УСИЛЕННЫЙ ВОЗВРАТ
К оглавлению 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
Игнорируя поведение, которое вам нравится, и наказывая за то, что кажется вам неверным, вы никогда
не сумеете объяснить окружающим, чего хотите от них добиться.
В соответствии с теорией изучения поведения отношение окружающих к вам определяется вашей
реакцией. Действия, которые вы поощряете или вознаграждаете, повторяются гораздо чаще, в то время
как поступки, которые вы игнорируете, становятся редкостью. Поступки, вызвавшие наказание, тоже
становятся более редкими, однако если человек стремится привлечь внимание, он может повторять их,
предпочитая наказание отсутствию внимания с вашей стороны. Вспомните хотя бы то удовольствие,
которое дети получают от сквернословия, после того как они ощутили негативную реакцию на подобные
слова со стороны взрослых.Специалисты по поведению называют это явление «усиленным возвратом».
Вам будет легче запомнить это с помощью диаграммы.
Поведение —> Похвала —> Повторение
Поведение —> Безразличие —> Исчезновение
Итак, подведем первые итоги.
1. Советуем вознаграждать те поступки, которые вам нравятся.
2. Не стремитесь наказывать за поступки, которые вам не нравятся. Многие люди воспринимают
наказание как награду.
3. Лучше всего не обращать внимания на не нравящееся вам поведение. И похвала, и наказание могут
привести к повторению поступка, тогда как игнорирование обязательно сведет подобные поступки на
нет. Студент Алана Гарнера из Орегона как-то застал его перекусывающим между занятиями и попросил
разрешения присоединиться к нему. Стоило им обменяться приветствиями, как студент тут же нашел
повод, чтобы пожаловаться на дождь и холод, на то, как ужасно относилась к нему бывшая жена, на
скучную и неблагодарную работу — словом, выдал полный набор негативных эмоций. Алан знал, что у
собеседника нет особых эмоциональных затруднений, и решил скорректировать его поведение, реагируя только на позитивные замечания и полностью игнорируя все негативное. Как только студент упоминал
соседа, который помог ему починить машину, или интересного актера, приехавшего с гастролями в их
город, или встречу со старым другом,
Алан улыбался, кивал и задавал открытые вопросы. -Но стоило студенту начать жаловаться, как Алан
просто игнорировал подобные высказывания. Он с безразличным видом начинал посматривать вокруг,
жевать сандвич или углублялся в газету.
Очень скоро поведение студента полностью изменилось, он стал доброжелательнее, и его
высказывания приобрели явный позитивный характер. Каждый раз при встрече с Аланом студент
радостно приветствовал его, улыбался и сообщал какую-нибудь хорошую новость. Перед отъездом Алана
в Калифорнию студент сказал, что беседы с ним были самым приятным событием в его жизни. И это
легко понять — ведь всем остальным он представлялся скучным и занудливым человеком.
На семинаре в Сан-Франциско, после того как Алан рассказал эту историю, которая явно показывала,
что гораздо полезнее вознаграждать нравящееся вам поведение, чем наказывать за то, что вам не
нравится, две женщины тут же вступили в дискуссию.
МЕРЛЬ: Да, это действительно многое объясняет. Мои дети общались со мной гораздо меньше, чем
мне бы хотелось, поэтому когда они наконец-то до меня снисходили, я была очень холодной и
отстраненной. Помните, как миссис Портнова в пьесе Филипа Рота «Жалобы Портновои»: «Алекс?
Алекс? У меня есть сын Алекс? А, да-да. Пожалуй. У меня есть сын, только я давно его не
встречала» (смех в аудитории). И такое поведение оказало мне плохую услугу — дети почти перестали
замечать меня. Пожалуй, пришло время измениться.
АНДЖЕЛА: Я помогала вести занятия у группы девочек-скаутов. Мы часто выезжали за город.
Девочки страшно любили рассказывать мне друг о друге, но никогда не делились впечатлениями с
другими взрослыми. Я всегда удивлялась, почему они выбрали меня? Мне всегда не нравились сплетни.
Теперь я понимаю, что мое поведение, то, как я слушала, задавала вопросы и даже высказывала свое
неодобрение, было для них настоящей наградой. Наверное, лучше всего было бы предложить им самим
разбираться со своими проблемами.
Искреннее поощрение имеет смысл не только для того, чтобы окружающие продолжали поступать так,
как вам бы хотелось, но и для формирования у них хорошего впечатления о вас.
