17.3.2. Контуры разумной экономической политики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 

Чтобы остановить деградацию российского общества и перейти к его восстановлению и модернизации, прежде всего надо остановить наиболее опасные процессы - деградацию человеческого потенциала и процесс разрушения основных фондов вследствие их физического износа. Направление движения в этом направлении и конкретные меры, вне всяких идеологических построений, достаточно жестко и однозначно диктуются простым здравым смыслом.
Остановить деградацию нации сегодня можно, только гарантировав ей прожиточный минимум, являющийся экономическим выражением неотъемлемого права человека на жизнь. Характерно, что российские «либеральные фундаменталисты» либо истерически отвергают, либо игнорируют существование этого права применительно к российским гражданам.
Между тем, как декларировал три четверти века лет назад президент США Г.Гувер (и что на практике реализовал Ф.Д.Рузвельт, именно в силу этого и ставший великим), «в каждой кастрюле должен быть кусок мяса». Какой бы острой ни была необходимость борьбы с наркоманией и терроризмом, все понимают, что победить в этой борьбе можно, только победив сначала массовую нищету, в которую погружены целые регионы России и которая стала уже устойчивым, самовоспроизводящимся и самоподдерживающимся образом жизни десятков миллионов наших сограждан и целых регионов нашей страны.
Для преодоления нищеты необходимо, но недостаточно обеспечить людям прожиточный минимум. Он должен быть дополнен в качестве неотъемлемой части системой минимальных социальных стандартов, включающей обязательные услуги системы жизнеобеспечения (свет, вода, тепло), здравоохранения, образования, культуры и системы поддержания общественного порядка.
В противном случае быстрая смерть от голода будет всего лишь заменена, как это имеет место в целом ряде российских территорий на протяжении вот уже более чем десяти лет, медленной смертью от холода и болезней. Кроме того, длительное недоедание, как и жизнь в экстремальных условиях, в которых значительная часть российского общества удерживается реформаторами на протяжении уже более чем десятилетия, замедляет развитие личности либо вовсе ведет к ее деградации. Длительная изоляция людей, особенно молодежи, от необходимых для жизни и успеха в обществе социальных, образовательных и культурных навыков ведет к необратимой маргинализации - «социальной смерти». В это состояние ввергнуты широчайшие слои современного российского общества.
Чтобы хотя бы начать исправлять это положение, чтобы сломать нищету и убожество как естественный и нормальный для целого поколения образ жизни, гарантированное обеспечение прожиточного минимума и должно быть дополнено разветвленной системой социальных стандартов.
Естественно, что прожиточный минимум, как и минимальные социальные стандарты, должны быть различными в различных регионах не только по финансовому (в силу существования различных уровней цен), но даже и по натуральному наполнению. В самом деле: в более теплом климате человек нуждается в меньшем количестве тепла, одежды и в менее калорийной пище.
При этом, чтобы надежно отбить у по-прежнему вполне самовластных сегодня региональных властей охоту к неоправданному завышению прожиточного минимума, надо создать механизмы внешнего управления бюджетами высокодотационных регионов, доведя до логического завершения построения Бюджетного кодекса.
Однако в долгосрочном плане этого недостаточно. Даже в пятилетнем горизонте бороться с массовой нищетой без решения второй задачи современной России - стимулирования инвестиций и модернизации основных фондов, в первую очередь инфраструктуры, - попросту не имеет смысла.
За последние двенадцать лет Россия вполне успешно проела наследство Советского Союза и оказалась на грани разрушения основных фондов из-за невосполняемого износа и исчерпания месторождений полезных ископаемых. Фактически инвестиционная пауза затянулась настолько, что грозит, несмотря даже на вызванный внезапным улучшением внешней конъюнктуры инвестиционный скачок 2000-2001 годов, превратиться в своего рода «инвестиционный климакс».
Уже сегодня в наиболее важных для развития страны сферах жизнеобеспечения и инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной окупаемостью, наблюдается провал. Достаточно указать на то, вследствие грубых ошибок государства (отменившего под давлением крупного бизнеса обязательные платежи на восстановление материально-сырьевой базы) именно в 2001-2002 годах, когда страна буквально захлебывалась от притока нефтедолларов, масштабы геологоразведки упали до совершенно неприемлемого уровня, ставящего под угрозу само долгосрочное существование российского топливно-энергетического комплекса.
Уже с 2006 года вследствие вероятного приближения к исчерпанию Уренгоя в стране может начаться разрушительная «газовая пауза»: сокращение добычи газа не менее чем на 20 млрд.куб.м. каждый год, которая продлится не менее четырех лет - пока не выйдут на проектную мощность месторождения Ямала, полномасштабное освоение которых, обсуждаемое уже более десяти лет, до сих пор даже не начиналось.
При этом государство всячески стимулирует «реформу» естественных монополий, сводящуюся к их хаотическому расчленению и уходу из сферы государственного регулирования под контроль частного капитала. Принципиальное нежелание анализировать последствия этого и не то что потакание, а полное подчинение государственного аппарата менеджерам реформируемых компаний (проявляющееся в том числе в принципиальном нежелании обеспечивать их финансовую прозрачность) сводит реформу к резкому удорожанию услуг естественных монополий при одновременном качественном снижении надежности их функционирования.
Даже этот беглый обзор показывает, что решение задач выживания принципиально невозможно без одновременного решения задач развития и технологически неотделимо от него.
Высокие цены на нефть внезапно подарили России четыре сказочно благоприятных года - с середины 1999 до середины 2003 года.
«Дуракам счастье».
«Либеральные фундаменталисты», захватившие экономическую власть в стране с приходом президента Путина, не только не использовали колоссальные дополнительные доходы для модернизации экономики и оздоровления общества, но и сочли стихийное восстановление производства результатом своих действий - незначительных и хаотичных. Их кипучее бездействие сделало российское общество совершенно беззащитным перед последствиями не только снижения мировых цен на нефть, но и постепенного нарастания собственных структурных проблем российской экономики, связанных прежде всего с незащищенностью собственности и слабостью антимонопольной политики.
Даже в благоприятных внешних условиях игнорирование реформаторским государством своих неотъемлемых и священных обязанностей (стратегического планирования, развития инфраструктуры, поддержки бедных, защиты собственности и пресечения монопольных злоупотреблений) тормозит развитие и усугубляет неконкурентоспособность экономики, которая может компенсироваться лишь за счет периодических разрушительных девальваций.
В 2002 году Россия вернулась к характерной для 1995-1998 годов модели развития за счет внешних источников при стагнации ориентированного на собственный рынок производства. Эта модель чревата сначала торможением развития, затем дезорганизацией общественного производства, затем - девальвацией.
В этих условиях все здоровые силы общества обязаны делать все возможное для принуждения государства к разуму, для выполнения им своих обязанностей и избежания таким образом новой экономической катастрофы. В этом и заключается главная разница между сегодняшней московской политической тусовкой и Россией: самопровозглашенной «элите», не мыслящей себя вне ограбления общества, нужна очередная - уже третья по счету - «партия власти». России же нужна партия справедливости.
При этом любые действия должны исходить из российских реалий и учитывать в том числе:
складывание в 2000-2002 годах новой институциональной структуры российской экономики, основанной на крупных корпорациях и региональных властно-хозяйственных;
обязанность государства решать все проблемы, которые не может решить общество без его помощи (незрелость и пассивность нашего общества делает «поле ответственности» государства значительно более масштабным, чем в развитых странах).
Для модернизации России прежде всего, необходимо обеспечить нормальную жизнь населения. Для этого, помимо описанной выше борьбы с нищетой, надо пересмотреть отношение государства к реформированию естественных монополий.
Наше общество терзает энергетический террор, развязанный не только Чубайсом и его подручными, но и мириадами их стихийных последователей в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) всей страны. Общество охвачено страхом перед произвольными отключениями тепла и света, повышением регулируемых государством цен, в первую очередь на услуги ЖКХ.
Категорическим условием выживания России является полный пересмотр программ реформирования как РАО «ЕЭС России», так и остальных естественных монополий.
Прежде всего нужны полная финансовая прозрачность естественных монополий, включая аффилированные структуры, контроль за структурой их издержек и обоснованностью тарифов.
Реформа ЖКХ должна быть сведена к оплате престижного жилья, демонополизации, принуждению местных властей к модернизации коммунального оборудования (дающего высокую и быструю экономию), изъятию сверхприбылей у монополий коммунального хозяйства. Следует предоставлять государственные гарантии на кредитование использования энергосберегающих технологий в ЖКХ и восстановление его инфраструктуры на основе этих технологий.
Реформа должна идти за счет снижения издержек монополий ЖКХ - ДЭЗов, водоканалов, газовых и электрических распределительных сетей. Если она будет по-прежнему направлена на ограбление населения, она приведет к росту не эффективности этих монополий, но их аппетитов и, напротив, к дальнейшему снижению их эффективности.
Необходимо кардинально изменить официальную экономическую политику, которая призвана создавать не более чем условия для хозяйственного развития - макроэкономическую стабильность, снижение налогов и административных барьеров.
Этого совершенно недостаточно: без создания правильной, созидательной мотивации самые благоприятные условия не будут использованы субъектами рынка (так, в 2001-2002 годах оказалось, что рост финансовых ресурсов предприятий «при прочих равных условиях» стимулирует не инвестиции, а потребление и бегство капитала). Созидательную мотивацию в обществе создаст начало решения государством (или даже систематическое принуждение его к этому со стороны различных политических сил) назревших структурных проблем:
Будучи не в состоянии сформулировать свои цели (не только в силу интеллектуального ничтожества, но и в силу их антигосударственного, антиобщественного характера) «либеральные фундаменталисты» хватаются за наиболее примитивные, выражаемые количественно и гарантированно решаемые. При этом в силу личной, интеллектуальной и эмоциональной зависимости реформаторов от Запада ключевой целью стала выплата внешнего долга, в ущерб интересам России и ее граждан.
Следует установить, что после достижения суммой госдолга приемлемого уровня (с учетом качества, стоимости обслуживания и сроков погашения этот уровень уже достигнут) его снижение может осуществляться лишь при решенности более приоритетных задач.
Средства, являющиеся потенциальным профицитом, должны направляться на восстановление инфраструктуры (так как в целом частный капитал в обозримом будущем гарантированно не будет вкладываться в нее на приемлемых для России условиях) и на проведение административной реформы. С этим согласны все, даже МВФ, - но только не нынешнее правительство России!
России жизненно необходима Программа развития производительных сил, своего рода ГОЭЛРО-2, определяющая направление развития инфраструктуры и задающая условия развития национальному бизнесу.
Составными элементами этой Программы должны стать:
Энергетическая стратегия, нацеленная на обеспечение максимально эффективного использования энергоресурсов;
Транспортная стратегия, обеспечивающая запуск транзитных маршрутов при срыве любой ценой и любыми способами проектов организации глобального транзита в обход России;
Технологическая стратегия, определяющая, какие технологии государство будет развивать, а какие - импортировать и задающая ориентиры политике в сфере образования. Она должна создать механизм широкомасштабного поиска и внедрения технологий. Нужно создание государственного агентства, занимающегося поиском этих технологий, оценкой их эффективности, при необходимости - доработкой, рекламой и распространением, а при отсутствии заинтересованности со стороны субъектов рынка - созданием предприятий, эксплуатирующих их.
Для реализации Программы развития производительных сил России необходимы система государственных гарантий и инвестиционных кредитов и жесткий механизм контроля за ними на основе достаточно эффективно работавшего в Советском Союзе механизма проектного финансирования. После нескольких демонстративно жестоких наказаний за хищения он заработает.
Этот подход соответствует степени развития рынка в России и мотивации частного капитала, который в необходимых масштабах в инфраструктуру в обозримом будущем не пойдет просто в силу незащищенности права собственности в нашей стране.
Конечно, он не может не пугать сторонников либеральных догм, защищающих демократические процедуры против демократии, рыночные догмы - против рынка, а свободу произвола глобальных монополистов - против свободной конкуренции. К сожалению, трагедия современной России заключается в том, что время, в течение которого ее нарастающие проблемы можно было решить безупречно цивилизованными и полностью безболезненными методами, если еще и не истекло, то, во всяком случае, стремительно близится к концу. После этого выбор будет прост: либо гибель и физическое уничтожение нашей страны и нашего народа, либо выживание на основе жестких и не очень цивилизованных, а часто и насильственных инструментов.
Пример с физическим разрушением инфраструктуры представляется исключительно наглядным. В самом деле: до проведения реформы естественных монополий ее модернизация была доступна при помощи вполне цивилизованного и рыночного предоставления государственных гарантий частным инвесторам при минимальной степени контроля за соблюдением последними своих обязательств. После же расчленения единых технологических комплексов, которые образуют эти естественные монополии, и утраты управляемости ими сложится ситуация, единственным выходом из которой вполне могут оказаться значительные централизованные инвестиции в стиле Госплана. Они будут осуществляться нерыночными механизмами и наверняка будут на порядок менее эффективными, чем при системе государственных гарантий, но окажутся к тому моменту единственным способом выживания нашей страны.
Одной из наиболее острых тем в этом отношении является вопрос о механизмах использования природной ренты.

