11.4.3. Стимулирование развития высоких технологий

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 

Помимо привлечения иностранных (в основном китайских) инвестиций, повышения емкости внутреннего рынка, наращивания экспорта и оздоровления его структуры ключевыми источниками роста экономики служат государственные программы, направленные не только на оживление внутреннего спроса и улучшение инфраструктуры, но и на более глубокие структурные преобразования.
Усилия государства в этом направлении, активизировавшиеся в 2000 и 2001 годах, стали одной из важнейших причин стабильного развития Китая в условиях начавшегося в 2000 году структурного кризиса мировой экономики. Цель государства - всемерное стимулирование развития высокотехнологичных производств.
Список технологических приоритетов Китая состоит из 141 подотрасли, относящихся к информатике, биотехнологиям, новым материалам, авиации и космонавтике, энергетике, экологии, сельскому хозяйству и транспорту. Эти приоритеты не существуют только на бумаге, к чему привыкли россияне, но энергично и достаточно эффективно реализуются государством. Китайское руководство исходит из того, что с 2000 до 2005 год доля добавленной стоимости продукции высокотехнологичных отраслей Китая должна вырасти с 4 до 6%, а удельный вес этих отраслей в промышленном экспорте - с 15 до 25%.
Благодаря бурному экономическому и технологическому прогрессу Китай «является наиболее быстрорастущим мировым рынком информационных технологий, причем эта тенденция сохранится и в обозримой перспективе». Ожидается, что до 2004 года годовые темпы прироста продаж аппаратных средств будут составлять в среднем 17%, а программного обеспечения - 36%. Если в 1997 году объем продаж последнего в стране составлял около 2 млрд.долл., то уже в 2001 году превысил указанный уровень более чем вчетверо (и это с учетом того, что в основном в Китае продается контрафактная, то есть кардинально более дешевая продукция!)
При сохранении сложившихся тенденций к середине первого десятилетия XXI века Китай выйдет на второе место в мире по продажам информационных технологий, а к его концу сможет даже догнать наиболее информатизированную страну мира, переходящую от индустриальной и информационной экономике, - США.
Значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей Китая сыграет его присоединение к ВТО, которое состоялось в декабре 2001 года после 15 лет напряженных переговоров. Эти переговоры, по времени совпавшие с реформированием Китая, позволили ему выиграть время для экономического развития и осуществить масштабную программу модернизации, сделавшую его конкурентоспособным. Присоединение к ВТО после создания целых высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей облегчает выход Китая на рынки высокотехнологичной продукции, ограничивая возможности сдерживания его экспорта.
С учетом исключительной дешевизны китайской рабочей силы конкурентные преимущества получат и трудоемкие отрасли, традиционно ориентирующиеся на экспорт, - в первую очередь производство одежды и текстильная промышленность в целом.
Не менее важным результатом присоединения Китая к ВТО представляется укрепление его конкурентных позиций по отношению к странам Юго-Восточной Азии, с которыми он конкурирует примерно за одни и те же рынки. Присоединение к ВТО освободило Китай от значительной части ограничений, которые не действовали в отношении большинства стран Юго-Восточной Азии, уже давно являющихся членами этой организации. (ЗАЙЦЕВ)
В силу специфики национальной экономики перечисленные преимущества с лихвой покроют убытки, связанные в основном с облегчением доступа ТНК на китайский рынок, и с ожидаемым ущербом для сельского хозяйства. В результате, по официальным оценкам китайских специалистов, присоединение Китая к ВТО позволит обеспечить дополнительное ускорение экономического роста на 2,94% и создание около 10 миллионов новых рабочих мест.
Существенно и то, что присоединение к ВТО Тайваня вслед за континентальным Китаем способствует облегчению экономической интеграции Большого Китая.

Пример 34

Присоединение Китая к ВТО: завершающий бросок

На завершающем этапе переговоров о присоединении к ВТО китайское руководство столкнулось с серьезной проблемой: сессия парламента - Всекитайского собрания народных представителей - заканчивалась в августе 2001 года, за четыре месяца до завершения переговоров, когда условия присоединения оставались еще неизвестными и не было полной уверенности даже в том, что присоединение состоится. Между тем парламент должен был ратифицировать заключенные соглашения, как и все остальные международные договоренности.
Ждать очередной сессии парламента - значит терять драгоценное время, которое в глобальной конкуренции является синонимом даже не денег, а конкурентоспособности. Собирать внеочередную сессию - не только хлопотно, но и «политически неправильно», так как она превратилась бы в доказательство чрезвычайного значения, придаваемого китайским государством присоединению к ВТО.
Найденный выход стал потрясающим свидетельством силы стремления Китая в ВТО и дисциплинированности китайской элиты, не допускающей утечки информации даже о самых поразительных событиях.
В августе 2001 года Всекитайское собрание народных представителей на закрытом заседании ратифицировало в виде соглашения о присоединении Китая к ВТО около 900 чистых листов бумаги. В результате достигнутое китайской делегацией соглашение о присоединении de jure вступило в силу немедленно после его заключения, в декабре 2001 года, о чем китайцы и сообщили в Женеве шокированному подобной трактовкой парламентской демократии руководству ВТО.