Психолог Вильям Джеймс замечает: «Самая сильная черта человеческой природы — это стремление
быть замеченным и оцененным по достоинству». Если вы способны удовлетворить «жажду быть
оцененным», то, несомненно, вы станете лучшим другом своего собеседника. Существует множество
подтверждений того факта, что чем больше вы говорите комплиментов другим, тем больше добрых слов
слышите в ответ. Вас начинают считать милым, отзывчивым и даже привлекательным. И наоборот,
исследования показали, что в парах, переставших говорить друг другу комплименты, партнеры очень
скоро начинают считать друг друга менее привлекательными. Когда собеседник замечает, что вы
проявляете свои чувства по отношению к нему, он гораздо быстрее откроется вам.
Таким образом, приложив совсем немного усилий, вы сможете добиться позитивной реакции, которая
поможет построить теплые и доверительные отношения.
Последний, но тем не менее самый важный довод в пользу позитивных высказываний заключается в
том, что они помогают создать открытую и дружескую атмосферу, в которой окружающие могут лучше
осознать свою человеческую ценность. Многие ошибочно считают, что если выражать восхищение
своими детьми, друзьями, коллегами или супругами, то они станут ленивыми, почиют на лаврах. В
результате такие люди выбирают тактику «никогда не достаточно!» и «совершенству нет пределов!»
Приведу один пример. Студент университета долгие годы упорно трудился, чтобы получить степень.
И когда он добился этого, его мать сказала: «Всегда считала, что получить степень доктора философии
очень трудно, — до тех пор, пока ее не получил ты!»
Последние исследования в области психологии показывают, что негативная стратегия очень редко
приносит плоды. Наоборот, гораздо чаще она просто вредит. Вместо того чтобы бесконечно стремиться к
совершенству, люди, встречающие постоянную негативную обратную связь, становятся чрезвычайно
осторожными, замкнутыми, у них снижается самооценка. Через какое-то время они могут вообще
прекратить всяческие действия. Среди тех немногих, кто все же сумел добиться каких-то успехов благодаря такой стратегии, очень мало людей, получивших удовлетворение от своего успеха.
Большинство из них, вспоминая критические голоса из прошлого, все равно находят повод для жалоб.
Один такой человек, заработав 150 тысяч долларов за год, работая по 16 часов в день, постоянно говорил,
что с его головой он должен был бы зарабатывать не меньше 300 тысяч. (Как видите, в негативном
утверждении бывает и позитивная сторона — мне впервые довелось встретить человека, который был бы
недоволен тем, что заработал 150 тысяч долларов в год!)
Игнорируя поведение, которое вам нравится, и наказывая за то, что кажется вам неверным, вы никогда
не сумеете объяснить окружающим, чего хотите от них добиться.
В соответствии с теорией изучения поведения отношение окружающих к вам определяется вашей
реакцией. Действия, которые вы поощряете или вознаграждаете, повторяются гораздо чаще, в то время
как поступки, которые вы игнорируете, становятся редкостью. Поступки, вызвавшие наказание, тоже
становятся более редкими, однако если человек стремится привлечь внимание, он может повторять их,
предпочитая наказание отсутствию внимания с вашей стороны. Вспомните хотя бы то удовольствие,
которое дети получают от сквернословия, после того как они ощутили негативную реакцию на подобные
слова со стороны взрослых.Специалисты по поведению называют это явление «усиленным возвратом».
Вам будет легче запомнить это с помощью диаграммы.
Поведение —> Похвала —> Повторение
Поведение —> Безразличие —> Исчезновение
Итак, подведем первые итоги.
1. Советуем вознаграждать те поступки, которые вам нравятся.
2. Не стремитесь наказывать за поступки, которые вам не нравятся. Многие люди воспринимают
наказание как награду.
3. Лучше всего не обращать внимания на не нравящееся вам поведение. И похвала, и наказание могут
привести к повторению поступка, тогда как игнорирование обязательно сведет подобные поступки на
нет. Студент Алана Гарнера из Орегона как-то застал его перекусывающим между занятиями и попросил
разрешения присоединиться к нему. Стоило им обменяться приветствиями, как студент тут же нашел
повод, чтобы пожаловаться на дождь и холод, на то, как ужасно относилась к нему бывшая жена, на
скучную и неблагодарную работу — словом, выдал полный набор негативных эмоций. Алан знал, что у
собеседника нет особых эмоциональных затруднений, и решил скорректировать его поведение, реагируя только на позитивные замечания и полностью игнорируя все негативное. Как только студент упоминал
соседа, который помог ему починить машину, или интересного актера, приехавшего с гастролями в их
город, или встречу со старым другом,
Алан улыбался, кивал и задавал открытые вопросы. -Но стоило студенту начать жаловаться, как Алан
просто игнорировал подобные высказывания. Он с безразличным видом начинал посматривать вокруг,
жевать сандвич или углублялся в газету.