Пример.

«Последнее Эльдорадо»: легенда о природной ренте

В преддверии парламентских выборов 2003 года в стране все сильнее зазвучали вброшенные в общественный оборот еще президентом Путиным (в его первом послании Федеральному Собранию) идеи об изъятии у российских сырьевых экспортеров природной ренты как некоей панацеи, способной в сжатые сроки исцелить российское общество от всех его недугов.
К сожалению, при всей привлекательности и справедливости идеи изъятия природной ренты у экспортеров сырья сегодняшнее государство попросту не готово к ее реализации: забрав соответствующие средства, «либеральные фундаменталисты», пропитавшие весь государственный аппарат, не используют их на благо Родины, но разворуют до последней копейки, как они делают вот уже более десяти лет.
Кроме того, лозунг «изъятия природной ренты» запоздал: в условиях падения мировых цен на нефть и другое сырье он может лишить российский сырьевой сектор необходимых для развития средств и спровоцировать новый этап разрушения России.
Поэтому первоочередной задачей является оздоровление и модернизация государства. Государственный аппарат мало очистить от людей, искренне считающих своей Родиной место расположения своего банковского счета; его необходимо не на словах, а на деле реструктурировать, убрав ненужные либо дублирующие друг друга звенья и добавив необходимые, но уничтоженные реформаторами.
Необходимо помнить, что национальный бизнес - слой организаторов, менеджеров и хозяев производства - является такой же производительной силой, как и промышленное оборудование. Поэтому государство должно не враждовать с ним, но ставить его на службу обществу, ставя его в условия, когда его интересы если и не полностью, то в наибольшей степени соответствуют общественным.
При этом важно понимать, что полное подчинение государства бизнесу, особенно крупному, ничуть не менее разрушительно для общества, чем последовательное игнорирование его интересов, ибо интересы бизнеса не только не совпадают с общественными, но и могут быть прямо противоположными им. Если бы ситуация была иной, в государстве просто не существовало бы потребности, и закрытые клубы могли бы успешно и легитимно управлять по крайней мере развитыми обществами. Однако деловые круги по самой своей природе ориентированы на заботу и развитии преимущественно сильных членов общества, естественным образом оставляя государству заботу о слабых.
Игнорирование диалектической связи государства и бизнеса, нарушение баланса как в одну, так и в другую сторону и тем более исключение из их отношений населения чревато самыми разрушительными последствиями практически для любого общества.
Грубое насилие, связанное с попыткой прямой экспроприации природной ренты, способно поставить страну на грань гражданской войны, подорвать промышленное развитие и спровоцировать массовое бегство капитала из страны, - тем более, что только что завершилось разрушение системы, способной сдерживать это бегство.
Задачей государства является создание системы гарантий, стимулирующих инвестиции природной ренты ее нынешними обладателями в необходимые для общественного развития проекты, включая систему ЖКХ и другие инфраструктурные отрасли, а также газодобычу и новые, высокотехнологичные производства.
Источниками этих гарантий должны стать бюджетный профицит (пока он есть, а затем - и умеренные дефициты), ограничение масштабов воровства и неэффективного использования бюджетных средств, кредиты государственных банков (в первую очередь Сбербанка), средства государственных внебюджетных фондов (включая пенсионные).

