4.4. Эскалация безответственности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Связанное с глобализацией
коренное изменение характера наиболее значимого для развитого общества и
наиболее эффективного труда, постепенное вытеснение рутинного труда творчеством
не должно вселять чрезмерных надежд и вызывать эйфорию. Общественные процессы
инерционны, и любое забегание вперед при их анализе оказывается в итоге
забеганием в пустоту.
Доля людей преимущественно творческого труда, хотя и качественно возросла в
результате распространения информационных технологий, осталась все же
относительно небольшой даже в развитых обществах. Еще более существенно то, что
общее расширение круга занятых творческим трудом по крайней мере частично
компенсировалось сужением сферы собственно творчества для каждого из этих
людей, взятого в отдельности.
Вызванное естественным углублением специализации сужение сферы творчества
привело к соответственному сокращению пространства относительной
интеллектуальной и эмоциональной самостоятельности каждого отдельно взятого
индивида. За сжимающимися границами этого поля своей профессиональной компетентности
он остается, как правило, исключительно объектом информационного воздействия, в
подавляющем большинстве случаев не способным не только как-либо противостоять
последнему, но даже просто осознавать его наличие. В этом отношении занятые
творческим трудом специалисты за пределами своей компетенции практически ничем
не отличаются от обычных людей.
Динамичное, направляемое и хаотичное информационное воздействие на
индивидуальное сознание ведет к тому, что оно начинает жить в значительной
степени не в реальном мире, а в мире информационных фантомов. Даже
повседневную, привычную и неопровержимую реальность, с которой оно сталкивается
на каждом шагу, индивидуальное сознание начинает оценивать уже исходя в
основном из опыта и системы ценностей, получаемых им не от своего
непосредственного окружения и личного опыта, но от комплекса существующих в
обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой
информации.
При этом получаемые и осваиваемые им опыт и система ценностей являются в целом ряде
случаев, если вообще не в основном, не вызревшими в недрах тех или иных
коллективов в ходе их естественного развития, но имплантированными в них извне,
а перед тем более или менее искусственно сконструированными специалистами в
области информационных технологий в соответствии с целями заказчика (это еще в
лучшем случае), а то и вовсе в соответствии со случайными и кратковременными
целями и прихотями самих этих специалистов. Следует отметить, что в роли такого
заказчика могут выступать практически любые структуры соответствующего общества
(или иных обществ), включая и те, интересы которых прямо противоположны
интересам данного общества.
«Кажимости и мнимости победили в борьбе с данностями», - как ни парадоксально,
это сокрушенное резюме принадлежит не специалисту по формированию сознания, но
одному из современных российских теологов ([6]).
Нельзя отрицать, что для каждого отдельно взятого индивида такое
«имплантирование» (или, по иной терминологии, «экспорт») мировоззрения и даже
простого восприятия имеет, как ни парадоксально, и весьма значительные положительные
стороны.
Прежде всего, меньшая отягощенность грузом естественно сформированных и
исторически накопленных стереотипов способствует большей мобильности
индивидуального сознания, повышению степени его гибкости, адаптивности и
раскрепощенности, а значит - и творческой мощи.
Подспудное ощущение индивидуальным сознанием по крайней мере неполной
реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к
возникновению специфического облегченного типа поведения, независимо
друг от друга открытого и подробно исследованного рядом серьезных писателей
развитых стран. К их носителю может быть применен удачный термин Й.Хейзинги
«человек играющий» (см.п.3 предисловия). Для него характерно по меньшей мере
неполное осознание грани между реальным и воображаемым миром и, соответственно,
отсутствие четких представлений о причинно-следственных связях, в том числе по
отношению к результатам собственной деятельности.
Сегодня, когда общество (в первую очередь, конечно, развитое) берет на себя
основную часть забот по обеспечению безопасности своих членов, это повышает не
столько риски, сколько возможности носителя «информатизированного сознания».
«Имплантирование мировосприятия» способствует формированию относительной
безответственности, безотчетности и раскованности как мышления, так и действий,
- своего рода инфантилизма, жизненно необходимого для подлинно свободного и
эффективного творчества, особенно в сфере общественной жизни. Полной,
доведенной до абсурда противоположностью такому типу сознания является пример
«сверхответственности» древних мудрецов, в частности, буддийских. По легендам,
они в полной мере предвидели все последствия каждого своего действия и, дабы
никому не причинить зла и избавить мир от негативных последствий своей
активности, обрекали себя на бездействие, доходящее не только до полной
физической неподвижности, но и до отказа даже от мыслей.
