11.4.5. Финансирование модернизации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Финансовая
политика Китая с самого начала реформы была направлена на стимулирование
внутреннего спроса. Китайские руководители хорошо понимали «золотое правило»
глобальной конкуренции, впоследствии сформулированное М.Портером, по которому
эффективные транснациональные корпорации могут вырасти и окрепнуть лишь на
емком внутреннем рынке соответствующей страны.
Поэтому уровень монетизации китайской экономики всегда был значителен;
отношение денежной массы к ВВП превышало 100%. С 1997 года увеличение денежной
массы составляло в среднем 17% в год, причем благодаря в целом эффективному
контролю за ее структурой ее рост стимулировал не инфляцию (которая после …
года остается низкой, а порой и отрицательной), но производство и рост банковских
вкладов, в первую очередь населения.
После замедления роста китайского экспорта (…статистика…) под действием кризиса
1997-1999 годов ключевым инструментом стимулирования роста стало увеличение
денежной массы при контроле за ее структурой. Эта политика не просто
компенсировала ухудшение внешней конъюнктуры, но и качественно изменила сам
характер развития Китая, решительно снизив его зависимость от мирового спроса и
превратив в главный фактор роста китайской экономики ее собственный внутренний
спрос.
Как свойственно процессам общественного развития Китая, механизмы увеличения
реальной денежной массы можно условно объединить в два взаимодополняющие
контура, выполняющие принципиально различные задачи.
Первый контур, постепенно сдающий свои позиции, поддерживает старый, но пока
необходимый для сохранения стабильности и управляемости хозяйственный механизм.
В его рамках происходит в основном кредитование госбанками государственных же
предприятий со всей их неэффективностью; он подпитывается как господдержкой,
так и вкладами населения (подобно тому, как это имеет место в Почтовом банке
Японии и Сберегательном - России).
Второй, расширяющийся контур, обеспечивает решение задач модернизации и связан
с активизацией фондового рынка. Помимо корпоративных эмиссий (на двух китайских
фондовых рынках обращаются акции более чем 1200 китайских компаний), для его
функционирования исключительно велико значение госзаймов. Государство
финансирует модернизационные проекты - начиная от создания инфраструктуры и
кончая техническим перевооружением госпредприятий - во все большей степени за
счет выпуска ценных бумаг на внутренний рынок.
Таким образом, прирост денежной массы во многом создается в ходе поддержки
неэффективного госсектора, а затем изымается с финансового рынка при помощи
займов, обеспечивающих эффективные модернизационные проекты. В результате одни
и те же средства проходят по обоим финансовым контурам, что обеспечивает их
максимальное использование и погашение инфляционного эффекта.
Масштабы госфинансирования модернизационного контура велики. Только
долгосрочные госзаймы на инвестиционные нужды и только в 1998-2000 годах
составили 510 млрд. юаней (более 60 млрд.долл.). За счет госзаймов на
внутреннем рынке, обеспечивающих модернизацию, бюджетный дефицит Китая в 2000-2001
годах вырос примерно вдвое, хотя и остался в безопасных рамках. В 2002 году
бюджетный дефицит также был обусловлен необходимостью финансирования
модернизационных проектов, хотя сам по себе он является естественным
результатом импорта капитала.
Именно благодаря политике стимулирования инвестиций через госзаймы
инвестиционный рост удалось ускорить с 11% в 2001 до более чем 16% в 2002 году,
причем вложения в недвижимые объекты выросли более чем на 30%.
Недавнее открытие рынка акций для китайских граждан позволило расширить
негосударственное финансирование модернизационного контура, в том числе и за
счет контура стабилизации (так как на рынок акций стали уходить сбережения
населения и из госбанков, финансировавших за их счет преимущественно
госпредприятия). Дополнительным стимулом к расширению фондового рынка стали
ограниченность иных способов вложения капитала и высокая рентабельность
операций. В результате в операциях на фондовом рынке, несмотря на его низкую
прозрачность, участвует значительная часть городского населения (ЗАЙЦЕВ).
В то время как стержнем экономической успешности Китая является его разумная и
взвешенная финансовая политика, символом ее эффективности служит
головокружительный рост золотовалютных резервов. За последние 10 лет они
выросли более чем в 10 раз, среднегодовой прирост превышает 25%. По их размеру
Китай занимает прочное второе место в мире после Японии, причем на третьем и
четвертом местах также находятся экономики «Большого Китая» - Тайвань и
Гонконг; их суммарные золотовалютные резервы существенно превышают
золотовалютные резервы Японии.