Главная причина слабости инвестиционного роста и отсутствия межотраслевого перелива капитала в сегодняшней России заключается в немыслимой для рыночной экономики незащищенности права собственности, делающая неприемлемо рискованным любые инвестиции без административного контроля за их объектом.
Первейшими шагами по обеспечению этого права являются:
внесение в Закон о банкротстве изменений, обеспечивающих декриминализацию процедуры банкротства (с учетом накопленного богатейшего опыта принудительных и искусственных банкротств);
дополнение судебной реформы мерами, направленными на эффективность решений судов в хозяйственной сфере (так, арбитражный судья должен получать высокую зарплату, максимальная сумма рассматриваемого им иска должна ограничиваться в зависимости от его квалификации, время рассмотрения дела должно быть ограничено, нарушения с его стороны должны вести к пожизненному запрету на любую юридическую деятельность, а работа арбитражных судов должна быть гласной) и рационализация сложившейся практики правоприменения;
обеспечение прозрачности структуры собственности: граждане России имеют право знать в лицо 20- и 30-летних мальчиков, которым «либеральные фундаменталисты» под видом приватизации раздали все национальные богатства, созданные непосильным и самоотверженным трудом поколений россиян.
Развитие России тормозит также безудержный произвол монополий на всех уровнях, в том числе объединенных с различными органами госуправления неформальными связями. Комплексная антимонопольная политика должна обеспечивать:
быстрое и неотвратимое наказание за злоупотребление монопольным положением (особо нетерпимая ситуация сложилась на рынке лекарств), включая длительный «профилактический» контроль за их издержками и ценами;
реструктуризацию естественных монополий и рост их тарифов (включая тарифы ЖКХ) только при условии обеспечения их финансовой прозрачности (включая аффилированные структуры);
нормализацию работы фактически бездействующего (под прикрытием отдельных «громких дел») Министерства антимонопольной политики.
Следует создать Федеральную инспекцию цен, которая будет вести мониторинг цен наиболее значимых рынков товаров и услуг и реагировать на резкие колебания цен, временно устанавливая их предельный уровень (в том числе и ниже максимально достигнутого). Необходимость подобного механизма (существующего, например, в Германии) связана с разрушительностью резких скачков цен. Антимонопольное расследование не нейтрализует их в силу своей длительности: пока удается доказать факт монопольного злоупотребления, проходят порой годы, в течение которых экономике наносится невосполнимый ущерб. Кроме того, в целом ряде случаев злоупотребления монопольным положением недоказуемы, а часть спекуляций проводится не монополистами и без сговора.

Помимо описанных мер, направленных на решение наиболее острых структурных проблем российской экономики, необходимы комплексные, системные усилия по ее модернизации и повышению ее конкурентоспособности.

Пример

Политика поддержания конкурентоспособности России

1. Внешнеэкономическая политика

Применять для защиты национального рынка все меры, разрешаемые ВТО, включая нетарифные ограничения (ограничение импорта товаров при прочих равных условиях есть стимулирование иностранных инвестиций - СНОССКА!!!).
1. Запретить импорт за счёт бюджета (за исключением уникальной и при том жизненно необходимой продукции, перечень и объем закупки которой утверждается отдельным приложением к бюджету) - это не противоречит даже правилам ВТО.
2. Установить и закрепить законодательно упрощенный механизм уплаты пошлин: уплата с единицы транспорта в зависимости от типа груза с последующим выборочным контролем. Это резко повысит доходы бюджета за счет сокращения взяток таможенникам.
3. Устанавливать импортные пошлины на детали и комплектующие на более низком уровне, чем пошлины на полуфабрикаты, а на полуфабрикаты - чем на готовую продукцию («эскалация тарифов»). Пошлины на ввоз оборудования, которое не предполагается производить в ближайшие годы, не взимать.
4. Создать комплексную и разветвленную систему поддержки экспорта, в том числе при помощи его кредитования и гарантирования государством.
5. Допускать на рынок страховых и пенсионных услуг зарубежные банки, страховые и пенсионные компании сверх существующих квот при условии полного инвестирования полученных ими средств в экономику России.
6. Мы должны ориентироваться на свои национальные интересы. Поэтому национальное право в России, как это имеет место в США и Евросоюзе, должно быть выше международного, отвечающего интересам ее конкурентов.

2. Промышленная политика

1. Государство должно регулировать сферы, в которых рыночное саморегулирование не существует либо недостаточно. Сегодня в эту категорию попадает и инвестиционная сфера.
Основные каналы стимулирования инвестиционного спроса:
гарантии и инвестиционные кредиты со стороны госбанков;
· покупка Центробанком через своих финансовых агентов нерыночных госбумаг с последующим инвестированием средств, в том числе через госбанки;
· переучёт Центробанком векселей экспортёров (выданных под экспортные контракты), получателей госзаказа (выданных под госзаказ) и операторов согласованных с государством инвестиционных проектов;
· гарантирование госбанками инвестиций в реальный сектор.
2. Сокращение мобилизационных мощностей до необходимого с учётом современных условий минимума.
3. Превращение введения контроля за структурой затрат и рентабельностью в условие получения предприятиями государственного содействия.
4. При реструктуризации долгов предприятий перед бюджетом и оздоровления предприятий формировать крупные корпорации, охватывающие технологически связанные цепочки предприятий (и ликвидирующие посредников). Механизмы формирования:
· размещение счетов предприятий, реструктурирующих долг перед бюджетом, только в банках - финансовых агентах государства;
· содействие (путём обучения кадров, предоставления методических материалов и юридической поддержки, а также внешнего давления, направленного на вытеснение посредников) формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или являющихся потребителями их продукции;
· передача пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности и объединённых единством технологического процесса, в управление специализированным компаниям.
5. Дать инвесторам гарантии неухудшения всех определяемых государством условий их деятельности, включая обязательные платежи в бюджет, в течение первых 5 лет реализации каждого проекта.
6. Установить в качестве главного приоритета развитие информационных и связанных с ними технологий. Установить в качестве приоритетных направлений, которые, подобно «локомотивам», смогут обеспечить развитие значительных секторов экономики:
реконструкцию автомобильных дорог;
производство автомобилей и сложной бытовой техники;
строительство типового жилья;
распространение технологий энергосбережения;
переработку сельхозпродукции;
сохранение и развитие высоких технологий.
7. Установить, что предприятия - получатели госпомощи (даже если государство не дает деньги, а вводит защитные тарифы, или помогает в реструктуризации отрасли, или содействует повышению качества бизнеса), обязаны брать на себя встречные обязательства по удовлетворению общественных интересов, и отвечать перед государством, в том числе и своим имуществом, за их исполнение.
8. Регулировать цены, затраты и зарплату переговорами между производителями и потребителями при посредничестве правительства в рамках межотраслевых коллективных соглашений и соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.
9. Реализовать программу комплексной модернизации ВПК, имея в виду прежде всего развертывание широкомасштабного производства современных, уже подготовленых для производства и возобновление разработки новых передовых систем вооружений.
10. Провести реструктуризацию всех неурегулированных долгов предприятий бюджетам и внебюджетным фондам. При нарушении ее условий контрольный пакет акций предприятия должен быть продан на аукционе (при необходимости должна быть осуществлена дополнительная эмиссия акций). Положение об этом и последующих действиях должно быть включено в соглашение о реструктуризации.
Если предприятие не куплено на аукционе, его контрольный пакет должен быть передан в госсобственность, долги предприятия заморожены на 5 лет, а предприятие передано во внешнее управление с разработкой плана оздоровления. Если этот план не утверждается органом госуправления либо нарушается, управляющая компания меняется, а деятельность прежней расследуется.
Группы внешних управляющих, план которых не утверждается либо нарушается, лишаются права профессиональной деятельности и направляются на обязательную переподготовку за их счет.
(При подготовке планов оздоровления государство должно учитывать необходимость восстановления единых технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-под криминального контроля и формирования на этой основе крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих интеграции страны. Стратегическая цель - «выращивание» этих корпораций до общефедерального уровня и стимулирование их внешнеэкономической экспансии.)
При погашении реструктурированных долгов и выполнении плана оздоровления внешние управляющие получают в собственность контрольный пакет акций, находящийся у государства, или его часть, пропорциональную возвращенному долгу. Это передаст предприятия собственникам, доказавшим свою эффективность.

