осязать вопрос и они имеют целью получение каких-то практических и ощутимых результатов. Тратить много времени на моделирование решения или теоретизирование по поводу вариантов представляется им бессмысленным и непродуктивным. Если перед вами проблема, решите ее и двигайтесь дальше, к следующей проблеме. Если проблемы нет, нечего беспокоиться и тратить время. К счастью для Сенсорных (S), всегда существует достаточно насущных и осязаемых проблем, подлежащих решению.

Интуитивисты (N) никогда не возьмутся решать проблему без рассмотрения всех возможных вариантов и разработки планов по каждому аспекту ситуации. Проблемы лучше всего решаются в контексте положения по данному вопросу в целом. Так, Интуитивист может прийти к мнению, что текущий кран — часть какой-то большей проблемы, скажем, напора воды, температуры, или даже устройства кухни или ванной. Таким образом, правильное ее решение предполагает приобретение книг по ремонту квартиры, изучение каталогов новой арматуры, возможно, даже составления схемы всей системы. Для Интуитивиста все это будет ужасно занимательно и на долгие дни отвлечет его или ее от текущего крана. Сенсорных (S) подобное поведение может довести до белого каления. Для них решение проблемы состоит в нескольких поворотах гаечного ключа.

Мыслительные (Т) и Чувствующие (F)

Вклад Мыслительных (Т) в решение проблемы заключается в их способности просчитать возможные последствия любого действия. Они склонны относиться к проблемам, как к игре в шахматы. Это некая модель, в которой фигуры могут двигаться и попадать в различные комбинации и в которой следует тщательно взвешивать причины и следствия любого хода. Это помогает им оставаться эмоционально отстраненными при решении проблемы и не давать влиять на него субъективным факторам. Кто-то однажды сказал, что разница между «небольшой» и «серьезной» хирургической операцией заключается в том, что «небольшую» всегда делают кому-то другому, а тебе самому — только «серьезную» Приблизительно так же, но в хорошем смысле

Мыслительные (Т) подходят к решению проблем. Они способны отделить свое «я» от проблемы и предложить ее решение на объективных основаниях. «Вот решения, вот их последствия, вот хороший путь, чтобы всего достичь». Поскольку Мыслительные (Т) живые люди, когда проблема в большой степени затрагивает лично их, оставаться абсолютно объективными им нелегко.

КАК НЕ ДАТЬ ИНТУИТИВИСТАМ (N) БЕЗВОЗВРАТНО УПЛЫТЬ В ОКЕАН

* Прежде чем сообщить конкретные детали, дайте им рассказать, как они видят картину в целом, и увяжите конкретику с их видением.

* Отследите происхождение этих деталей вплоть до того момента, когда они были чем-то новым и занимательным.

* Сначала вручите им елку, потом — елочные украшения, сначала — корпус, потом — детали.

* Не оценивайте, как у них идут дела, на основании осязаемых частностей. Вместо этого смотрите, как развивается общее, всестороннее представление.

* Не навязывайте своей собственной информационной программы, когда они дают волю фантазии при рассмотрении возможных вариантов Попробуйте просто отделить у них желаемое от реального. Чтобы вернуть их на сушу, не надо в них стрелять. Лучше бросьте им спасательный круг.

Чувствующие (F) привносят в решение проблем осознание того, как весь процесс может повлиять на людей. Даже если проблема не имеет отношения к самому Чувствующему (F), он в состоянии довольно точно предсказать, как прореагируют те, кого она касается. При решении проблемы Чувствующий (F) — своего рода барометр того, как результат может сказаться на межличностных отношениях. Хотя необходимо еще раз подчеркнуть, что для эффективного решения проблемы необходимы оба компонента — и Мыслительный (Т), и Чувствующий (F), обязательно нужно иметь в виду, что если лучшее в мире решение не учитывает, как отнесутся к нему те, кого оно затрагивает, оно окажется бессмысленным. Разумеется, верно и обратное: если люди относительно довольны решением, но определенные цели при этом не достигнуты, толку от этого мало.