Помимо привлечения иностранных (в основном китайских) инвестиций, повышения емкости внутреннего рынка, наращивания экспорта и оздоровления его структуры ключевыми источниками роста экономики служат государственные программы, направленные не только на оживление внутреннего спроса и улучшение инфраструктуры, но и на более глубокие структурные преобразования.
Усилия государства в этом направлении, активизировавшиеся в 2000 и 2001 годах, стали одной из важнейших причин стабильного развития Китая в условиях начавшегося в 2000 году структурного кризиса мировой экономики. Цель государства - всемерное стимулирование развития высокотехнологичных производств.
Список технологических приоритетов Китая состоит из 141 подотрасли, относящихся к информатике, биотехнологиям, новым материалам, авиации и космонавтике, энергетике, экологии, сельскому хозяйству и транспорту. Эти приоритеты не существуют только на бумаге, к чему привыкли россияне, но энергично и достаточно эффективно реализуются государством. Китайское руководство исходит из того, что с 2000 до 2005 год доля добавленной стоимости продукции высокотехнологичных отраслей Китая должна вырасти с 4 до 6%, а удельный вес этих отраслей в промышленном экспорте - с 15 до 25%.
Благодаря бурному экономическому и технологическому прогрессу Китай «является наиболее быстрорастущим мировым рынком информационных технологий, причем эта тенденция сохранится и в обозримой перспективе». Ожидается, что до 2004 года годовые темпы прироста продаж аппаратных средств будут составлять в среднем 17%, а программного обеспечения - 36%. Если в 1997 году объем продаж последнего в стране составлял около 2 млрд.долл., то уже в 2001 году превысил указанный уровень более чем вчетверо (и это с учетом того, что в основном в Китае продается контрафактная, то есть кардинально более дешевая продукция!)
При сохранении сложившихся тенденций к середине первого десятилетия XXI века Китай выйдет на второе место в мире по продажам информационных технологий, а к его концу сможет даже догнать наиболее информатизированную страну мира, переходящую от индустриальной и информационной экономике, - США.
Значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей Китая сыграет его присоединение к ВТО, которое состоялось в декабре 2001 года после 15 лет напряженных переговоров. Эти переговоры, по времени совпавшие с реформированием Китая, позволили ему выиграть время для экономического развития и осуществить масштабную программу модернизации, сделавшую его конкурентоспособным. Присоединение к ВТО после создания целых высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей облегчает выход Китая на рынки высокотехнологичной продукции, ограничивая возможности сдерживания его экспорта.
С учетом исключительной дешевизны китайской рабочей силы конкурентные преимущества получат и трудоемкие отрасли, традиционно ориентирующиеся на экспорт, - в первую очередь производство одежды и текстильная промышленность в целом.
Не менее важным результатом присоединения Китая к ВТО представляется укрепление его конкурентных позиций по отношению к странам Юго-Восточной Азии, с которыми он конкурирует примерно за одни и те же рынки. Присоединение к ВТО освободило Китай от значительной части ограничений, которые не действовали в отношении большинства стран Юго-Восточной Азии, уже давно являющихся членами этой организации. (ЗАЙЦЕВ)
В силу специфики национальной экономики перечисленные преимущества с лихвой покроют убытки, связанные в основном с облегчением доступа ТНК на китайский рынок, и с ожидаемым ущербом для сельского хозяйства. В результате, по официальным оценкам китайских специалистов, присоединение Китая к ВТО позволит обеспечить дополнительное ускорение экономического роста на 2,94% и создание около 10 миллионов новых рабочих мест.
Существенно и то, что присоединение к ВТО Тайваня вслед за континентальным Китаем способствует облегчению экономической интеграции Большого Китая.

Пример 34

Присоединение Китая к ВТО: завершающий бросок

На завершающем этапе переговоров о присоединении к ВТО китайское руководство столкнулось с серьезной проблемой: сессия парламента - Всекитайского собрания народных представителей - заканчивалась в августе 2001 года, за четыре месяца до завершения переговоров, когда условия присоединения оставались еще неизвестными и не было полной уверенности даже в том, что присоединение состоится. Между тем парламент должен был ратифицировать заключенные соглашения, как и все остальные международные договоренности.
Ждать очередной сессии парламента - значит терять драгоценное время, которое в глобальной конкуренции является синонимом даже не денег, а конкурентоспособности. Собирать внеочередную сессию - не только хлопотно, но и «политически неправильно», так как она превратилась бы в доказательство чрезвычайного значения, придаваемого китайским государством присоединению к ВТО.
Найденный выход стал потрясающим свидетельством силы стремления Китая в ВТО и дисциплинированности китайской элиты, не допускающей утечки информации даже о самых поразительных событиях.
В августе 2001 года Всекитайское собрание народных представителей на закрытом заседании ратифицировало в виде соглашения о присоединении Китая к ВТО около 900 чистых листов бумаги. В результате достигнутое китайской делегацией соглашение о присоединении de jure вступило в силу немедленно после его заключения, в декабре 2001 года, о чем китайцы и сообщили в Женеве шокированному подобной трактовкой парламентской демократии руководству ВТО.