3. Банковская политика

1. Ускорить закрытие нежизнеспособных банков. При пассивном сопротивлении Центробанка выделить из него соответствующие подразделения в отдельное ведомство в составе правительства.
2. Запретить выдачу лицензий банкам, возглавляемым бывшими управляющими или высокопоставленными менеджерами неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет акций или доля в капитале принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), пока эти банки не выплатят свои долги полностью.
3. Обеспечить гарантию значительных, но только рублевых вкладов граждан (1000 минимальных зарплат и проценты в размере половины от ставки рефинансирования Центробанка) за счет Центробанка, выдающего лицензии на привлечение средств населения (он должен отвечать за свою политику).
4. Провести отбор банков - финансовых агентов государства, включив в них относительно надежные банки (не менее пяти на федеральный округ), согласные на жесткий контроль государства.
Разрешать предприятиям, реструктурировавшим свои долги бюджетам, во время действия договора о реструктуризации иметь счета исключительно в банках - финансовых агентствах государства.
5. Ограничить либерализацию валютного регулирования облегчением притока капитала в страну.

4. Бюджетная политика

1. Провести расследование исполнения бюджетов и деятельности внебюджетных фондов за 1992-2002 годы с гласным возбуждением уголовных дел, в том числе за «халатность». Главному Контрольному управлению Президента России, ФСБ и МВД при кураторстве лидера государства подготовить и провести в ГУФК Минфина, а затем во всех ведомствах операцию «Чистые руки».
2. Зафиксировать минимальный уровень непроцентных расходов федерального бюджета в процентах к ВВП с поквартальным получением недостатка средств:
за счет нерыночных займов, при необходимости выкупаемых Центробанком или госбанками (включая росзагранбанки);
за счет переучёта Центробанком векселей первоклассных заемщиков в рамках промышленной политики;
за счёт обеспечения принадлежащими Центробанку банками согласованных с государством инвестиционных проектов (банки выбирают проекты в определенных государством направлениях и имеют возможность отказа от участия в программе).
3. Оценивать деятельность Минфина по минимизации неиспользуемых остатков бюджетных средств и по степени пропорциональности исполнения различных расходных статей бюджета.
4. Установить, что договора о неконкурсных госзакупках являются ничтожными сделками. Проводить конкурсы только с учетом стоимости транспортировки до бюджетного потребителя.
5. Создать единую систему мониторинга и управления госдолгом, включая долги регионов, местных властей, предприятий и банков. На ее основе разработать и принять программу погашения государственного долга.
6. Завершить установление контроля государства за федеральными внебюджетными фондами. Включить их аппараты в соответствующие ведомства, сократив штаты.
7. Установить «пороговый», растущий от года к году уровень финансовой прозрачности, без достижения которого регион теряет право на любую финансовую поддержку. Нужен прямой контроль государства за расходованием регионами всех видов финансовой поддержки федерального центра. Поддержка, не предусмотренная бюджетом, должна обуславливаться временной передачей федеральному центру части полномочий региональных властей.

Наконец, важнейшим вопросом модернизации современной России является восстановление человеческого капитала, катастрофическое разрушение которого продолжается даже в условиях улучшения экономической конъюнктуры. Входящие во взрослую жизнь «дети демократии» являются детьми национальной катастрофы - в массе своей они не имеют реальных знаний и навыков и даже здоровья, лишены каких бы то ни было социальных ориентиров.
Необходимо стимулирование рождаемости, включающее как минимум достаточное для минимального содержание ребенка пособие, увеличивающееся с каждым последующим ребенком, и налоговый вычет на каждого из родителей.
Необходим жесточайший контроль за качеством здравоохранения и образования. Полезным инструментом является введение практики обязательного возмещения ущерба, нанесенного вследствие врачебных ошибок и некачественного образования.
Принципиально важно обеспечить качественную медицинскую помощь неимущим, составляющим подавляющее большинство населения нашей еще недавно обеспеченной страны. Следует создать систему действительно бесплатного высшего образования для талантливых представителей неимущих. Это необходимо, так как 70 лет назад даже такой аристократ, как Черчилль, писал, что общество должно использовать таланты всех социальных слоев.
Основа общественной самоидентификации, необходимой в условиях глобальной конкуренции, - культура. Нужно не пытаться остановить ее развитие (например, законом о языке), но сохранять и развивать ее.
Разумно введение квоты в размере 50% на трансляцию по радио и телевидению песен на русском языке, показ по телевидению фильмов российского и советского производства.
Следует определить идеи и настроения, внедряемые государством, и предоставлять конкурсные госзаказы на производство соответствующих фильмов, телевизионных и радиопрограмм, как это делало, например, американское государство в отношении Голливуда во время Великой депрессии и в 30-е годы ХХ века.
Необходимым является также стимулирование иммиграции и получения российского гражданства русских, украинцев и белорусов, стимулирование получения иностранцами (особенно из СНГ) образования в российских ВУЗах.
Инерционные демографические процессы лишат армию призывников уже в 2007-2008 годах. К этому времени должно быть завершено создание профессиональной армии и обеспечение социального престижа офицерства. Уставы армии, вся система обучения военнослужащих и поддержания обороноспособности страны должны быть кардинально обновлены в соответствии с требованиями современно войны - с учетом опыта как локальных войн (в том числе партизанских), так и широкомасштабных агрессий, осуществляемых в последние годы США и их союзниками.
Необходимо ввести смертную казнь для наркоторговцев, террористов и других массовых убийц. Предусмотреть годовой период проверки каждого случая и возможность замены смертной казни длительным тюремным заключением при условии активного содействия следствию. В то же время важно смягчить наказания за мелкие правонарушения, группировать содержащихся в СИЗО и местах заключения по характеру преступлений, не допуская совместного содержания рецидивистов и впервые судимых. Облегчить и упорядочить условия содержания в СИЗО и местах заключения.
Необходима действенная защита от милицейского произвола, очищение правоохранительных и силовых структур от разложившихся и психически неустойчивых элементов.
Подчеркнем еще раз: все эти достаточно разнородные меры категорически необходимы не только для нормализации условий жизни россиян, но и для привлечения инвестиций. Ведь в общество без социального оптимизма, без реального улучшения условий жизни и оздоровления психологического климата современные инвесторы не пойдут.
Сегодня инвестиционный климат России по-прежнему живо напоминает ледниковый период. Не стоит забывать, что первобытный человек не замерз, стал человеком, вышел в космос и в конце концов даже смог вплотную приблизиться своими наиболее передовыми представителями к осознанию либеральных идеалов только потому, что в свое время не стал дожидаться улучшения климата, а сам, своими силами стал исправлять его недостатки при помощи огня и орудий труда.
Если Россия не хочет замерзнуть - в прямом смысле этого слова, без электроэнергии, без газа и других видов топлива- она должна взяться за исправление недостатков своего инвестиционного климата с той же решимостью и определенностью, с которой первобытный человек несколько тысячелетий назад брался за исправление недостатков ледникового периода.
И здесь мы сталкиваемся с третьей и самой главной задачей современного российского общества, ответ на которую вытекает из вопроса «а кто все это будет делать». Есть лишь один инструмент, которым общество может выработать и реализовать любую, самую эффективную экономическую политику, - это государство.
Пока оно, как сейчас, представляет собой коллективное воплощение посредственности, Россия напоминает безрукого и безногого водителя шестисотого «мерседеса»: тачка хороша, но никуда не поедет. Чтобы вырастить руки и ноги, нужна глубокая реорганизация всей системы государственного управления, обеспечивающая его кардинальное оздоровление.
Эта реорганизация представляется в настоящее время самым первым и самым важным из цепочки необходимых шагов, способных вывести Россию из «ловушки глобализации».