Одна из особенностей рабочей обстановки — это преобладание Решающих (J). А специфическая черта Решающих (J) — тенденция по ошибке принимать активность за полезную деятельность. Если проблему можно подшить к делу, каким-то образом упорядочить или предпринять что-то еще в том же роде, она перестает беспокоить. Для J проблема «решена». Более того, если вы попробуете выразить на этот счет сомнение, он надуется и откажется вас дальше слушать.

Это напоминает давно слышанную нами историю про французского натуралиста, который ставил опыты с гусеницами. Он посадил их на край цветочного горшка одну за другой . таким образом, что гусеницы сформировали замкнутый круг. И гусеницы поползли.

Натуралист думал, что через какое-то время гусеницы сообразят, что с ними «пошутили». Им надоест этот бессмысленный парад, и они вскоре разбредутся в поисках пищи. Однако они продолжали ползти вокруг горшка на той же самой скорости в течение семи суток. Несомненно, они продолжали бы делать это и дальше, но наступило истощение. Несмотря на то, что рядом было достаточно пищи, они в конце концов умерли от голода. Разумеется, мы все подвержены привычкам. Но Решающие (J), лозунгом которых является «привычка, обычай, традиция, прецедент, установленный порядок», вообще склонны слепо следовать заданному курсу, утрачивая при этом всякое представление о его цели. Результат: цепочка Решающих (J) начинает ходить по кругу. Когда речь идет о решении проблемы, модель «процессия гусениц» никак не годится. Необходимо помедлить, поразмыслить над вариантами, возможно, пожить какое-то время в состоянии неопределенности. Конечно, ни одно из этих действий не ведет к скорому появлению окончательного решения, но все вместе они нацелены на получение лучших и стабильных результатов.

Последнее соображение: чем больше людей вовлечено в решение вопроса, тем больше на него уйдет времени, но тем выше будет и понимание, и лучше итог.

Как восемь типов личности решают проблемы

Прежде чем показать, как может помочь Типоведение, давайте бросим взгляд на то, как восемь психологических типов подходят к решению проблем.

Экстраверты (Е) и Интроверты (I)

Как и во всем остальном. Экстравертам (Е) удобнее решать проблемы путем проговаривания их с кем-нибудь, причем необязательно даже с кем-то конкретным. Даже если другие не произносят ни слова, им все равно нужны их реакция и соучастие. Простой кивок или нахмуренные брови — достаточный для Экстраверта знак того, что его слушают. Нам знаком один ярко выраженный Экстраверт, который, входя в комнату, обрушивал на присутствующих свои проблемы: «Слушайте, не знаю, позвонить ли на газовую станцию по поводу моей кредитной карточки или просто съездить туда посмотреть, как идут дела. Пожалуй, я сделаю и то, и другое, у меня после обеда будет много времени. Поеду и все выясню. Спасибо за совет». С этими словами он поворачивался и выходил. Самое забавное, что Экстраверту действительно казалось, что ему помогли советом, хотя слушатели были просто ошарашены. В этом — существенная разница между Экстравертами и Интровертами. Если вы не знакомы с Типоведением, подобный Экстраверт покажется вам легкомысленным субъектом, а то и вовсе психом.

Интроверты же лучше всего решают проблемы тогда, когда, выслушав соображения других, могут где-то уединиться и спокойно поразмыслить. Ценными чертами Интроверта при решении проблем является их способность слушать, не торопиться и как следует обмозговать вопрос, не делая скоропалительных заключений. Хотя нам не приходилось такого наблюдать, но для Интроверта вполне естественно войти в комнату, где сидят другие, задумчиво посмотреть на них, молча утвердительно кивнуть, повернуться и выйти, ощущая, что ему помогли. Вполне возможно, что так оно и есть. Хотя другим подобное поведение может казаться холодным и отчужденным, Интроверт использует пребывание среди людей для концентрации и принятия решения.

