6.3. Партизанская конкуренция
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Как и всякий значимый фактор
общественной жизни, антиглобалистское движение активно и разнообразно
используется участниками глобальной конкуренции. Это использование, за
редчайшими исключениями, носит глубоко скрытый характер; как правило, о нем
можно лишь догадываться, анализируя «задним числом» те или иные действия
антиглобалистов и результаты их акций.
Существенно, что подобным анализом не следует злоупотреблять, чтобы не впасть в
непростительный при изучении процессов общественного развития грех
конспирологии. В большинстве случаев мы не имеем внутренней информации о тех
или иных причинно-следственных связях и являемся, таким образом, обычными сторонними
наблюдателями. Соответственно мы, как правило, в принципе не имеем возможности
установить, является ли то или иное действие результатом стихийной инициативы
участников самостоятельно развивающегося общественного движения или же
хитроумной операции, организованной (в том числе, возможно, и без
информирования непосредственных исполнителей) представителями тех или иных сил,
участвующих в глобальной конкуренции.
Так, например, легко представить одну из фундаментальных инициатив современного
антиглобалистского движения - введение налога на международные финансовые
спекулятивные операции - простым инструментом борьбы с международными
финансовыми спекулянтами со стороны их стратегических конкурентов - выросших из
реального сектора современных высокотехнологичных корпораций (в том числе и
компьютерных), производящих новые нефинансовые технологии.
Эти предположения могут соответствовать истине - но узнать это нельзя, не
проведя специальных исследований антиглобалистского движения. А исследования
такого рода окажутся либо технологически недоступными, либо требующими методов
проведения, которые исключат саму возможность огласки их результатов.
Таким образом, вопрос о месте антиглобалистского движения в современной
глобальной конкуренции оказывается настолько тонким и деликатным, что точный
ответ на него следует признать принципиально недоступным для обычного
аналитического сообщества. Это одна из тех кантовских «вещей в себе», которые
неминуемо сопровождают борьбу за политическое и экономическое влияние.
Однако, как это ни парадоксально, точные ответы на подобные вопросы и не нужны
или, по крайней мере, избыточны, так как реальное развитие общественных
движений в основном идет строго противоположным образом. Не их используют в
качестве инструмента той или иной «большой игры», а сами они ищут ее
участников, хотя бы примерно соответствующих их целям и образу действий. Найдя
таких игроков, общественные движения конкурируют за возможность стать их
инструментами, что приносит не просто деньги, но возможность дальнейшего
развития и, соответственно, открывает новые исторические горизонты.
Дело в том, что по-настоящему эффективные, профессиональные деятели
общественных движений обеспечивают их финансирование за счет агрессивного
фандрайзинга (напоминающего «агрессивный маркетинг»), похожего на описанную в
параграфе 5.3. деятельность по удовлетворению и созданию маргинального спроса.
Пример 12.
Глобальный фандрайзинг как фактор общественной жизни
Какое бы действие ни предполагала
совершить та или иная общественная сила, в силу невообразимого разнообразия
глобальной конкуренции в мире найдутся ее участники, которым это действие
пойдет на пользу - или, по крайней мере, которыми оно может быть использовано.
Осознав свою заинтересованность в соответствующих действиях, эти участники, в
большинстве случаев обладающие значительными финансовыми ресурсами (иначе они
не могли бы участвовать в глобальной конкуренции), в принципе готовы оплачивать
их осуществление.
Проникнувшись этим самоочевидным фактом и положив его в основу своих действий,
человек становится фандрайзером: в соответствии с «принципом Талейрана» он
начинает искать соответствующие силы и убеждать их в необходимости для них тех
самых действий, которые он собирается предпринять.
Конечно, процесс получения денег отнюдь не носит автоматического характера.
Существуют естественные проблемы доверия, пассивности, забюрокраченности и
простой человеческой ограниченности потенциальных спонсоров. Кроме того,
большинство оказывающих постоянную финансовую поддержку организаций имеют постоянных,
традиционных партнеров и не склонно менять устраивающий их сложившийся порядок,
в рамках которого новые претенденты на финансирование могут рассчитывать лишь
на роль субподрядчика. При этом они будут выполнять весь объем соответствующих
работ, но получать лишь незначительную часть выделяемых на соответствующие
нужды денег (основная часть которых будет оседать в карманах их традиционных
получателей, занимающих монопольное положение).