В развитых странах такая творческая безответственность остается в основном
здоровой, относительно безопасной как для индивида, так и для общества. Причина
заключается в традиционном наличии для нее достаточно эффективных и надежных
социальных рамок, институциональной формой которых служат не только
общественные привычки, но и разнообразные и разноуровневые коллективы,
исторически сложившиеся в ходе постепенной и потому относительно гармоничной
интеграции творческих людей в нетворческие общественные структуры. При этом
коллектив служит как бы «зонтиком» для творческого и потому, с одной стороны,
уязвимого, а с другой - безответственного и опасного для окружающих индивида.
Совершенно иная, значительно менее идиллическая картина наблюдается обычно в
менее развитых странах, в которых информационные технологии, включая технологии
формирования сознания, не вызрели естественным образом изнутри, обзаведясь по
ходу постепенной эволюции «шлейфом» необходимых сдерживающих социальных
противовесов, а были во многом имплантированы извне, со стороны более развитых
обществ. В этих условиях естественные проявления подобной творческой
безответственности, необходимой, впрочем, для нормального развития и даже
существования высокоэффективных (то есть, по большому счету, информационных)
технологий, со стороны управляющих систем могут привести (и сплошь и рядом
приводят!) к катастрофическим последствиям.
Пример 8.
«Творческая безответственность» в новейшей российской политике
В качестве вполне убедительных
примеров подобных последствий достаточно, как представляется, назвать
неосознанно построенную именно по этому принципу деятельность руководства нашей
страны на протяжении последних 17 лет (то есть трех пятых срока активной
деятельности целого поколения).
Описанная «творческая безответственность» по-разному и с разной степенью
разрушительности, но очевидно проявлялась в деятельности по крайней мере таких
разных сменявших друг друга политических групп, как:
· «команда Горбачева» в 1986-91 годах;
· соратники Ельцина в 1989-96 годах;
· «гайдаровцы» и «приватизаторы» в 1992-94 годах;
· «олигархи» в 1995-98 годах;
· группа кремлевских специалистов по предвыборным технологиям после президентских выборов 1996 года;
·
наконец,
доведшая страну до дефолта и девальвации, проявившая верх безграмотности и
безответственности «команда молодых реформаторов» в 1997-98 годах.
Увы! - этот список можно продолжать и дальше.
Таким образом, систематическое и
массовое воздействие информационных технологий, особенно осуществляемое
хаотично, освобождает, эмансипирует индивидуальное сознание от груза
ответственности, в том числе и за последствия его собственных действий, и тем
самым инфантилизирует его, делает похожим на детское.
Как было показано выше (см. параграф …), подвергнувшись концентрированному
воздействию информационных технологий, отдельный человек утрачивает
объективизированный критерий истины. Ведь доступная ему практика, обычно
служащая этим критерием, носит уже не материальный и потому бесспорный, но
информационный, «виртуальный» характер, задаваемый представлениями,
господствующими в окружающем этого человека коллективе (масштаб которого
варьируется в зависимости от рассматриваемой деятельности данного человека: от
семьи до всего человечества) и создаваемом СМИ «медиа-пространстве». Значение
того или иного события определяется уже не его реальными последствиями, но
преимущественно господствующими в таком коллективе и «медиа-пространстве»
мнениями и восприятиями.
Индивидуальное сознание, попадая в информационный мир, оказывается как бы в
зеркальном зале, стены, пол и потолок которого отражают друг друга и теряющиеся
внешние воздействия столь причудливо, бесконечно и разнообразно, что лишает
наблюдателя чувства реальности - и ряда неотъемлемо связанных с этим чувством
качеств, включая ответственность. Он начинает соотносить себя уже не с
реальностью, но преимущественно (и в этом качественное отличие информационного
мира от обычной ситуации!) с господствующими мнениями об этой реальности.
В результате, оставаясь материальным объектом, индивидуальный человек начинает
сознавать себя и действовать в «виртуальном», информационном мире, мире не
реальностей, но оценок и в первую очередь - ожиданий. Конечно, его действия
оказывают воздействие не только на информационные, но и на реальные объекты,
однако, так как он не воспринимает реальность, он не сознает или по крайней
мере не полностью сознает и последствия своих воздействий на реальные объекты,
по-прежнему являющиеся для «неинформатизированного» большинства членов его
общества единственно воспринимаемой реальностью.
«Спортсмены как дети, убьют - не заметят».
