Вопрос 136. Формы освоения мирового рынка международными компаниями

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 

1. Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют следующие формы освоения рынка:

• лицензирование;

• франчайзинг;

• управленческие контракты;

• предоставление технических и маркетинговых услуг;

• сдача предприятия «под ключ»;

• срочные договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике транснациональные корпорации используют не одну, а несколько таких форм.

2. Лицензионное соглашение – договор, по которому лицензиатор предоставляет определенные права лицензиату на определенное время за оговоренное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии.

3. Франчайзинг является разновидностью лицензионного соглашения и заключается на продолжительный срок. По франчайзингу предоставляются определенные права фирме-клиенту, которые включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

4. Оказание управленческих и маркетинговых услуг с конца 80-х гг. становится популярной формой экспансии транснациональных корпораций.

Договор на предоставление таких услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение (см. например Д. Шевчук. Кредитный консалтинг // Финансовая газета, 20/2006).

Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать:

• управление производством;

• ответственность за техническую и инжиниринговую стороны работы;

• управление кадрами;

• обучение местной рабочей силы;

• маркетинг и финансовое управление.

5. Контракты об оказании технической помощи закрепляют отношения по предоставлению следующих технических услуг:

• ремонт;

• рекомендации по использованию «ноу-хау»;

• устранение последствий аварий;

• контроль качества.

1. Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют следующие формы освоения рынка:

• лицензирование;

• франчайзинг;

• управленческие контракты;

• предоставление технических и маркетинговых услуг;

• сдача предприятия «под ключ»;

• срочные договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике транснациональные корпорации используют не одну, а несколько таких форм.

2. Лицензионное соглашение – договор, по которому лицензиатор предоставляет определенные права лицензиату на определенное время за оговоренное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии.

3. Франчайзинг является разновидностью лицензионного соглашения и заключается на продолжительный срок. По франчайзингу предоставляются определенные права фирме-клиенту, которые включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

4. Оказание управленческих и маркетинговых услуг с конца 80-х гг. становится популярной формой экспансии транснациональных корпораций.

Договор на предоставление таких услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение (см. например Д. Шевчук. Кредитный консалтинг // Финансовая газета, 20/2006).

Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать:

• управление производством;

• ответственность за техническую и инжиниринговую стороны работы;

• управление кадрами;

• обучение местной рабочей силы;

• маркетинг и финансовое управление.

5. Контракты об оказании технической помощи закрепляют отношения по предоставлению следующих технических услуг:

• ремонт;

• рекомендации по использованию «ноу-хау»;

• устранение последствий аварий;

• контроль качества.