АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ ВАШЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ
К оглавлению 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
Если бы вы оказались в предложенных психологических ситуациях, какая из трех реакций показалась
бы вам наиболее приемлемой?
A. Ребенок порезал палец и плачет.
а) «Ну, это же совсем не страшно!»
б) «Перестань хныкать! Ты же не умираешь!»
в) «О, милый! Тебе так больно!»
Б. Близкий друг говорит вам: «Мой начальник сказал, что я мало работаю и, если я не исправлюсь, он
меня уволит».
а) «Похоже, тебе придется засучить рукава!»
б) «Ты не должен позволять ему унижать тебя. Ты всегда найдешь себе новое место».
в) «Кажется, эта работа очень важна для тебя и тебе не хочется потерять ее».
B. Сосед жалуется: «Господи, как же я устал! Мне придется пригласить мать пожить у нас!»
а) «Взгляни на это с другой стороны: твоя мать вырастила тебя, а теперь ты можешь отплатить ей».
б) «Мне кажется, ты даже рад, что она будет снова жить с тобой!»
в) «Ты беспокоишься, что тебе придется изменить свою жизнь?»
Когда вы выбираете реакцию «а» или «б», вы тем самым диктуете собеседнику, как он должен
поступать или чувствовать, то есть выражаете одобрение или неодобрение, симпатию или неприятие.
Подобные реакции редко помогают или удовлетворяют вашего собеседника. Скорее наоборот, он
начинает чувствовать, что вы не хотите вмешиваться в его дела, вас не интересуют его чувства, вы не
воспринимаете их всерьез, а возможно, и не верите в его способность самостоятельно справиться с
собственными проблемами.
Третья реакция является примером активного слушания, и вот она-то наверняка приведет к
совершенно другому результату. Поощряя собеседника выражать свои эмоции свободно и полно, вы тем
самым помогаете ему расслабиться и почувствовать себя комфортно. Давая понять, что вам близки и
небезразличны проблемы собеседника, но в то же время не вмешиваясь в процесс принятия решения, вы
показываете ему, что вы верите в его способности принимать собственные решения. Для человека очень
важно быть выслушанным, понятым и не раскритикованным. Это создает в нем ощущение собственной
значимости, симпатии к чуткому собеседнику, то есть к вам, а следовательно, и повышенное внимание к
тому, что вы скажете.
Многие отмечают серьезные улучшения, наступившие в отношениях с окружающими после того, как
они перестали давать советы или судить их поступки, а перешли к тактике активного слушания. Вот что
рассказал один из участников нашего семинара: «Когда мой сын сообщал мне, что у него опять плохая
отметка, я обычно говорил ему: «Почему ты не занимался серьезнее?» Когда жена жаловалась, что опять
опоздала на работу, я всегда реагировал одинаково: «Надо раньше вставать». А однажды младшая дочь
прибежала ко мне вся в слезах, потому что боялась темноты. Даже тогда я сказал: «Ты не должна бояться.
Там нет ничего страшного». Разумеется, мои советы были очевидны, но морализаторство и критика,
звучавшие в них, привели к тому, что моя семья стала доверять мне все меньше и меньше. На прошлой
неделе жена упомянула, что поссорилась с сестрой. Раньше я бы непременно сказал ей: «У тебя только
одна сестра, и тебе стоит лучше относиться к ней». Вместо этого я заметил: «Похоже, ты расстроена». И в
дальнейшем на каждое ее слово я реагировал исключительно с позиции активного слушания — хотя
раньше я непременно дал бы ей совет. Я был просто поражен! Она стала делиться со мной своими
мыслями и чувствами, о которых я и не подозревал. Я чувствовал себя так, словно встретил незнакомого
человека. А ей доставляло истинное удовольствие, что она наконец-то может высказать свои чувства, не
боясь услышать от меня критическое замечание».
Если бы вы оказались в предложенных психологических ситуациях, какая из трех реакций показалась
бы вам наиболее приемлемой?
A. Ребенок порезал палец и плачет.
а) «Ну, это же совсем не страшно!»
б) «Перестань хныкать! Ты же не умираешь!»
в) «О, милый! Тебе так больно!»
Б. Близкий друг говорит вам: «Мой начальник сказал, что я мало работаю и, если я не исправлюсь, он
меня уволит».
а) «Похоже, тебе придется засучить рукава!»
б) «Ты не должен позволять ему унижать тебя. Ты всегда найдешь себе новое место».
в) «Кажется, эта работа очень важна для тебя и тебе не хочется потерять ее».
B. Сосед жалуется: «Господи, как же я устал! Мне придется пригласить мать пожить у нас!»
а) «Взгляни на это с другой стороны: твоя мать вырастила тебя, а теперь ты можешь отплатить ей».
б) «Мне кажется, ты даже рад, что она будет снова жить с тобой!»
в) «Ты беспокоишься, что тебе придется изменить свою жизнь?»
Когда вы выбираете реакцию «а» или «б», вы тем самым диктуете собеседнику, как он должен
поступать или чувствовать, то есть выражаете одобрение или неодобрение, симпатию или неприятие.
Подобные реакции редко помогают или удовлетворяют вашего собеседника. Скорее наоборот, он
начинает чувствовать, что вы не хотите вмешиваться в его дела, вас не интересуют его чувства, вы не
воспринимаете их всерьез, а возможно, и не верите в его способность самостоятельно справиться с
собственными проблемами.
Третья реакция является примером активного слушания, и вот она-то наверняка приведет к
совершенно другому результату. Поощряя собеседника выражать свои эмоции свободно и полно, вы тем
самым помогаете ему расслабиться и почувствовать себя комфортно. Давая понять, что вам близки и
небезразличны проблемы собеседника, но в то же время не вмешиваясь в процесс принятия решения, вы
показываете ему, что вы верите в его способности принимать собственные решения. Для человека очень
важно быть выслушанным, понятым и не раскритикованным. Это создает в нем ощущение собственной
значимости, симпатии к чуткому собеседнику, то есть к вам, а следовательно, и повышенное внимание к
тому, что вы скажете.
Многие отмечают серьезные улучшения, наступившие в отношениях с окружающими после того, как
они перестали давать советы или судить их поступки, а перешли к тактике активного слушания. Вот что
рассказал один из участников нашего семинара: «Когда мой сын сообщал мне, что у него опять плохая
отметка, я обычно говорил ему: «Почему ты не занимался серьезнее?» Когда жена жаловалась, что опять
опоздала на работу, я всегда реагировал одинаково: «Надо раньше вставать». А однажды младшая дочь
прибежала ко мне вся в слезах, потому что боялась темноты. Даже тогда я сказал: «Ты не должна бояться.
Там нет ничего страшного». Разумеется, мои советы были очевидны, но морализаторство и критика,
звучавшие в них, привели к тому, что моя семья стала доверять мне все меньше и меньше. На прошлой
неделе жена упомянула, что поссорилась с сестрой. Раньше я бы непременно сказал ей: «У тебя только
одна сестра, и тебе стоит лучше относиться к ней». Вместо этого я заметил: «Похоже, ты расстроена». И в
дальнейшем на каждое ее слово я реагировал исключительно с позиции активного слушания — хотя
раньше я непременно дал бы ей совет. Я был просто поражен! Она стала делиться со мной своими
мыслями и чувствами, о которых я и не подозревал. Я чувствовал себя так, словно встретил незнакомого
человека. А ей доставляло истинное удовольствие, что она наконец-то может высказать свои чувства, не
боясь услышать от меня критическое замечание».