Очень скоро поведение студента полностью изменилось, он стал доброжелательнее, и его
высказывания приобрели явный позитивный характер. Каждый раз при встрече с Аланом студент
радостно приветствовал его, улыбался и сообщал какую-нибудь хорошую новость. Перед отъездом Алана
в Калифорнию студент сказал, что беседы с ним были самым приятным событием в его жизни. И это
легко понять — ведь всем остальным он представлялся скучным и занудливым человеком.
На семинаре в Сан-Франциско, после того как Алан рассказал эту историю, которая явно показывала,
что гораздо полезнее вознаграждать нравящееся вам поведение, чем наказывать за то, что вам не
нравится, две женщины тут же вступили в дискуссию.
МЕРЛЬ: Да, это действительно многое объясняет. Мои дети общались со мной гораздо меньше, чем
мне бы хотелось, поэтому когда они наконец-то до меня снисходили, я была очень холодной и
отстраненной. Помните, как миссис Портнова в пьесе Филипа Рота «Жалобы Портновои»: «Алекс?
Алекс? У меня есть сын Алекс? А, да-да. Пожалуй. У меня есть сын, только я давно его не
встречала» (смех в аудитории). И такое поведение оказало мне плохую услугу — дети почти перестали
замечать меня. Пожалуй, пришло время измениться.
АНДЖЕЛА: Я помогала вести занятия у группы девочек-скаутов. Мы часто выезжали за город.
Девочки страшно любили рассказывать мне друг о друге, но никогда не делились впечатлениями с
другими взрослыми. Я всегда удивлялась, почему они выбрали меня? Мне всегда не нравились сплетни.
Теперь я понимаю, что мое поведение, то, как я слушала, задавала вопросы и даже высказывала свое
неодобрение, было для них настоящей наградой. Наверное, лучше всего было бы предложить им самим
разбираться со своими проблемами.
Искреннее поощрение имеет смысл не только для того, чтобы окружающие продолжали поступать так,
как вам бы хотелось, но и для формирования у них хорошего впечатления о вас.
Психолог Вильям Джеймс замечает: «Самая сильная черта человеческой природы — это стремление
быть замеченным и оцененным по достоинству». Если вы способны удовлетворить «жажду быть
оцененным», то, несомненно, вы станете лучшим другом своего собеседника. Существует множество
подтверждений того факта, что чем больше вы говорите комплиментов другим, тем больше добрых слов
слышите в ответ. Вас начинают считать милым, отзывчивым и даже привлекательным. И наоборот,
исследования показали, что в парах, переставших говорить друг другу комплименты, партнеры очень
скоро начинают считать друг друга менее привлекательными. Когда собеседник замечает, что вы
проявляете свои чувства по отношению к нему, он гораздо быстрее откроется вам.
Таким образом, приложив совсем немного усилий, вы сможете добиться позитивной реакции, которая
поможет построить теплые и доверительные отношения.
Последний, но тем не менее самый важный довод в пользу позитивных высказываний заключается в
том, что они помогают создать открытую и дружескую атмосферу, в которой окружающие могут лучше
осознать свою человеческую ценность. Многие ошибочно считают, что если выражать восхищение
своими детьми, друзьями, коллегами или супругами, то они станут ленивыми, почиют на лаврах. В
результате такие люди выбирают тактику «никогда не достаточно!» и «совершенству нет пределов!»
Приведу один пример. Студент университета долгие годы упорно трудился, чтобы получить степень.
И когда он добился этого, его мать сказала: «Всегда считала, что получить степень доктора философии
очень трудно, — до тех пор, пока ее не получил ты!»
Последние исследования в области психологии показывают, что негативная стратегия очень редко
приносит плоды. Наоборот, гораздо чаще она просто вредит. Вместо того чтобы бесконечно стремиться к
совершенству, люди, встречающие постоянную негативную обратную связь, становятся чрезвычайно
осторожными, замкнутыми, у них снижается самооценка. Через какое-то время они могут вообще
прекратить всяческие действия. Среди тех немногих, кто все же сумел добиться каких-то успехов благодаря такой стратегии, очень мало людей, получивших удовлетворение от своего успеха.
Большинство из них, вспоминая критические голоса из прошлого, все равно находят повод для жалоб.
Один такой человек, заработав 150 тысяч долларов за год, работая по 16 часов в день, постоянно говорил,
что с его головой он должен был бы зарабатывать не меньше 300 тысяч. (Как видите, в негативном
утверждении бывает и позитивная сторона — мне впервые довелось встретить человека, который был бы
недоволен тем, что заработал 150 тысяч долларов в год!)