Чтобы остановить деградацию российского общества и перейти к его восстановлению и модернизации, прежде всего надо остановить наиболее опасные процессы - деградацию человеческого потенциала и процесс разрушения основных фондов вследствие их физического износа. Направление движения в этом направлении и конкретные меры, вне всяких идеологических построений, достаточно жестко и однозначно диктуются простым здравым смыслом.
Остановить деградацию нации сегодня можно, только гарантировав ей прожиточный минимум, являющийся экономическим выражением неотъемлемого права человека на жизнь. Характерно, что российские «либеральные фундаменталисты» либо истерически отвергают, либо игнорируют существование этого права применительно к российским гражданам.
Между тем, как декларировал три четверти века лет назад президент США Г.Гувер (и что на практике реализовал Ф.Д.Рузвельт, именно в силу этого и ставший великим), «в каждой кастрюле должен быть кусок мяса». Какой бы острой ни была необходимость борьбы с наркоманией и терроризмом, все понимают, что победить в этой борьбе можно, только победив сначала массовую нищету, в которую погружены целые регионы России и которая стала уже устойчивым, самовоспроизводящимся и самоподдерживающимся образом жизни десятков миллионов наших сограждан и целых регионов нашей страны.
Для преодоления нищеты необходимо, но недостаточно обеспечить людям прожиточный минимум. Он должен быть дополнен в качестве неотъемлемой части системой минимальных социальных стандартов, включающей обязательные услуги системы жизнеобеспечения (свет, вода, тепло), здравоохранения, образования, культуры и системы поддержания общественного порядка.
В противном случае быстрая смерть от голода будет всего лишь заменена, как это имеет место в целом ряде российских территорий на протяжении вот уже более чем десяти лет, медленной смертью от холода и болезней. Кроме того, длительное недоедание, как и жизнь в экстремальных условиях, в которых значительная часть российского общества удерживается реформаторами на протяжении уже более чем десятилетия, замедляет развитие личности либо вовсе ведет к ее деградации. Длительная изоляция людей, особенно молодежи, от необходимых для жизни и успеха в обществе социальных, образовательных и культурных навыков ведет к необратимой маргинализации - «социальной смерти». В это состояние ввергнуты широчайшие слои современного российского общества.
Чтобы хотя бы начать исправлять это положение, чтобы сломать нищету и убожество как естественный и нормальный для целого поколения образ жизни, гарантированное обеспечение прожиточного минимума и должно быть дополнено разветвленной системой социальных стандартов.
Естественно, что прожиточный минимум, как и минимальные социальные стандарты, должны быть различными в различных регионах не только по финансовому (в силу существования различных уровней цен), но даже и по натуральному наполнению. В самом деле: в более теплом климате человек нуждается в меньшем количестве тепла, одежды и в менее калорийной пище.
При этом, чтобы надежно отбить у по-прежнему вполне самовластных сегодня региональных властей охоту к неоправданному завышению прожиточного минимума, надо создать механизмы внешнего управления бюджетами высокодотационных регионов, доведя до логического завершения построения Бюджетного кодекса.
Однако в долгосрочном плане этого недостаточно. Даже в пятилетнем горизонте бороться с массовой нищетой без решения второй задачи современной России - стимулирования инвестиций и модернизации основных фондов, в первую очередь инфраструктуры, - попросту не имеет смысла.
За последние двенадцать лет Россия вполне успешно проела наследство Советского Союза и оказалась на грани разрушения основных фондов из-за невосполняемого износа и исчерпания месторождений полезных ископаемых. Фактически инвестиционная пауза затянулась настолько, что грозит, несмотря даже на вызванный внезапным улучшением внешней конъюнктуры инвестиционный скачок 2000-2001 годов, превратиться в своего рода «инвестиционный климакс».
Уже сегодня в наиболее важных для развития страны сферах жизнеобеспечения и инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной окупаемостью, наблюдается провал. Достаточно указать на то, вследствие грубых ошибок государства (отменившего под давлением крупного бизнеса обязательные платежи на восстановление материально-сырьевой базы) именно в 2001-2002 годах, когда страна буквально захлебывалась от притока нефтедолларов, масштабы геологоразведки упали до совершенно неприемлемого уровня, ставящего под угрозу само долгосрочное существование российского топливно-энергетического комплекса.
Уже с 2006 года вследствие вероятного приближения к исчерпанию Уренгоя в стране может начаться разрушительная «газовая пауза»: сокращение добычи газа не менее чем на 20 млрд.куб.м. каждый год, которая продлится не менее четырех лет - пока не выйдут на проектную мощность месторождения Ямала, полномасштабное освоение которых, обсуждаемое уже более десяти лет, до сих пор даже не начиналось.
При этом государство всячески стимулирует «реформу» естественных монополий, сводящуюся к их хаотическому расчленению и уходу из сферы государственного регулирования под контроль частного капитала. Принципиальное нежелание анализировать последствия этого и не то что потакание, а полное подчинение государственного аппарата менеджерам реформируемых компаний (проявляющееся в том числе в принципиальном нежелании обеспечивать их финансовую прозрачность) сводит реформу к резкому удорожанию услуг естественных монополий при одновременном качественном снижении надежности их функционирования.
Даже этот беглый обзор показывает, что решение задач выживания принципиально невозможно без одновременного решения задач развития и технологически неотделимо от него.
Высокие цены на нефть внезапно подарили России четыре сказочно благоприятных года - с середины 1999 до середины 2003 года.
«Дуракам счастье».
«Либеральные фундаменталисты», захватившие экономическую власть в стране с приходом президента Путина, не только не использовали колоссальные дополнительные доходы для модернизации экономики и оздоровления общества, но и сочли стихийное восстановление производства результатом своих действий - незначительных и хаотичных. Их кипучее бездействие сделало российское общество совершенно беззащитным перед последствиями не только снижения мировых цен на нефть, но и постепенного нарастания собственных структурных проблем российской экономики, связанных прежде всего с незащищенностью собственности и слабостью антимонопольной политики.
Даже в благоприятных внешних условиях игнорирование реформаторским государством своих неотъемлемых и священных обязанностей (стратегического планирования, развития инфраструктуры, поддержки бедных, защиты собственности и пресечения монопольных злоупотреблений) тормозит развитие и усугубляет неконкурентоспособность экономики, которая может компенсироваться лишь за счет периодических разрушительных девальваций.
В 2002 году Россия вернулась к характерной для 1995-1998 годов модели развития за счет внешних источников при стагнации ориентированного на собственный рынок производства. Эта модель чревата сначала торможением развития, затем дезорганизацией общественного производства, затем - девальвацией.
В этих условиях все здоровые силы общества обязаны делать все возможное для принуждения государства к разуму, для выполнения им своих обязанностей и избежания таким образом новой экономической катастрофы. В этом и заключается главная разница между сегодняшней московской политической тусовкой и Россией: самопровозглашенной «элите», не мыслящей себя вне ограбления общества, нужна очередная - уже третья по счету - «партия власти». России же нужна партия справедливости.
При этом любые действия должны исходить из российских реалий и учитывать в том числе:
складывание в 2000-2002 годах новой институциональной структуры российской экономики, основанной на крупных корпорациях и региональных властно-хозяйственных;
обязанность государства решать все проблемы, которые не может решить общество без его помощи (незрелость и пассивность нашего общества делает «поле ответственности» государства значительно более масштабным, чем в развитых странах).
Для модернизации России прежде всего, необходимо обеспечить нормальную жизнь населения. Для этого, помимо описанной выше борьбы с нищетой, надо пересмотреть отношение государства к реформированию естественных монополий.
Наше общество терзает энергетический террор, развязанный не только Чубайсом и его подручными, но и мириадами их стихийных последователей в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) всей страны. Общество охвачено страхом перед произвольными отключениями тепла и света, повышением регулируемых государством цен, в первую очередь на услуги ЖКХ.
Категорическим условием выживания России является полный пересмотр программ реформирования как РАО «ЕЭС России», так и остальных естественных монополий.
Прежде всего нужны полная финансовая прозрачность естественных монополий, включая аффилированные структуры, контроль за структурой их издержек и обоснованностью тарифов.
Реформа ЖКХ должна быть сведена к оплате престижного жилья, демонополизации, принуждению местных властей к модернизации коммунального оборудования (дающего высокую и быструю экономию), изъятию сверхприбылей у монополий коммунального хозяйства. Следует предоставлять государственные гарантии на кредитование использования энергосберегающих технологий в ЖКХ и восстановление его инфраструктуры на основе этих технологий.
Реформа должна идти за счет снижения издержек монополий ЖКХ - ДЭЗов, водоканалов, газовых и электрических распределительных сетей. Если она будет по-прежнему направлена на ограбление населения, она приведет к росту не эффективности этих монополий, но их аппетитов и, напротив, к дальнейшему снижению их эффективности.
Необходимо кардинально изменить официальную экономическую политику, которая призвана создавать не более чем условия для хозяйственного развития - макроэкономическую стабильность, снижение налогов и административных барьеров.
Этого совершенно недостаточно: без создания правильной, созидательной мотивации самые благоприятные условия не будут использованы субъектами рынка (так, в 2001-2002 годах оказалось, что рост финансовых ресурсов предприятий «при прочих равных условиях» стимулирует не инвестиции, а потребление и бегство капитала). Созидательную мотивацию в обществе создаст начало решения государством (или даже систематическое принуждение его к этому со стороны различных политических сил) назревших структурных проблем:
Будучи не в состоянии сформулировать свои цели (не только в силу интеллектуального ничтожества, но и в силу их антигосударственного, антиобщественного характера) «либеральные фундаменталисты» хватаются за наиболее примитивные, выражаемые количественно и гарантированно решаемые. При этом в силу личной, интеллектуальной и эмоциональной зависимости реформаторов от Запада ключевой целью стала выплата внешнего долга, в ущерб интересам России и ее граждан.
Следует установить, что после достижения суммой госдолга приемлемого уровня (с учетом качества, стоимости обслуживания и сроков погашения этот уровень уже достигнут) его снижение может осуществляться лишь при решенности более приоритетных задач.
Средства, являющиеся потенциальным профицитом, должны направляться на восстановление инфраструктуры (так как в целом частный капитал в обозримом будущем гарантированно не будет вкладываться в нее на приемлемых для России условиях) и на проведение административной реформы. С этим согласны все, даже МВФ, - но только не нынешнее правительство России!
России жизненно необходима Программа развития производительных сил, своего рода ГОЭЛРО-2, определяющая направление развития инфраструктуры и задающая условия развития национальному бизнесу.
Составными элементами этой Программы должны стать:
Энергетическая стратегия, нацеленная на обеспечение максимально эффективного использования энергоресурсов;
Транспортная стратегия, обеспечивающая запуск транзитных маршрутов при срыве любой ценой и любыми способами проектов организации глобального транзита в обход России;
Технологическая стратегия, определяющая, какие технологии государство будет развивать, а какие - импортировать и задающая ориентиры политике в сфере образования. Она должна создать механизм широкомасштабного поиска и внедрения технологий. Нужно создание государственного агентства, занимающегося поиском этих технологий, оценкой их эффективности, при необходимости - доработкой, рекламой и распространением, а при отсутствии заинтересованности со стороны субъектов рынка - созданием предприятий, эксплуатирующих их.
Для реализации Программы развития производительных сил России необходимы система государственных гарантий и инвестиционных кредитов и жесткий механизм контроля за ними на основе достаточно эффективно работавшего в Советском Союзе механизма проектного финансирования. После нескольких демонстративно жестоких наказаний за хищения он заработает.
Этот подход соответствует степени развития рынка в России и мотивации частного капитала, который в необходимых масштабах в инфраструктуру в обозримом будущем не пойдет просто в силу незащищенности права собственности в нашей стране.
Конечно, он не может не пугать сторонников либеральных догм, защищающих демократические процедуры против демократии, рыночные догмы - против рынка, а свободу произвола глобальных монополистов - против свободной конкуренции. К сожалению, трагедия современной России заключается в том, что время, в течение которого ее нарастающие проблемы можно было решить безупречно цивилизованными и полностью безболезненными методами, если еще и не истекло, то, во всяком случае, стремительно близится к концу. После этого выбор будет прост: либо гибель и физическое уничтожение нашей страны и нашего народа, либо выживание на основе жестких и не очень цивилизованных, а часто и насильственных инструментов.
Пример с физическим разрушением инфраструктуры представляется исключительно наглядным. В самом деле: до проведения реформы естественных монополий ее модернизация была доступна при помощи вполне цивилизованного и рыночного предоставления государственных гарантий частным инвесторам при минимальной степени контроля за соблюдением последними своих обязательств. После же расчленения единых технологических комплексов, которые образуют эти естественные монополии, и утраты управляемости ими сложится ситуация, единственным выходом из которой вполне могут оказаться значительные централизованные инвестиции в стиле Госплана. Они будут осуществляться нерыночными механизмами и наверняка будут на порядок менее эффективными, чем при системе государственных гарантий, но окажутся к тому моменту единственным способом выживания нашей страны.
Одной из наиболее острых тем в этом отношении является вопрос о механизмах использования природной ренты.