Важно, что при этом качественно более высокая, чем у обычных, эффективность
информационных технологий позволяет такому индивидуальному сознанию с лихвой
компенсировать для себя потери от ошибок, неминуемо совершаемых им при
взаимодействии с грубой и потому попросту не воспринимаемой им (или
воспринимаемой недостаточно) действительностью. Последствия этих ошибок
перекладываются на менее творческую, менее эффективную и потому более уязвимую
часть общества, которая и расхлебывает последствия недостаточно ответственного
увлекательного общественного творчества своей политической и экономической
элиты.
При этом оторванное от реальности, но значительно более эффективное вследствие
своей «информатизированности» индивидуальное сознание (в том числе и
действующее в рамках управляющих систем) не просто воспроизводит себя, но, что
принципиально важно, постоянно, раз за разом выигрывает конкуренцию у обычных
сознаний, воспринимающих адекватную, а не информационную реальность. В
результате оно превращается в символ и образец успеха, пример подражания и,
постепенно, в господствующую в рамках управляющих систем модель сознания. В
обществе в целом данная модель также господствует, но уже по-иному - не в
количественном, а лишь в идеологическом плане, как цель для массовых
устремлений.
Характерно, что нечто подобное, хотя и в кардинально меньших масштабах, в
обычном, еще не информатизированном обществе стихийно происходит со
специальностями, связанными с широкомасштабным преобразованием сознания людей,
с зачатками будущего high-hume’a: с кинозвездами, политиками, шоуменами,
телекомментаторами и телепроповедниками.
Следует особо отметить, что живущее в информационном мире индивидуальное
сознание превращается в пример для подражания не только из-за успешности своей
деятельности, но и из-за несравненно большей комфортности своего повседневного
существования. Ведь практически все фрагменты воспринимаемой им информационной
реальности конструируются, хотя и разными творцами, с учетом особенностей
человеческого восприятия.
Поэтому информационная реальность изначально адаптирована к индивидуальному
человеческому сознанию. В результате она является для него несравненно
более дружественной и комфортной, чем обычная, не приспособленная к
человеческому восприятию реальность, которая по контрасту (а в определенной
степени и объективно - из-за последствий «безответственного творчества» элиты)
начинает казаться все более грубой, а зачастую и откровенно шокирующей. Это
многократно усиливает стремление к «эмиграции из реальности» не только
отдельных членов общества, но и целых управляющих систем.
Существенно и то, что потеря объективизированного критерия истины
многократно усиливает естественное стремление к комфорту индивидуального
сознания. С одной стороны, утратив возможность преследовать истину, оно
начинает жаждать хотя бы ее эрзаца в виде комфорта (классический пример
успешности такой замены дает протестантизм), с другой, «информатизированное
сознание», в отличие от обычного, может почти безнаказанно (по крайней мере,
значительно дольше) игнорировать реальность, которая по каким-либо причинам не
устраивает его.
И все это - сверх тех преимуществ, которые сам по себе дает творческий труд по
сравнению с обычным! Все это - и большая эффективность, и потрясающий
социальный статус (символ успеха!), и безнаказанность, и повседневный душевный
комфорт - сверх радости творчества и восторга от постоянного познавания нового,
которое сами по себе дарят работнику информационные технологии!
Не только здравые размышления, но и повседневная практика показывает: ни
отдельной личности, ни тем более общественной группе практически невозможно
отказаться от подобного социального наркотика.
Однако принципиальная безнаказанность информатизированного сознания имеет,
конечно, и теневые стороны, причем преимущественно не для него, а для
включающего его коллектива, вплоть до человечества в целом.
Главная опасность заключается в том, что в силу разобранных выше причин,
стремления к комфорту, а не к истине и оторванности от реальности
информатизированное сознание склонно к нарастающим ошибкам, которые способны
поставить на грань разрушения или по крайней мере дезорганизации коллектив,
организующий работу данного сознания и оберегающий его от негативных
воздействий внешнего, грубо-материального мира.
А ошибки эти весьма разнообразны. Наиболее характерные свойственны детскому
инфантильному сознанию, лишенному критичности из-за ограниченности жизненного
опыта. Для детей эта ограниченность вызвана малой продолжительностью жизни и
дополнительно ограничивающей личной опыт опекой взрослых. Для работников
информационных технологий - отделенностью от реальной жизни, дополнительно
ограничивающей их личной опыт опекой - правда, со стороны уже не взрослых, а
коллектива - и, наконец, взаимодействием с совершенно иной реальностью и на
ином, не непосредственно вербальном уровне.