Однако все эти сложности в целом носят технический характер. Чем бы вы ни
занимались, при достаточном упорстве вы имеете все возможности найти в
пронизанном коммуникациями глобализованном мире кого-то, кто заинтересован в
ваших усилиях и при этом достаточно богат, чтобы платить за них.
Соответственно, какой бы экзотичной ни была та или иная общественная
деятельность, при достаточной изобретательности и энергии она может быть
обеспечена необходимым финансированием. Это - один из зримых, хотя и далеко не
всегда позитивных (что наиболее убедительно видно на примере навязчивой
пропаганды сексуальных меньшинств) результатов глобализации.
В соответствии с этим правилом
антиглобалистское движение само активно разыскивает спонсоров - и, когда эти
спонсоры (временные или постоянные) найдены, они естественным образом начинают
оказывать значительное обратное воздействие на развитие этого движения,
приспособляя его к своим нуждам и представлениям.
В соответствии с пестротой самого антиглобалистского движения спектр
финансирующих его структур, тем или иным образом участвующих в глобальной
конкуренции, представляется исключительно широким. К основным категориям прямых
спонсоров, непосредственно передающих деньги антиглобалистам, следует отнести:
· в первую очередь - тесно связанные с наркопартизанами левацкие группировки Латинской Америки (в первую очередь Колумбии);
· в меньшей степени и, как можно понять, эпизодически, - исламские (преимущественно арабские) благотворительные фонды;
· правительства ряда неразвитых стран (как правило, они помогают не столько прямым финансированием, сколько организацией международных форумов антиглобалистской направленности);
· крупные корпорации, решающие при помощи антиглобалистов свои проблемы, в том числе связанные с глобальной конкурентной борьбой.
Примером непосредственного использования антиглобалистского движения в конкурентных целях, возможно, может служить избрание в качестве одной из его главных мишеней именно «Макдональдса», а не какой-либо иной транснациональной сети быстрого питания, а также банковский погром в Швейцарии в 2001 году (?), нанесший определенный ущерб репутации швейцарских банков как таковых и дополнительно (после описанного в параграфе … информационного удара, дискредитировавшего их приверженность к банковской тайне) ослабивший их позиции в глобальной конкуренции.
Как и всякий значимый фактор
общественной жизни, антиглобалистское движение активно и разнообразно
используется участниками глобальной конкуренции. Это использование, за
редчайшими исключениями, носит глубоко скрытый характер; как правило, о нем
можно лишь догадываться, анализируя «задним числом» те или иные действия
антиглобалистов и результаты их акций.
Существенно, что подобным анализом не следует злоупотреблять, чтобы не впасть в
непростительный при изучении процессов общественного развития грех
конспирологии. В большинстве случаев мы не имеем внутренней информации о тех
или иных причинно-следственных связях и являемся, таким образом, обычными сторонними
наблюдателями. Соответственно мы, как правило, в принципе не имеем возможности
установить, является ли то или иное действие результатом стихийной инициативы
участников самостоятельно развивающегося общественного движения или же
хитроумной операции, организованной (в том числе, возможно, и без
информирования непосредственных исполнителей) представителями тех или иных сил,
участвующих в глобальной конкуренции.
Так, например, легко представить одну из фундаментальных инициатив современного
антиглобалистского движения - введение налога на международные финансовые
спекулятивные операции - простым инструментом борьбы с международными
финансовыми спекулянтами со стороны их стратегических конкурентов - выросших из
реального сектора современных высокотехнологичных корпораций (в том числе и
компьютерных), производящих новые нефинансовые технологии.
Эти предположения могут соответствовать истине - но узнать это нельзя, не
проведя специальных исследований антиглобалистского движения. А исследования
такого рода окажутся либо технологически недоступными, либо требующими методов
проведения, которые исключат саму возможность огласки их результатов.
Таким образом, вопрос о месте антиглобалистского движения в современной
глобальной конкуренции оказывается настолько тонким и деликатным, что точный
ответ на него следует признать принципиально недоступным для обычного
аналитического сообщества. Это одна из тех кантовских «вещей в себе», которые
неминуемо сопровождают борьбу за политическое и экономическое влияние.