Пример.

«Последнее Эльдорадо»: легенда о природной ренте

В преддверии парламентских выборов 2003 года в стране все сильнее зазвучали вброшенные в общественный оборот еще президентом Путиным (в его первом послании Федеральному Собранию) идеи об изъятии у российских сырьевых экспортеров природной ренты как некоей панацеи, способной в сжатые сроки исцелить российское общество от всех его недугов.
К сожалению, при всей привлекательности и справедливости идеи изъятия природной ренты у экспортеров сырья сегодняшнее государство попросту не готово к ее реализации: забрав соответствующие средства, «либеральные фундаменталисты», пропитавшие весь государственный аппарат, не используют их на благо Родины, но разворуют до последней копейки, как они делают вот уже более десяти лет.
Кроме того, лозунг «изъятия природной ренты» запоздал: в условиях падения мировых цен на нефть и другое сырье он может лишить российский сырьевой сектор необходимых для развития средств и спровоцировать новый этап разрушения России.
Поэтому первоочередной задачей является оздоровление и модернизация государства. Государственный аппарат мало очистить от людей, искренне считающих своей Родиной место расположения своего банковского счета; его необходимо не на словах, а на деле реструктурировать, убрав ненужные либо дублирующие друг друга звенья и добавив необходимые, но уничтоженные реформаторами.
Необходимо помнить, что национальный бизнес - слой организаторов, менеджеров и хозяев производства - является такой же производительной силой, как и промышленное оборудование. Поэтому государство должно не враждовать с ним, но ставить его на службу обществу, ставя его в условия, когда его интересы если и не полностью, то в наибольшей степени соответствуют общественным.
При этом важно понимать, что полное подчинение государства бизнесу, особенно крупному, ничуть не менее разрушительно для общества, чем последовательное игнорирование его интересов, ибо интересы бизнеса не только не совпадают с общественными, но и могут быть прямо противоположными им. Если бы ситуация была иной, в государстве просто не существовало бы потребности, и закрытые клубы могли бы успешно и легитимно управлять по крайней мере развитыми обществами. Однако деловые круги по самой своей природе ориентированы на заботу и развитии преимущественно сильных членов общества, естественным образом оставляя государству заботу о слабых.
Игнорирование диалектической связи государства и бизнеса, нарушение баланса как в одну, так и в другую сторону и тем более исключение из их отношений населения чревато самыми разрушительными последствиями практически для любого общества.
Грубое насилие, связанное с попыткой прямой экспроприации природной ренты, способно поставить страну на грань гражданской войны, подорвать промышленное развитие и спровоцировать массовое бегство капитала из страны, - тем более, что только что завершилось разрушение системы, способной сдерживать это бегство.
Задачей государства является создание системы гарантий, стимулирующих инвестиции природной ренты ее нынешними обладателями в необходимые для общественного развития проекты, включая систему ЖКХ и другие инфраструктурные отрасли, а также газодобычу и новые, высокотехнологичные производства.
Источниками этих гарантий должны стать бюджетный профицит (пока он есть, а затем - и умеренные дефициты), ограничение масштабов воровства и неэффективного использования бюджетных средств, кредиты государственных банков (в первую очередь Сбербанка), средства государственных внебюджетных фондов (включая пенсионные).