Так, классическое и по сей день мощнейшее из разрешенных оружие
информационных технологий - нейро-лингвистическое программирование (его следует
отделять от распространенных спекуляций) - основано на невербальном
воздействии, в том числе и формально вербальных средств. Оно ориентировано на
влияние, в том числе при помощи слов, не на вторую сигнальную систему и
связанную с ней логику, но на подсознание. Ее деятельность значительно меньше
поддается осознанному самоконтролю человека, в результате чего она более сильно
и непосредственно влияет на его поведение и представления.
Стоит указать и на исключительную роль такого невербального средства, как
современная музыка, в распространении западных ценностей, в том числе в
культурно чуждых им обществах.
Распространение информационных технологий кардинально меняет процесс принятия
решений даже за пределами сферы их непосредственного воздействия, заставляя
людей и коллективы действовать в условиях агрессивной информационной среды, к
которой они не приспособлены и перед которой беззащитны.
Для этой действительности, как правило, характерны:
· постоянный переизбыток ненужной, заведомо избыточной информации (так называемый «белый шум» - один из наиболее древних инструментов сокрытия информации, и по сей день сохраняющий эффективность);
· систематическое отсутствие адекватного структурирования поступающей к пользователю информации (что означает ее неверность - см. сноску.);
· существование и хаотическое, непредсказуемое развитие и взаимодействие множества разнообразных «информационных фантомов», сконструированных специалистами в области high-hume для различных целей, многие из которых не отличимы от реальных факторов, а многие продолжают самостоятельное существование и хаотическое взаимодействие с другими «информационными фантомами» и после выполнения ими своих задач (классическим примером такого «информационного фантома» служит, по данным некоторых источников, до сих пор бытующая в интеллигентных кругах легенда о «снежном человеке»);
· постоянное существование многих принципиально непознаваемых в данных условиях и данными наблюдателями явлений (например, части тех же самых «информационных фантомов»), порождающих у большинства наблюдателей интеллектуальную пассивность в стиле знаменитого «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это… не известно», где в заключающей части реплики внятно слышится отчетливое «все равно».
Таким образом, современное
информатизированное сознание по вполне объективным причинам становится все
менее ответственным. Этот же процесс и, в общем, в соответствии с теми же
принципами и алгоритмами, происходит и с управляющими системами, сложенными из
таких информацтизированных сознаний.
Его развитие облегчается неразрывной связью современного управления с
технологиями формирования сознания. Так же, как и специалист в области указанных
технологий, работая с телевизионной «картинкой», господствующими мнениями и
представлениями, специалист в области управления почти неминуемо теряет
понимание того, что его решения влияют на реальную жизнь реальных людей. Он
просто забывает о них, что в сочетании с качественно большей эффективностью его
деятельности превращает его в прямую угрозу для нормального развития общества.
Более того: безответственность управляющих систем начинает транслироваться на
все общество и копироваться им, превращаясь в стиль жизни, распространяющийся,
как лесной пожар.
Механизм тиражирования безответственности довольно прост.
Максимальная эффективность технологий формирования сознания качественно
повышает влиятельность тех, кто владеет ими и тех, кто их применяет, делает их
могущественными и, как правило, обеспеченными. При этом нет никакой «платы за
могущество»; человек, создавая и внедряя новые представления, формируя сознания
других людей, чувствует себя творцом, близким к богу. Эйфория систематического
творчества вкупе с безответственностью обеспечивает ему невиданное
удовлетворение от жизни.
Понятно, что, как уже было показано выше, абсолютная безответственность,
колоссальное могущество и фантастическая радость от каждой минуты работы не
может не вызвать в обществе зависти и стремления к подражанию. Но обычный
гражданин, работа которого не сопряжена с применением технологий формирования
сознания, как правило, не имеет возможности подражать порождаемым ими
могуществу и радости. Безответственность оказывается практически единственным
доступным для него элементом джентльменского «набора топ-менеджера».
В результате безответственный стиль деятельности становится образцом для
подражания, что подрывает дееспособность уже не одной только управляющей
системы, но и всего общества. Последнее, в частности, лишается возможности
одернуть или заменить «заигравшуюся» элиту.
Снижение ответственности как отдельной личности, так и управляющих систем, и
общества в целом при столь же широкомасштабной эрозии адекватности - поистине
гремучая смесь! Она представляет угрозу всей современной цивилизации в ее
нынешнем, привычном для нас виде.