Финансовая
политика Китая с самого начала реформы была направлена на стимулирование
внутреннего спроса. Китайские руководители хорошо понимали «золотое правило»
глобальной конкуренции, впоследствии сформулированное М.Портером, по которому
эффективные транснациональные корпорации могут вырасти и окрепнуть лишь на
емком внутреннем рынке соответствующей страны.
Поэтому уровень монетизации китайской экономики всегда был значителен;
отношение денежной массы к ВВП превышало 100%. С 1997 года увеличение денежной
массы составляло в среднем 17% в год, причем благодаря в целом эффективному
контролю за ее структурой ее рост стимулировал не инфляцию (которая после …
года остается низкой, а порой и отрицательной), но производство и рост банковских
вкладов, в первую очередь населения.
После замедления роста китайского экспорта (…статистика…) под действием кризиса
1997-1999 годов ключевым инструментом стимулирования роста стало увеличение
денежной массы при контроле за ее структурой. Эта политика не просто
компенсировала ухудшение внешней конъюнктуры, но и качественно изменила сам
характер развития Китая, решительно снизив его зависимость от мирового спроса и
превратив в главный фактор роста китайской экономики ее собственный внутренний
спрос.
Как свойственно процессам общественного развития Китая, механизмы увеличения
реальной денежной массы можно условно объединить в два взаимодополняющие
контура, выполняющие принципиально различные задачи.
Первый контур, постепенно сдающий свои позиции, поддерживает старый, но пока
необходимый для сохранения стабильности и управляемости хозяйственный механизм.
В его рамках происходит в основном кредитование госбанками государственных же
предприятий со всей их неэффективностью; он подпитывается как господдержкой,
так и вкладами населения (подобно тому, как это имеет место в Почтовом банке
Японии и Сберегательном - России).
Второй, расширяющийся контур, обеспечивает решение задач модернизации и связан
с активизацией фондового рынка. Помимо корпоративных эмиссий (на двух китайских
фондовых рынках обращаются акции более чем 1200 китайских компаний), для его
функционирования исключительно велико значение госзаймов. Государство
финансирует модернизационные проекты - начиная от создания инфраструктуры и
кончая техническим перевооружением госпредприятий - во все большей степени за
счет выпуска ценных бумаг на внутренний рынок.
Таким образом, прирост денежной массы во многом создается в ходе поддержки
неэффективного госсектора, а затем изымается с финансового рынка при помощи
займов, обеспечивающих эффективные модернизационные проекты. В результате одни
и те же средства проходят по обоим финансовым контурам, что обеспечивает их
максимальное использование и погашение инфляционного эффекта.
Масштабы госфинансирования модернизационного контура велики. Только
долгосрочные госзаймы на инвестиционные нужды и только в 1998-2000 годах
составили 510 млрд. юаней (более 60 млрд.долл.). За счет госзаймов на
внутреннем рынке, обеспечивающих модернизацию, бюджетный дефицит Китая в 2000-2001
годах вырос примерно вдвое, хотя и остался в безопасных рамках. В 2002 году
бюджетный дефицит также был обусловлен необходимостью финансирования
модернизационных проектов, хотя сам по себе он является естественным
результатом импорта капитала.
Именно благодаря политике стимулирования инвестиций через госзаймы
инвестиционный рост удалось ускорить с 11% в 2001 до более чем 16% в 2002 году,
причем вложения в недвижимые объекты выросли более чем на 30%.
Недавнее открытие рынка акций для китайских граждан позволило расширить
негосударственное финансирование модернизационного контура, в том числе и за
счет контура стабилизации (так как на рынок акций стали уходить сбережения
населения и из госбанков, финансировавших за их счет преимущественно
госпредприятия). Дополнительным стимулом к расширению фондового рынка стали
ограниченность иных способов вложения капитала и высокая рентабельность
операций. В результате в операциях на фондовом рынке, несмотря на его низкую
прозрачность, участвует значительная часть городского населения (ЗАЙЦЕВ).
В то время как стержнем экономической успешности Китая является его разумная и
взвешенная финансовая политика, символом ее эффективности служит
головокружительный рост золотовалютных резервов. За последние 10 лет они
выросли более чем в 10 раз, среднегодовой прирост превышает 25%. По их размеру
Китай занимает прочное второе место в мире после Японии, причем на третьем и
четвертом местах также находятся экономики «Большого Китая» - Тайвань и
Гонконг; их суммарные золотовалютные резервы существенно превышают
золотовалютные резервы Японии.