Однако, как это ни парадоксально, точные ответы на подобные вопросы и не нужны
или, по крайней мере, избыточны, так как реальное развитие общественных
движений в основном идет строго противоположным образом. Не их используют в
качестве инструмента той или иной «большой игры», а сами они ищут ее
участников, хотя бы примерно соответствующих их целям и образу действий. Найдя
таких игроков, общественные движения конкурируют за возможность стать их
инструментами, что приносит не просто деньги, но возможность дальнейшего
развития и, соответственно, открывает новые исторические горизонты.
Дело в том, что по-настоящему эффективные, профессиональные деятели
общественных движений обеспечивают их финансирование за счет агрессивного
фандрайзинга (напоминающего «агрессивный маркетинг»), похожего на описанную в
параграфе 5.3. деятельность по удовлетворению и созданию маргинального спроса.
Пример 12.
Глобальный фандрайзинг как фактор общественной жизни
Какое бы действие ни предполагала
совершить та или иная общественная сила, в силу невообразимого разнообразия
глобальной конкуренции в мире найдутся ее участники, которым это действие
пойдет на пользу - или, по крайней мере, которыми оно может быть использовано.
Осознав свою заинтересованность в соответствующих действиях, эти участники, в
большинстве случаев обладающие значительными финансовыми ресурсами (иначе они
не могли бы участвовать в глобальной конкуренции), в принципе готовы оплачивать
их осуществление.
Проникнувшись этим самоочевидным фактом и положив его в основу своих действий,
человек становится фандрайзером: в соответствии с «принципом Талейрана» он
начинает искать соответствующие силы и убеждать их в необходимости для них тех
самых действий, которые он собирается предпринять.
Конечно, процесс получения денег отнюдь не носит автоматического характера.
Существуют естественные проблемы доверия, пассивности, забюрокраченности и
простой человеческой ограниченности потенциальных спонсоров. Кроме того,
большинство оказывающих постоянную финансовую поддержку организаций имеют постоянных,
традиционных партнеров и не склонно менять устраивающий их сложившийся порядок,
в рамках которого новые претенденты на финансирование могут рассчитывать лишь
на роль субподрядчика. При этом они будут выполнять весь объем соответствующих
работ, но получать лишь незначительную часть выделяемых на соответствующие
нужды денег (основная часть которых будет оседать в карманах их традиционных
получателей, занимающих монопольное положение).
Однако все эти сложности в целом носят технический характер. Чем бы вы ни
занимались, при достаточном упорстве вы имеете все возможности найти в
пронизанном коммуникациями глобализованном мире кого-то, кто заинтересован в
ваших усилиях и при этом достаточно богат, чтобы платить за них.
Соответственно, какой бы экзотичной ни была та или иная общественная
деятельность, при достаточной изобретательности и энергии она может быть
обеспечена необходимым финансированием. Это - один из зримых, хотя и далеко не
всегда позитивных (что наиболее убедительно видно на примере навязчивой
пропаганды сексуальных меньшинств) результатов глобализации.
В соответствии с этим правилом
антиглобалистское движение само активно разыскивает спонсоров - и, когда эти
спонсоры (временные или постоянные) найдены, они естественным образом начинают
оказывать значительное обратное воздействие на развитие этого движения,
приспособляя его к своим нуждам и представлениям.
В соответствии с пестротой самого антиглобалистского движения спектр
финансирующих его структур, тем или иным образом участвующих в глобальной
конкуренции, представляется исключительно широким. К основным категориям прямых
спонсоров, непосредственно передающих деньги антиглобалистам, следует отнести:
· в первую очередь - тесно связанные с наркопартизанами левацкие группировки Латинской Америки (в первую очередь Колумбии);
· в меньшей степени и, как можно понять, эпизодически, - исламские (преимущественно арабские) благотворительные фонды;
· правительства ряда неразвитых стран (как правило, они помогают не столько прямым финансированием, сколько организацией международных форумов антиглобалистской направленности);
· крупные корпорации, решающие при помощи антиглобалистов свои проблемы, в том числе связанные с глобальной конкурентной борьбой.
Примером непосредственного использования антиглобалистского движения в конкурентных целях, возможно, может служить избрание в качестве одной из его главных мишеней именно «Макдональдса», а не какой-либо иной транснациональной сети быстрого питания, а также банковский погром в Швейцарии в 2001 году (?), нанесший определенный ущерб репутации швейцарских банков как таковых и дополнительно (после описанного в параграфе … информационного удара, дискредитировавшего их приверженность к банковской тайне) ослабивший их позиции в глобальной конкуренции.