Связанное с глобализацией
коренное изменение характера наиболее значимого для развитого общества и
наиболее эффективного труда, постепенное вытеснение рутинного труда творчеством
не должно вселять чрезмерных надежд и вызывать эйфорию. Общественные процессы
инерционны, и любое забегание вперед при их анализе оказывается в итоге
забеганием в пустоту.
Доля людей преимущественно творческого труда, хотя и качественно возросла в
результате распространения информационных технологий, осталась все же
относительно небольшой даже в развитых обществах. Еще более существенно то, что
общее расширение круга занятых творческим трудом по крайней мере частично
компенсировалось сужением сферы собственно творчества для каждого из этих
людей, взятого в отдельности.
Вызванное естественным углублением специализации сужение сферы творчества
привело к соответственному сокращению пространства относительной
интеллектуальной и эмоциональной самостоятельности каждого отдельно взятого
индивида. За сжимающимися границами этого поля своей профессиональной компетентности
он остается, как правило, исключительно объектом информационного воздействия, в
подавляющем большинстве случаев не способным не только как-либо противостоять
последнему, но даже просто осознавать его наличие. В этом отношении занятые
творческим трудом специалисты за пределами своей компетенции практически ничем
не отличаются от обычных людей.
Динамичное, направляемое и хаотичное информационное воздействие на
индивидуальное сознание ведет к тому, что оно начинает жить в значительной
степени не в реальном мире, а в мире информационных фантомов. Даже
повседневную, привычную и неопровержимую реальность, с которой оно сталкивается
на каждом шагу, индивидуальное сознание начинает оценивать уже исходя в
основном из опыта и системы ценностей, получаемых им не от своего
непосредственного окружения и личного опыта, но от комплекса существующих в
обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой
информации.
При этом получаемые и осваиваемые им опыт и система ценностей являются в целом ряде
случаев, если вообще не в основном, не вызревшими в недрах тех или иных
коллективов в ходе их естественного развития, но имплантированными в них извне,
а перед тем более или менее искусственно сконструированными специалистами в
области информационных технологий в соответствии с целями заказчика (это еще в
лучшем случае), а то и вовсе в соответствии со случайными и кратковременными
целями и прихотями самих этих специалистов. Следует отметить, что в роли такого
заказчика могут выступать практически любые структуры соответствующего общества
(или иных обществ), включая и те, интересы которых прямо противоположны
интересам данного общества.
«Кажимости и мнимости победили в борьбе с данностями», - как ни парадоксально,
это сокрушенное резюме принадлежит не специалисту по формированию сознания, но
одному из современных российских теологов ([6]).
Нельзя отрицать, что для каждого отдельно взятого индивида такое
«имплантирование» (или, по иной терминологии, «экспорт») мировоззрения и даже
простого восприятия имеет, как ни парадоксально, и весьма значительные положительные
стороны.
Прежде всего, меньшая отягощенность грузом естественно сформированных и
исторически накопленных стереотипов способствует большей мобильности
индивидуального сознания, повышению степени его гибкости, адаптивности и
раскрепощенности, а значит - и творческой мощи.
Подспудное ощущение индивидуальным сознанием по крайней мере неполной
реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к
возникновению специфического облегченного типа поведения, независимо
друг от друга открытого и подробно исследованного рядом серьезных писателей
развитых стран. К их носителю может быть применен удачный термин Й.Хейзинги
«человек играющий» (см.п.3 предисловия). Для него характерно по меньшей мере
неполное осознание грани между реальным и воображаемым миром и, соответственно,
отсутствие четких представлений о причинно-следственных связях, в том числе по
отношению к результатам собственной деятельности.
Сегодня, когда общество (в первую очередь, конечно, развитое) берет на себя
основную часть забот по обеспечению безопасности своих членов, это повышает не
столько риски, сколько возможности носителя «информатизированного сознания».
«Имплантирование мировосприятия» способствует формированию относительной
безответственности, безотчетности и раскованности как мышления, так и действий,
- своего рода инфантилизма, жизненно необходимого для подлинно свободного и
эффективного творчества, особенно в сфере общественной жизни. Полной,
доведенной до абсурда противоположностью такому типу сознания является пример
«сверхответственности» древних мудрецов, в частности, буддийских. По легендам,
они в полной мере предвидели все последствия каждого своего действия и, дабы
никому не причинить зла и избавить мир от негативных последствий своей
активности, обрекали себя на бездействие, доходящее не только до полной
физической неподвижности, но и до отказа даже от мыслей.
