8.1. Технологии - несущие конструкции мирового порядка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Позиционирование владельца тех
или иных технологий на рынке, в том числе мировом, зависит прежде всего от
характера используемых им технологий. Ключевым критерием в общем случае служит
степень уникальности производимого с их помощью продукта: чем она
выше, тем в большей степени рынок этого продукта контролируется производителем,
а не потребителем и, соответственно, тем выше рыночная сила и политическая
влиятельность владельца данной технологии.
Однородные, «биржевые» товары ни при каких обстоятельствах не являются
уникальными: производители представляют на рынок практически одно и то же, в
результате чего реальный контроль за этими рынками в долгосрочном плане, как
правило, принадлежит преимущественно покупателям. Производители могут
противиться этому контролю, объединяясь в картели и синдикаты, но сама
однородность продукта, предопределяющая однородность его потребления, в случае
наличия сколь-нибудь значительного количества производителей провоцирует
конкуренцию между ними и делает их союзы изначально непрочными.
Всякое усложнение продукта и особенно повышение степени его индивидуализации
делает его менее однородным, повышает степень его уникальности и тем самым
расширяет возможности производителя по контролю за рынком его сбыта. Такое
расширение возможностей происходит как само по себе, так и благодаря
предоставлению новых возможностей для специализированного воздействия на
массовое сознание. Благодаря технологиям формирования сознания дизайн, торговая
марка и репутация изготовителя приобретают для потребителя не меньшее значение,
чем непосредственные потребительские качества товара, а точнее - становятся
новыми, «информационными» потребительскими качествами, зачастую более важными,
чем связанные с его физическими свойствами.
В информатизированных обществах потребители все меньше потребляют физические
блага «в чистом виде» и все больше используют их в качестве материальных
носителей эмоций и представлений, которые и превращаются в главную цель, своего
рода квинтэссенцию потребления.
Наибольшей степенью уникальности обладают благодаря этому сложнотехнические
товары народного потребления - например, бытовая техника и автомобили. С одной
стороны, высокая степень переработки и техническая сложность позволяют
максимально разнообразить реальные (в том числе заведомо избыточные)
потребительские качества этих товаров, с другой - ориентация на индивидуальное
потребление позволяет в максимальной степени использовать технологии
корректировки человеческого сознания.
При этом производство полуфабрикатов для этих изделий, как правило, носит
полностью стандартизированный характер и обычно осуществляется в рамках
транснациональных корпораций. Такое производство является широко доступным и
отличается поэтому исключительно жесткой конкуренцией, которая в условиях
стандартизации технологий ведется преимущественно в области удешевления
стоимости рабочей силы. В результате коммерчески оно является малоэффективным
(см. параграф о ТНК), а специализация на нем страны в рамках концепции
«догоняющего развития» способствует не росту, но, напротив, снижению
благосостояния ее граждан по мере ужесточения конкуренции в области снижения
зарплаты (см. подробней о ЮВА).
Следует отметить, что активное и массовое воздействие на человеческое сознание,
формирование нужных ожиданий позволило коренным образом изменить
взаимоотношение между потребностью и удовлетворяющим ее товаром. Уже довольно
длительное время не осознанная потребность человека вызывает к жизни
соответствующий товар, но, напротив, создание того или иного товара
сопровождается искусственным формированием у человечества соответствующей
потребности. Именно в этом состоит принципиальное различие между технологиями
соответственно традиционной рекламы и public relations, сокращенно именуемого
на современном «пиджин рашен» «пиаром».
Соответственно, корректировка человеческого сознания позволяет качественно
повысить степень уникальности относительно сложных потребительских товаров и
окончательно превратить их рынки из «рынков покупателя» в «рынки продавца».
Подводя итоги ранжирования технологий по степени влияния использующего их
производителя на рынки соответствующих товаров, следует вывести общее правило
возрастания этого влияния по мере роста сложности производимых товаров. Рыночная
сила производителя, а следовательно - и конкурентная
эффективность используемых им технологий возрастает по мере движения от
однородных «биржевых» через сложные товары - к уникальным товарам, к
которым относится не только уникальное производственное оборудование, но и
сложные потребительские товары, поддерживаемые технологиями воздействия на
массовое сознание.
При этом производство последних за счет массовости спроса и связанного с ним
масштабности воздействия на сознание дает их производителю неизмеримо большую
рыночную власть, чем производство сколь угодно сложного и уникального
производственного оборудования. В то же время уникальность потребительских
товаров достигается несравнимо более простым образом - при помощи общедоступных
технологий формирования сознания.
Однако эта рыночная власть еще далеко не максимальна. Ведь производственные
технологии лишь завершают, «венчают» сложное и длительные технологические
циклы. Заведомо более уникальным, если можно так выразиться, «более
неповторимым», чем производство любых товаров и услуг, является создание и
тиражирование самих производственных технологий в целом - разработка «ноу-хау».
Соответственно, рынки «ноу-хау» контролируются их разработчиками значительно
более сильно, чем рынки даже самых сложных потребительских товаров.
Но и эти разработчики обладают далеко еще не максимальной рыночной властью.
«Выше только звезды» - создание новых технологических принципов, которые лишь в
результате длительных и сложных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, после значительных затрат денег, интеллекта и
времени воплощаются (или не воплощаются, что тоже бывает и служит одним из
барьеров «входа» на данный тип рынков) в производственно пригодные «ноу-хау».
Именно разработчики новых технологических принципов, а точнее - владельцы
организационных и исследовательских технологий разработки таких принципов - и
являются наиболее влиятельными субъектами современной мировой экономики. Они в
наибольшей по сравнению со всеми остальными производителями степени
контролируют рынки своей продукции и практически избавлены от внешней
конкуренции как таковой.
