9.4. США: глобальная монополия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Глобализация - это Америка
(У.Б.Клинтон)
В
силу объективно доминирующей на всяком нерегулируемом рынке тенденции к
концентрации единый глобальный рынок испытывает сильнейшую тягу к складыванию
единой глобальной монополии. В ее роли, как это ни парадоксально, все больше
выступает не коммерческая организация, но целое общество - США, ставшие
основным двигателем глобализации и, соответственно, главным приобретателем
выгод, приносимых ею человечеству.
Формирование подобной совокупной, огосударствленной монополии - по сути дела,
империи, - является вершиной, объективным завершением процессов концентрации
производства, монополизации рынков и влияния на них (включая информацию и
технологии), сращивания корпоративных структур с государственными.
В 90-е годы крупнейшая экономика мира росла наибольшими среди развитых стран
темпами (табл. - подтвердить!). Доля США в валовом мировом продукте близка к
30%, доля в собственности (в акционерном капитале) составила около 50%, а в новейших
технологических разработках - около 80%. Чем более значим тот или иной
показатель развития, тем выше в нем доля США.
Однако количественное доминирование США - сущий пустяк по сравнению с
вытекающим из него качественным доминированием: правила и стандарты,
действующие для американских компаний, распространяются и на их неамериканских
партнеров. Это происходит как вследствие относительного удобства американских
правил (помогающему американскому бизнесу опережать конкурентов) и
естественного в бизнесе следования обычаям экономически более мощного партнера,
так и вследствие политики США по распространению своих деловых стандартов.
Осознаваемая в мессианских терминах распространения «американского образа
жизни» как единственно справедливого и достойного, эта политика направлена на
повышение конкурентоспособности США за счет насаждения их стандартов. Они
наиболее соответствуют американскому образу мысли и действия и именно поэтому,
облегчая экспансию американского общества, затрудняют и сдерживают развитие его
потенциальных конкурентов - тем сильнее, чем больше их культура отличается от
американской.
Благодаря многолетней успешной «экспансии стандартов» речь уже длительное время
идет даже не о преобладающем влиянии на ряд международных рынков, но о прямом
установлении их правил, о придании национальному законодательству и
национальным традициям США международного, глобального характера. Сегодня
американское общество - это уже не только наиболее сильный участник глобальной
конкуренции, но и «играющий судья».
За счет чего оно добилось столь завидного положения?
Глобализация - это Америка
(У.Б.Клинтон)
В
силу объективно доминирующей на всяком нерегулируемом рынке тенденции к
концентрации единый глобальный рынок испытывает сильнейшую тягу к складыванию
единой глобальной монополии. В ее роли, как это ни парадоксально, все больше
выступает не коммерческая организация, но целое общество - США, ставшие
основным двигателем глобализации и, соответственно, главным приобретателем
выгод, приносимых ею человечеству.
Формирование подобной совокупной, огосударствленной монополии - по сути дела,
империи, - является вершиной, объективным завершением процессов концентрации
производства, монополизации рынков и влияния на них (включая информацию и
технологии), сращивания корпоративных структур с государственными.
В 90-е годы крупнейшая экономика мира росла наибольшими среди развитых стран
темпами (табл. - подтвердить!). Доля США в валовом мировом продукте близка к
30%, доля в собственности (в акционерном капитале) составила около 50%, а в новейших
технологических разработках - около 80%. Чем более значим тот или иной
показатель развития, тем выше в нем доля США.
Однако количественное доминирование США - сущий пустяк по сравнению с
вытекающим из него качественным доминированием: правила и стандарты,
действующие для американских компаний, распространяются и на их неамериканских
партнеров. Это происходит как вследствие относительного удобства американских
правил (помогающему американскому бизнесу опережать конкурентов) и
естественного в бизнесе следования обычаям экономически более мощного партнера,
так и вследствие политики США по распространению своих деловых стандартов.
Осознаваемая в мессианских терминах распространения «американского образа
жизни» как единственно справедливого и достойного, эта политика направлена на
повышение конкурентоспособности США за счет насаждения их стандартов. Они
наиболее соответствуют американскому образу мысли и действия и именно поэтому,
облегчая экспансию американского общества, затрудняют и сдерживают развитие его
потенциальных конкурентов - тем сильнее, чем больше их культура отличается от
американской.
Благодаря многолетней успешной «экспансии стандартов» речь уже длительное время
идет даже не о преобладающем влиянии на ряд международных рынков, но о прямом
установлении их правил, о придании национальному законодательству и
национальным традициям США международного, глобального характера. Сегодня
американское общество - это уже не только наиболее сильный участник глобальной
конкуренции, но и «играющий судья».
За счет чего оно добилось столь завидного положения?