В развитых странах такая творческая безответственность остается в основном
здоровой, относительно безопасной как для индивида, так и для общества. Причина
заключается в традиционном наличии для нее достаточно эффективных и надежных
социальных рамок, институциональной формой которых служат не только
общественные привычки, но и разнообразные и разноуровневые коллективы,
исторически сложившиеся в ходе постепенной и потому относительно гармоничной
интеграции творческих людей в нетворческие общественные структуры. При этом
коллектив служит как бы «зонтиком» для творческого и потому, с одной стороны,
уязвимого, а с другой - безответственного и опасного для окружающих индивида.
Совершенно иная, значительно менее идиллическая картина наблюдается обычно в
менее развитых странах, в которых информационные технологии, включая технологии
формирования сознания, не вызрели естественным образом изнутри, обзаведясь по
ходу постепенной эволюции «шлейфом» необходимых сдерживающих социальных
противовесов, а были во многом имплантированы извне, со стороны более развитых
обществ. В этих условиях естественные проявления подобной творческой
безответственности, необходимой, впрочем, для нормального развития и даже
существования высокоэффективных (то есть, по большому счету, информационных)
технологий, со стороны управляющих систем могут привести (и сплошь и рядом
приводят!) к катастрофическим последствиям.
Пример 8.
«Творческая безответственность» в новейшей российской политике
В качестве вполне убедительных
примеров подобных последствий достаточно, как представляется, назвать
неосознанно построенную именно по этому принципу деятельность руководства нашей
страны на протяжении последних 17 лет (то есть трех пятых срока активной
деятельности целого поколения).
Описанная «творческая безответственность» по-разному и с разной степенью
разрушительности, но очевидно проявлялась в деятельности по крайней мере таких
разных сменявших друг друга политических групп, как:
· «команда Горбачева» в 1986-91 годах;
· соратники Ельцина в 1989-96 годах;
· «гайдаровцы» и «приватизаторы» в 1992-94 годах;
· «олигархи» в 1995-98 годах;
· группа кремлевских специалистов по предвыборным технологиям после президентских выборов 1996 года;
·
наконец,
доведшая страну до дефолта и девальвации, проявившая верх безграмотности и
безответственности «команда молодых реформаторов» в 1997-98 годах.
Увы! - этот список можно продолжать и дальше.
Таким образом, систематическое и
массовое воздействие информационных технологий, особенно осуществляемое
хаотично, освобождает, эмансипирует индивидуальное сознание от груза
ответственности, в том числе и за последствия его собственных действий, и тем
самым инфантилизирует его, делает похожим на детское.
Как было показано выше (см. параграф …), подвергнувшись концентрированному
воздействию информационных технологий, отдельный человек утрачивает
объективизированный критерий истины. Ведь доступная ему практика, обычно
служащая этим критерием, носит уже не материальный и потому бесспорный, но
информационный, «виртуальный» характер, задаваемый представлениями,
господствующими в окружающем этого человека коллективе (масштаб которого
варьируется в зависимости от рассматриваемой деятельности данного человека: от
семьи до всего человечества) и создаваемом СМИ «медиа-пространстве». Значение
того или иного события определяется уже не его реальными последствиями, но
преимущественно господствующими в таком коллективе и «медиа-пространстве»
мнениями и восприятиями.
Индивидуальное сознание, попадая в информационный мир, оказывается как бы в
зеркальном зале, стены, пол и потолок которого отражают друг друга и теряющиеся
внешние воздействия столь причудливо, бесконечно и разнообразно, что лишает
наблюдателя чувства реальности - и ряда неотъемлемо связанных с этим чувством
качеств, включая ответственность. Он начинает соотносить себя уже не с
реальностью, но преимущественно (и в этом качественное отличие информационного
мира от обычной ситуации!) с господствующими мнениями об этой реальности.
В результате, оставаясь материальным объектом, индивидуальный человек начинает
сознавать себя и действовать в «виртуальном», информационном мире, мире не
реальностей, но оценок и в первую очередь - ожиданий. Конечно, его действия
оказывают воздействие не только на информационные, но и на реальные объекты,
однако, так как он не воспринимает реальность, он не сознает или по крайней
мере не полностью сознает и последствия своих воздействий на реальные объекты,
по-прежнему являющиеся для «неинформатизированного» большинства членов его
общества единственно воспринимаемой реальностью.
«Спортсмены как дети, убьют - не заметят».