Позиционирование владельца тех
или иных технологий на рынке, в том числе мировом, зависит прежде всего от
характера используемых им технологий. Ключевым критерием в общем случае служит
степень уникальности производимого с их помощью продукта: чем она
выше, тем в большей степени рынок этого продукта контролируется производителем,
а не потребителем и, соответственно, тем выше рыночная сила и политическая
влиятельность владельца данной технологии.
Однородные, «биржевые» товары ни при каких обстоятельствах не являются
уникальными: производители представляют на рынок практически одно и то же, в
результате чего реальный контроль за этими рынками в долгосрочном плане, как
правило, принадлежит преимущественно покупателям. Производители могут
противиться этому контролю, объединяясь в картели и синдикаты, но сама
однородность продукта, предопределяющая однородность его потребления, в случае
наличия сколь-нибудь значительного количества производителей провоцирует
конкуренцию между ними и делает их союзы изначально непрочными.
Всякое усложнение продукта и особенно повышение степени его индивидуализации
делает его менее однородным, повышает степень его уникальности и тем самым
расширяет возможности производителя по контролю за рынком его сбыта. Такое
расширение возможностей происходит как само по себе, так и благодаря
предоставлению новых возможностей для специализированного воздействия на
массовое сознание. Благодаря технологиям формирования сознания дизайн, торговая
марка и репутация изготовителя приобретают для потребителя не меньшее значение,
чем непосредственные потребительские качества товара, а точнее - становятся
новыми, «информационными» потребительскими качествами, зачастую более важными,
чем связанные с его физическими свойствами.
В информатизированных обществах потребители все меньше потребляют физические
блага «в чистом виде» и все больше используют их в качестве материальных
носителей эмоций и представлений, которые и превращаются в главную цель, своего
рода квинтэссенцию потребления.
Наибольшей степенью уникальности обладают благодаря этому сложнотехнические
товары народного потребления - например, бытовая техника и автомобили. С одной
стороны, высокая степень переработки и техническая сложность позволяют
максимально разнообразить реальные (в том числе заведомо избыточные)
потребительские качества этих товаров, с другой - ориентация на индивидуальное
потребление позволяет в максимальной степени использовать технологии
корректировки человеческого сознания.
При этом производство полуфабрикатов для этих изделий, как правило, носит
полностью стандартизированный характер и обычно осуществляется в рамках
транснациональных корпораций. Такое производство является широко доступным и
отличается поэтому исключительно жесткой конкуренцией, которая в условиях
стандартизации технологий ведется преимущественно в области удешевления
стоимости рабочей силы. В результате коммерчески оно является малоэффективным
(см. параграф о ТНК), а специализация на нем страны в рамках концепции
«догоняющего развития» способствует не росту, но, напротив, снижению
благосостояния ее граждан по мере ужесточения конкуренции в области снижения
зарплаты (см. подробней о ЮВА).
Следует отметить, что активное и массовое воздействие на человеческое сознание,
формирование нужных ожиданий позволило коренным образом изменить
взаимоотношение между потребностью и удовлетворяющим ее товаром. Уже довольно
длительное время не осознанная потребность человека вызывает к жизни
соответствующий товар, но, напротив, создание того или иного товара
сопровождается искусственным формированием у человечества соответствующей
потребности. Именно в этом состоит принципиальное различие между технологиями
соответственно традиционной рекламы и public relations, сокращенно именуемого
на современном «пиджин рашен» «пиаром».
Соответственно, корректировка человеческого сознания позволяет качественно
повысить степень уникальности относительно сложных потребительских товаров и
окончательно превратить их рынки из «рынков покупателя» в «рынки продавца».
Подводя итоги ранжирования технологий по степени влияния использующего их
производителя на рынки соответствующих товаров, следует вывести общее правило
возрастания этого влияния по мере роста сложности производимых товаров. Рыночная
сила производителя, а следовательно - и конкурентная
эффективность используемых им технологий возрастает по мере движения от
однородных «биржевых» через сложные товары - к уникальным товарам, к
которым относится не только уникальное производственное оборудование, но и
сложные потребительские товары, поддерживаемые технологиями воздействия на
массовое сознание.
При этом производство последних за счет массовости спроса и связанного с ним
масштабности воздействия на сознание дает их производителю неизмеримо большую
рыночную власть, чем производство сколь угодно сложного и уникального
производственного оборудования. В то же время уникальность потребительских
товаров достигается несравнимо более простым образом - при помощи общедоступных
технологий формирования сознания.
Однако эта рыночная власть еще далеко не максимальна. Ведь производственные
технологии лишь завершают, «венчают» сложное и длительные технологические
циклы. Заведомо более уникальным, если можно так выразиться, «более
неповторимым», чем производство любых товаров и услуг, является создание и
тиражирование самих производственных технологий в целом - разработка «ноу-хау».
Соответственно, рынки «ноу-хау» контролируются их разработчиками значительно
более сильно, чем рынки даже самых сложных потребительских товаров.
Но и эти разработчики обладают далеко еще не максимальной рыночной властью.
«Выше только звезды» - создание новых технологических принципов, которые лишь в
результате длительных и сложных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, после значительных затрат денег, интеллекта и
времени воплощаются (или не воплощаются, что тоже бывает и служит одним из
барьеров «входа» на данный тип рынков) в производственно пригодные «ноу-хау».
Именно разработчики новых технологических принципов, а точнее - владельцы
организационных и исследовательских технологий разработки таких принципов - и
являются наиболее влиятельными субъектами современной мировой экономики. Они в
наибольшей по сравнению со всеми остальными производителями степени
контролируют рынки своей продукции и практически избавлены от внешней
конкуренции как таковой.