Главная причина слабости инвестиционного роста и отсутствия межотраслевого перелива капитала в сегодняшней России заключается в немыслимой для рыночной экономики незащищенности права собственности, делающая неприемлемо рискованным любые инвестиции без административного контроля за их объектом.
Первейшими шагами по обеспечению этого права являются:
внесение в Закон о банкротстве изменений, обеспечивающих декриминализацию процедуры банкротства (с учетом накопленного богатейшего опыта принудительных и искусственных банкротств);
дополнение судебной реформы мерами, направленными на эффективность решений судов в хозяйственной сфере (так, арбитражный судья должен получать высокую зарплату, максимальная сумма рассматриваемого им иска должна ограничиваться в зависимости от его квалификации, время рассмотрения дела должно быть ограничено, нарушения с его стороны должны вести к пожизненному запрету на любую юридическую деятельность, а работа арбитражных судов должна быть гласной) и рационализация сложившейся практики правоприменения;
обеспечение прозрачности структуры собственности: граждане России имеют право знать в лицо 20- и 30-летних мальчиков, которым «либеральные фундаменталисты» под видом приватизации раздали все национальные богатства, созданные непосильным и самоотверженным трудом поколений россиян.
Развитие России тормозит также безудержный произвол монополий на всех уровнях, в том числе объединенных с различными органами госуправления неформальными связями. Комплексная антимонопольная политика должна обеспечивать:
быстрое и неотвратимое наказание за злоупотребление монопольным положением (особо нетерпимая ситуация сложилась на рынке лекарств), включая длительный «профилактический» контроль за их издержками и ценами;
реструктуризацию естественных монополий и рост их тарифов (включая тарифы ЖКХ) только при условии обеспечения их финансовой прозрачности (включая аффилированные структуры);
нормализацию работы фактически бездействующего (под прикрытием отдельных «громких дел») Министерства антимонопольной политики.
Следует создать Федеральную инспекцию цен, которая будет вести мониторинг цен наиболее значимых рынков товаров и услуг и реагировать на резкие колебания цен, временно устанавливая их предельный уровень (в том числе и ниже максимально достигнутого). Необходимость подобного механизма (существующего, например, в Германии) связана с разрушительностью резких скачков цен. Антимонопольное расследование не нейтрализует их в силу своей длительности: пока удается доказать факт монопольного злоупотребления, проходят порой годы, в течение которых экономике наносится невосполнимый ущерб. Кроме того, в целом ряде случаев злоупотребления монопольным положением недоказуемы, а часть спекуляций проводится не монополистами и без сговора.

Помимо описанных мер, направленных на решение наиболее острых структурных проблем российской экономики, необходимы комплексные, системные усилия по ее модернизации и повышению ее конкурентоспособности.

Пример

Политика поддержания конкурентоспособности России

1. Внешнеэкономическая политика

Применять для защиты национального рынка все меры, разрешаемые ВТО, включая нетарифные ограничения (ограничение импорта товаров при прочих равных условиях есть стимулирование иностранных инвестиций - СНОССКА!!!).
1. Запретить импорт за счёт бюджета (за исключением уникальной и при том жизненно необходимой продукции, перечень и объем закупки которой утверждается отдельным приложением к бюджету) - это не противоречит даже правилам ВТО.
2. Установить и закрепить законодательно упрощенный механизм уплаты пошлин: уплата с единицы транспорта в зависимости от типа груза с последующим выборочным контролем. Это резко повысит доходы бюджета за счет сокращения взяток таможенникам.
3. Устанавливать импортные пошлины на детали и комплектующие на более низком уровне, чем пошлины на полуфабрикаты, а на полуфабрикаты - чем на готовую продукцию («эскалация тарифов»). Пошлины на ввоз оборудования, которое не предполагается производить в ближайшие годы, не взимать.
4. Создать комплексную и разветвленную систему поддержки экспорта, в том числе при помощи его кредитования и гарантирования государством.
5. Допускать на рынок страховых и пенсионных услуг зарубежные банки, страховые и пенсионные компании сверх существующих квот при условии полного инвестирования полученных ими средств в экономику России.
6. Мы должны ориентироваться на свои национальные интересы. Поэтому национальное право в России, как это имеет место в США и Евросоюзе, должно быть выше международного, отвечающего интересам ее конкурентов.

2. Промышленная политика

1. Государство должно регулировать сферы, в которых рыночное саморегулирование не существует либо недостаточно. Сегодня в эту категорию попадает и инвестиционная сфера.
Основные каналы стимулирования инвестиционного спроса:
гарантии и инвестиционные кредиты со стороны госбанков;
· покупка Центробанком через своих финансовых агентов нерыночных госбумаг с последующим инвестированием средств, в том числе через госбанки;
· переучёт Центробанком векселей экспортёров (выданных под экспортные контракты), получателей госзаказа (выданных под госзаказ) и операторов согласованных с государством инвестиционных проектов;
· гарантирование госбанками инвестиций в реальный сектор.
2. Сокращение мобилизационных мощностей до необходимого с учётом современных условий минимума.
3. Превращение введения контроля за структурой затрат и рентабельностью в условие получения предприятиями государственного содействия.
4. При реструктуризации долгов предприятий перед бюджетом и оздоровления предприятий формировать крупные корпорации, охватывающие технологически связанные цепочки предприятий (и ликвидирующие посредников). Механизмы формирования:
· размещение счетов предприятий, реструктурирующих долг перед бюджетом, только в банках - финансовых агентах государства;
· содействие (путём обучения кадров, предоставления методических материалов и юридической поддержки, а также внешнего давления, направленного на вытеснение посредников) формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или являющихся потребителями их продукции;
· передача пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности и объединённых единством технологического процесса, в управление специализированным компаниям.
5. Дать инвесторам гарантии неухудшения всех определяемых государством условий их деятельности, включая обязательные платежи в бюджет, в течение первых 5 лет реализации каждого проекта.
6. Установить в качестве главного приоритета развитие информационных и связанных с ними технологий. Установить в качестве приоритетных направлений, которые, подобно «локомотивам», смогут обеспечить развитие значительных секторов экономики:
реконструкцию автомобильных дорог;
производство автомобилей и сложной бытовой техники;
строительство типового жилья;
распространение технологий энергосбережения;
переработку сельхозпродукции;
сохранение и развитие высоких технологий.
7. Установить, что предприятия - получатели госпомощи (даже если государство не дает деньги, а вводит защитные тарифы, или помогает в реструктуризации отрасли, или содействует повышению качества бизнеса), обязаны брать на себя встречные обязательства по удовлетворению общественных интересов, и отвечать перед государством, в том числе и своим имуществом, за их исполнение.
8. Регулировать цены, затраты и зарплату переговорами между производителями и потребителями при посредничестве правительства в рамках межотраслевых коллективных соглашений и соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.
9. Реализовать программу комплексной модернизации ВПК, имея в виду прежде всего развертывание широкомасштабного производства современных, уже подготовленых для производства и возобновление разработки новых передовых систем вооружений.
10. Провести реструктуризацию всех неурегулированных долгов предприятий бюджетам и внебюджетным фондам. При нарушении ее условий контрольный пакет акций предприятия должен быть продан на аукционе (при необходимости должна быть осуществлена дополнительная эмиссия акций). Положение об этом и последующих действиях должно быть включено в соглашение о реструктуризации.
Если предприятие не куплено на аукционе, его контрольный пакет должен быть передан в госсобственность, долги предприятия заморожены на 5 лет, а предприятие передано во внешнее управление с разработкой плана оздоровления. Если этот план не утверждается органом госуправления либо нарушается, управляющая компания меняется, а деятельность прежней расследуется.
Группы внешних управляющих, план которых не утверждается либо нарушается, лишаются права профессиональной деятельности и направляются на обязательную переподготовку за их счет.
(При подготовке планов оздоровления государство должно учитывать необходимость восстановления единых технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-под криминального контроля и формирования на этой основе крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих интеграции страны. Стратегическая цель - «выращивание» этих корпораций до общефедерального уровня и стимулирование их внешнеэкономической экспансии.)
При погашении реструктурированных долгов и выполнении плана оздоровления внешние управляющие получают в собственность контрольный пакет акций, находящийся у государства, или его часть, пропорциональную возвращенному долгу. Это передаст предприятия собственникам, доказавшим свою эффективность.