Важно, что при этом качественно более высокая, чем у обычных, эффективность
информационных технологий позволяет такому индивидуальному сознанию с лихвой
компенсировать для себя потери от ошибок, неминуемо совершаемых им при
взаимодействии с грубой и потому попросту не воспринимаемой им (или
воспринимаемой недостаточно) действительностью. Последствия этих ошибок
перекладываются на менее творческую, менее эффективную и потому более уязвимую
часть общества, которая и расхлебывает последствия недостаточно ответственного
увлекательного общественного творчества своей политической и экономической
элиты.
При этом оторванное от реальности, но значительно более эффективное вследствие
своей «информатизированности» индивидуальное сознание (в том числе и
действующее в рамках управляющих систем) не просто воспроизводит себя, но, что
принципиально важно, постоянно, раз за разом выигрывает конкуренцию у обычных
сознаний, воспринимающих адекватную, а не информационную реальность. В
результате оно превращается в символ и образец успеха, пример подражания и,
постепенно, в господствующую в рамках управляющих систем модель сознания. В
обществе в целом данная модель также господствует, но уже по-иному - не в
количественном, а лишь в идеологическом плане, как цель для массовых
устремлений.
Характерно, что нечто подобное, хотя и в кардинально меньших масштабах, в
обычном, еще не информатизированном обществе стихийно происходит со
специальностями, связанными с широкомасштабным преобразованием сознания людей,
с зачатками будущего high-hume’a: с кинозвездами, политиками, шоуменами,
телекомментаторами и телепроповедниками.
Следует особо отметить, что живущее в информационном мире индивидуальное
сознание превращается в пример для подражания не только из-за успешности своей
деятельности, но и из-за несравненно большей комфортности своего повседневного
существования. Ведь практически все фрагменты воспринимаемой им информационной
реальности конструируются, хотя и разными творцами, с учетом особенностей
человеческого восприятия.
Поэтому информационная реальность изначально адаптирована к индивидуальному
человеческому сознанию. В результате она является для него несравненно
более дружественной и комфортной, чем обычная, не приспособленная к
человеческому восприятию реальность, которая по контрасту (а в определенной
степени и объективно - из-за последствий «безответственного творчества» элиты)
начинает казаться все более грубой, а зачастую и откровенно шокирующей. Это
многократно усиливает стремление к «эмиграции из реальности» не только
отдельных членов общества, но и целых управляющих систем.
Существенно и то, что потеря объективизированного критерия истины
многократно усиливает естественное стремление к комфорту индивидуального
сознания. С одной стороны, утратив возможность преследовать истину, оно
начинает жаждать хотя бы ее эрзаца в виде комфорта (классический пример
успешности такой замены дает протестантизм), с другой, «информатизированное
сознание», в отличие от обычного, может почти безнаказанно (по крайней мере,
значительно дольше) игнорировать реальность, которая по каким-либо причинам не
устраивает его.
И все это - сверх тех преимуществ, которые сам по себе дает творческий труд по
сравнению с обычным! Все это - и большая эффективность, и потрясающий
социальный статус (символ успеха!), и безнаказанность, и повседневный душевный
комфорт - сверх радости творчества и восторга от постоянного познавания нового,
которое сами по себе дарят работнику информационные технологии!
Не только здравые размышления, но и повседневная практика показывает: ни
отдельной личности, ни тем более общественной группе практически невозможно
отказаться от подобного социального наркотика.
Однако принципиальная безнаказанность информатизированного сознания имеет,
конечно, и теневые стороны, причем преимущественно не для него, а для
включающего его коллектива, вплоть до человечества в целом.
Главная опасность заключается в том, что в силу разобранных выше причин,
стремления к комфорту, а не к истине и оторванности от реальности
информатизированное сознание склонно к нарастающим ошибкам, которые способны
поставить на грань разрушения или по крайней мере дезорганизации коллектив,
организующий работу данного сознания и оберегающий его от негативных
воздействий внешнего, грубо-материального мира.
А ошибки эти весьма разнообразны. Наиболее характерные свойственны детскому
инфантильному сознанию, лишенному критичности из-за ограниченности жизненного
опыта. Для детей эта ограниченность вызвана малой продолжительностью жизни и
дополнительно ограничивающей личной опыт опекой взрослых. Для работников
информационных технологий - отделенностью от реальной жизни, дополнительно
ограничивающей их личной опыт опекой - правда, со стороны уже не взрослых, а
коллектива - и, наконец, взаимодействием с совершенно иной реальностью и на
ином, не непосредственно вербальном уровне.