Сенсорные (S) и Интуитивисты (N)

Сенсорные (S) лучше всего решают проблемы на основании фактов и свидетельств. Особое искусство они проявляют в тех случаях, когда им удается буквально осязать вопрос и они имеют целью получение каких-то практических и ощутимых результатов. Тратить много времени на моделирование решения или теоретизирование по поводу вариантов представляется им бессмысленным и непродуктивным. Если перед вами проблема, решите ее и двигайтесь дальше, к следующей проблеме. Если проблемы нет, нечего беспокоиться и тратить время. К счастью для Сенсорных (S), всегда существует достаточно насущных и осязаемых проблем, подлежащих решению.

Интуитивисты (N) никогда не возьмутся решать проблему без рассмотрения всех возможных вариантов и разработки планов по каждому аспекту ситуации. Проблемы лучше всего решаются в контексте положения по данному вопросу в целом. Так, Интуитивист может прийти к мнению, что текущий кран — часть какой-то большей проблемы, скажем, напора воды, температуры, или даже устройства кухни или ванной. Таким образом, правильное ее решение предполагает приобретение книг по ремонту квартиры, изучение каталогов новой арматуры, возможно, даже составления схемы всей системы. Для Интуитивиста все это будет ужасно занимательно и на долгие дни отвлечет его или ее от текущего крана. Сенсорных (S) подобное поведение может довести до белого каления. Для них решение проблемы состоит в нескольких поворотах гаечного ключа.

Мыслительные (Т) и Чувствующие (F)

Вклад Мыслительных (Т) в решение проблемы заключается в их способности просчитать возможные последствия любого действия. Они склонны относиться к проблемам, как к игре в шахматы. Это некая модель, в которой фигуры могут двигаться и попадать в различные комбинации и в которой следует тщательно взвешивать причины и следствия любого хода. Это помогает им оставаться эмоционально отстраненными при решении проблемы и не давать влиять на него субъективным факторам. Кто-то однажды сказал, что разница между «небольшой» и «серьезной» хирургической операцией заключается в том, что «небольшую» всегда делают кому-то другому, а тебе самому — только «серьезную» Приблизительно так же, но в хорошем смысле

Мыслительные (Т) подходят к решению проблем. Они способны отделить свое «я» от проблемы и предложить ее решение на объективных основаниях. «Вот решения, вот их последствия, вот хороший путь, чтобы всего достичь». Поскольку Мыслительные (Т) живые люди, когда проблема в большой степени затрагивает лично их, оставаться абсолютно объективными им нелегко.

КАК НЕ ДАТЬ ИНТУИТИВИСТАМ (N) БЕЗВОЗВРАТНО УПЛЫТЬ В ОКЕАН

* Прежде чем сообщить конкретные детали, дайте им рассказать, как они видят картину в целом, и увяжите конкретику с их видением.

* Отследите происхождение этих деталей вплоть до того момента, когда они были чем-то новым и занимательным.

* Сначала вручите им елку, потом — елочные украшения, сначала — корпус, потом — детали.

* Не оценивайте, как у них идут дела, на основании осязаемых частностей. Вместо этого смотрите, как развивается общее, всестороннее представление.

* Не навязывайте своей собственной информационной программы, когда они дают волю фантазии при рассмотрении возможных вариантов Попробуйте просто отделить у них желаемое от реального. Чтобы вернуть их на сушу, не надо в них стрелять. Лучше бросьте им спасательный круг.

Чувствующие (F) привносят в решение проблем осознание того, как весь процесс может повлиять на людей. Даже если проблема не имеет отношения к самому Чувствующему (F), он в состоянии довольно точно предсказать, как прореагируют те, кого она касается. При решении проблемы Чувствующий (F) — своего рода барометр того, как результат может сказаться на межличностных отношениях. Хотя необходимо еще раз подчеркнуть, что для эффективного решения проблемы необходимы оба компонента — и Мыслительный (Т), и Чувствующий (F), обязательно нужно иметь в виду, что если лучшее в мире решение не учитывает, как отнесутся к нему те, кого оно затрагивает, оно окажется бессмысленным. Разумеется, верно и обратное: если люди относительно довольны решением, но определенные цели при этом не достигнуты, толку от этого мало.