3. Банковская политика

1. Ускорить закрытие нежизнеспособных банков. При пассивном сопротивлении Центробанка выделить из него соответствующие подразделения в отдельное ведомство в составе правительства.
2. Запретить выдачу лицензий банкам, возглавляемым бывшими управляющими или высокопоставленными менеджерами неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет акций или доля в капитале принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), пока эти банки не выплатят свои долги полностью.
3. Обеспечить гарантию значительных, но только рублевых вкладов граждан (1000 минимальных зарплат и проценты в размере половины от ставки рефинансирования Центробанка) за счет Центробанка, выдающего лицензии на привлечение средств населения (он должен отвечать за свою политику).
4. Провести отбор банков - финансовых агентов государства, включив в них относительно надежные банки (не менее пяти на федеральный округ), согласные на жесткий контроль государства.
Разрешать предприятиям, реструктурировавшим свои долги бюджетам, во время действия договора о реструктуризации иметь счета исключительно в банках - финансовых агентствах государства.
5. Ограничить либерализацию валютного регулирования облегчением притока капитала в страну.

4. Бюджетная политика

1. Провести расследование исполнения бюджетов и деятельности внебюджетных фондов за 1992-2002 годы с гласным возбуждением уголовных дел, в том числе за «халатность». Главному Контрольному управлению Президента России, ФСБ и МВД при кураторстве лидера государства подготовить и провести в ГУФК Минфина, а затем во всех ведомствах операцию «Чистые руки».
2. Зафиксировать минимальный уровень непроцентных расходов федерального бюджета в процентах к ВВП с поквартальным получением недостатка средств:
за счет нерыночных займов, при необходимости выкупаемых Центробанком или госбанками (включая росзагранбанки);
за счет переучёта Центробанком векселей первоклассных заемщиков в рамках промышленной политики;
за счёт обеспечения принадлежащими Центробанку банками согласованных с государством инвестиционных проектов (банки выбирают проекты в определенных государством направлениях и имеют возможность отказа от участия в программе).
3. Оценивать деятельность Минфина по минимизации неиспользуемых остатков бюджетных средств и по степени пропорциональности исполнения различных расходных статей бюджета.
4. Установить, что договора о неконкурсных госзакупках являются ничтожными сделками. Проводить конкурсы только с учетом стоимости транспортировки до бюджетного потребителя.
5. Создать единую систему мониторинга и управления госдолгом, включая долги регионов, местных властей, предприятий и банков. На ее основе разработать и принять программу погашения государственного долга.
6. Завершить установление контроля государства за федеральными внебюджетными фондами. Включить их аппараты в соответствующие ведомства, сократив штаты.
7. Установить «пороговый», растущий от года к году уровень финансовой прозрачности, без достижения которого регион теряет право на любую финансовую поддержку. Нужен прямой контроль государства за расходованием регионами всех видов финансовой поддержки федерального центра. Поддержка, не предусмотренная бюджетом, должна обуславливаться временной передачей федеральному центру части полномочий региональных властей.

Наконец, важнейшим вопросом модернизации современной России является восстановление человеческого капитала, катастрофическое разрушение которого продолжается даже в условиях улучшения экономической конъюнктуры. Входящие во взрослую жизнь «дети демократии» являются детьми национальной катастрофы - в массе своей они не имеют реальных знаний и навыков и даже здоровья, лишены каких бы то ни было социальных ориентиров.
Необходимо стимулирование рождаемости, включающее как минимум достаточное для минимального содержание ребенка пособие, увеличивающееся с каждым последующим ребенком, и налоговый вычет на каждого из родителей.
Необходим жесточайший контроль за качеством здравоохранения и образования. Полезным инструментом является введение практики обязательного возмещения ущерба, нанесенного вследствие врачебных ошибок и некачественного образования.
Принципиально важно обеспечить качественную медицинскую помощь неимущим, составляющим подавляющее большинство населения нашей еще недавно обеспеченной страны. Следует создать систему действительно бесплатного высшего образования для талантливых представителей неимущих. Это необходимо, так как 70 лет назад даже такой аристократ, как Черчилль, писал, что общество должно использовать таланты всех социальных слоев.
Основа общественной самоидентификации, необходимой в условиях глобальной конкуренции, - культура. Нужно не пытаться остановить ее развитие (например, законом о языке), но сохранять и развивать ее.
Разумно введение квоты в размере 50% на трансляцию по радио и телевидению песен на русском языке, показ по телевидению фильмов российского и советского производства.
Следует определить идеи и настроения, внедряемые государством, и предоставлять конкурсные госзаказы на производство соответствующих фильмов, телевизионных и радиопрограмм, как это делало, например, американское государство в отношении Голливуда во время Великой депрессии и в 30-е годы ХХ века.
Необходимым является также стимулирование иммиграции и получения российского гражданства русских, украинцев и белорусов, стимулирование получения иностранцами (особенно из СНГ) образования в российских ВУЗах.
Инерционные демографические процессы лишат армию призывников уже в 2007-2008 годах. К этому времени должно быть завершено создание профессиональной армии и обеспечение социального престижа офицерства. Уставы армии, вся система обучения военнослужащих и поддержания обороноспособности страны должны быть кардинально обновлены в соответствии с требованиями современно войны - с учетом опыта как локальных войн (в том числе партизанских), так и широкомасштабных агрессий, осуществляемых в последние годы США и их союзниками.
Необходимо ввести смертную казнь для наркоторговцев, террористов и других массовых убийц. Предусмотреть годовой период проверки каждого случая и возможность замены смертной казни длительным тюремным заключением при условии активного содействия следствию. В то же время важно смягчить наказания за мелкие правонарушения, группировать содержащихся в СИЗО и местах заключения по характеру преступлений, не допуская совместного содержания рецидивистов и впервые судимых. Облегчить и упорядочить условия содержания в СИЗО и местах заключения.
Необходима действенная защита от милицейского произвола, очищение правоохранительных и силовых структур от разложившихся и психически неустойчивых элементов.
Подчеркнем еще раз: все эти достаточно разнородные меры категорически необходимы не только для нормализации условий жизни россиян, но и для привлечения инвестиций. Ведь в общество без социального оптимизма, без реального улучшения условий жизни и оздоровления психологического климата современные инвесторы не пойдут.
Сегодня инвестиционный климат России по-прежнему живо напоминает ледниковый период. Не стоит забывать, что первобытный человек не замерз, стал человеком, вышел в космос и в конце концов даже смог вплотную приблизиться своими наиболее передовыми представителями к осознанию либеральных идеалов только потому, что в свое время не стал дожидаться улучшения климата, а сам, своими силами стал исправлять его недостатки при помощи огня и орудий труда.
Если Россия не хочет замерзнуть - в прямом смысле этого слова, без электроэнергии, без газа и других видов топлива- она должна взяться за исправление недостатков своего инвестиционного климата с той же решимостью и определенностью, с которой первобытный человек несколько тысячелетий назад брался за исправление недостатков ледникового периода.
И здесь мы сталкиваемся с третьей и самой главной задачей современного российского общества, ответ на которую вытекает из вопроса «а кто все это будет делать». Есть лишь один инструмент, которым общество может выработать и реализовать любую, самую эффективную экономическую политику, - это государство.
Пока оно, как сейчас, представляет собой коллективное воплощение посредственности, Россия напоминает безрукого и безногого водителя шестисотого «мерседеса»: тачка хороша, но никуда не поедет. Чтобы вырастить руки и ноги, нужна глубокая реорганизация всей системы государственного управления, обеспечивающая его кардинальное оздоровление.
Эта реорганизация представляется в настоящее время самым первым и самым важным из цепочки необходимых шагов, способных вывести Россию из «ловушки глобализации».