Так, классическое и по сей день мощнейшее из разрешенных оружие
информационных технологий - нейро-лингвистическое программирование (его следует
отделять от распространенных спекуляций) - основано на невербальном
воздействии, в том числе и формально вербальных средств. Оно ориентировано на
влияние, в том числе при помощи слов, не на вторую сигнальную систему и
связанную с ней логику, но на подсознание. Ее деятельность значительно меньше
поддается осознанному самоконтролю человека, в результате чего она более сильно
и непосредственно влияет на его поведение и представления.
Стоит указать и на исключительную роль такого невербального средства, как
современная музыка, в распространении западных ценностей, в том числе в
культурно чуждых им обществах.
Распространение информационных технологий кардинально меняет процесс принятия
решений даже за пределами сферы их непосредственного воздействия, заставляя
людей и коллективы действовать в условиях агрессивной информационной среды, к
которой они не приспособлены и перед которой беззащитны.
Для этой действительности, как правило, характерны:
· постоянный переизбыток ненужной, заведомо избыточной информации (так называемый «белый шум» - один из наиболее древних инструментов сокрытия информации, и по сей день сохраняющий эффективность);
· систематическое отсутствие адекватного структурирования поступающей к пользователю информации (что означает ее неверность - см. сноску.);
· существование и хаотическое, непредсказуемое развитие и взаимодействие множества разнообразных «информационных фантомов», сконструированных специалистами в области high-hume для различных целей, многие из которых не отличимы от реальных факторов, а многие продолжают самостоятельное существование и хаотическое взаимодействие с другими «информационными фантомами» и после выполнения ими своих задач (классическим примером такого «информационного фантома» служит, по данным некоторых источников, до сих пор бытующая в интеллигентных кругах легенда о «снежном человеке»);
· постоянное существование многих принципиально непознаваемых в данных условиях и данными наблюдателями явлений (например, части тех же самых «информационных фантомов»), порождающих у большинства наблюдателей интеллектуальную пассивность в стиле знаменитого «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это… не известно», где в заключающей части реплики внятно слышится отчетливое «все равно».
Таким образом, современное
информатизированное сознание по вполне объективным причинам становится все
менее ответственным. Этот же процесс и, в общем, в соответствии с теми же
принципами и алгоритмами, происходит и с управляющими системами, сложенными из
таких информацтизированных сознаний.
Его развитие облегчается неразрывной связью современного управления с
технологиями формирования сознания. Так же, как и специалист в области указанных
технологий, работая с телевизионной «картинкой», господствующими мнениями и
представлениями, специалист в области управления почти неминуемо теряет
понимание того, что его решения влияют на реальную жизнь реальных людей. Он
просто забывает о них, что в сочетании с качественно большей эффективностью его
деятельности превращает его в прямую угрозу для нормального развития общества.
Более того: безответственность управляющих систем начинает транслироваться на
все общество и копироваться им, превращаясь в стиль жизни, распространяющийся,
как лесной пожар.
Механизм тиражирования безответственности довольно прост.
Максимальная эффективность технологий формирования сознания качественно
повышает влиятельность тех, кто владеет ими и тех, кто их применяет, делает их
могущественными и, как правило, обеспеченными. При этом нет никакой «платы за
могущество»; человек, создавая и внедряя новые представления, формируя сознания
других людей, чувствует себя творцом, близким к богу. Эйфория систематического
творчества вкупе с безответственностью обеспечивает ему невиданное
удовлетворение от жизни.
Понятно, что, как уже было показано выше, абсолютная безответственность,
колоссальное могущество и фантастическая радость от каждой минуты работы не
может не вызвать в обществе зависти и стремления к подражанию. Но обычный
гражданин, работа которого не сопряжена с применением технологий формирования
сознания, как правило, не имеет возможности подражать порождаемым ими
могуществу и радости. Безответственность оказывается практически единственным
доступным для него элементом джентльменского «набора топ-менеджера».
В результате безответственный стиль деятельности становится образцом для
подражания, что подрывает дееспособность уже не одной только управляющей
системы, но и всего общества. Последнее, в частности, лишается возможности
одернуть или заменить «заигравшуюся» элиту.
Снижение ответственности как отдельной личности, так и управляющих систем, и
общества в целом при столь же широкомасштабной эрозии адекватности - поистине
гремучая смесь! Она представляет угрозу всей современной цивилизации в ее
нынешнем, привычном для нас виде.