9.4.2. Внешняя экспансия как средство снятия внутренних противоречий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
Одним
из проявлений описанного сознательного подхода к своему развитию стало снятие
после войны противоречия между интересами монополий и общества. Конструируя
свои национальные интересы при помощи аналитического сообщества, США развернули
экспансию своих монополий не внутрь страны, но вовне ее, превратив их в
наднациональные, но национально ориентированные (прежде всего благодаря
тождеству системы ценностей государства и общества с одной стороны и корпораций
- с другой) структуры и сделав их, таким образом, главным инструментом
обеспечения национальной конкурентоспособности.
При этом возникло болезненное противоречие между внутринациональным характером
процесса принятия решений (практически любых - политических, экономических,
коммерческих, культурных) и, главное, интересов, на основе которых они
принимаются, с одной стороны, - и глобальным воздействием этих решений, с
другой.
В результате судьбы мира все более определяются незначительными,
микроскопическими по сравнению с ними факторами внутриполитической жизни США
(достаточно вспомнить поддержку «Солидарности» в Польше, во многом вызванную,
как сейчас выясняется, влиянием ничтожного даже в общеамериканских масштабах
польского лобби в Чикаго!). - ссылка на Сороса
Потенциальная разрушительность этого «имперского провинциализма» как для
человечества в целом, так и для эффективности политики США такова, что рядом с ней
меркнут все ее, даже самые болезненные и потенциально опасные частные следствия
(вроде «ползучего» распространения американских юридических норм сначала на
международные отношения, а затем и внутреннюю жизнь формально еще независимых
государств). - ссылка 9 в книге
Дело идет к тому, что мировая политика скоро перестанет существовать на
межгосударственном уровне, переместившись, с одной стороны, на наднациональный
уровень глобальных групп капиталов и технологий, а с другой - на уровень
внутриполитической жизни США, контролирующих основную часть этих групп.
Такая мировая политика неминуемо перестает (если еще не перестала) учитывать
интересы большинства человечества, утратит адекватность и перестанет
соответствовать стоящим перед ним реальным историческим задачам.
О масштабах ее распространения и глубине укорененности свидетельствует то, что
еще в 1997 году, во время расцвета проамериканской «команды молодых
реформаторов», российские лоббисты обнаружили, что сфера наиболее эффективного
решения ключевых вопросов внутренней российской политики переместилась с уровня
администрации президента и правительства России на уровень Конгресса и
администрации США. Наиболее близкий аналог - советские времена, в которые для
решения значимых вопросов развития регионов надо было «выходить» не на их
руководство, но на кураторов соответствующих направлений в Москве - в ЦК КПСС и
Совете Министров СССР. Это свидетельствует о масштабах утраты национального
суверенитета - причем не только Россией, но и другими странами мира.
Доминирование в мировой экономике глобальных монополий, базирующихся в США,
вкупе с углублением глобализации ведет к размыванию и исчезновению понятия
«национального суверенитета». Тезисы о «ликвидации Вестфальского мира»
(основанного на примате национально-государственного (?) суверенитета),
представления об объективном и окончательном разрушении понятия суверенитета
как такового из категории интересных, но теоретических построений превратилась
в базовые, общепринятые.
Сегодня отсылка к самой идее национального суверенитета воспринимается как
нечто ретроградное и, более того, реакционное. При этом бросается в глаза
кричащее исключение из правила, одно-единственное государство, в отношении
которого не применяется и тем более не обосновывается фундаментальное правило
естественности и прогрессивности «размывания суверенитета», - США.
Исключения из правил говорят об их содержании и значении не меньше, чем их
формулировки. «Размывание суверенитета» - реальность для всего мира, кроме
американского общества. Глобализация лишает или по крайней мере ослабляет
суверенитет всех стран мира, - кроме США. Тем самым суверенитет самих США
укрепляется - если и не абсолютно, то, во всяком случае, относительно.
Та самая глобализация, которая размывает суверенитет американских конкурентов,
собственный суверенитет США - укрепляет и тем самым становится инструментом
повышения конкурентоспособности США. Идея же национального суверенитета не
исчезает, но плавно трансформируется в идею доминирования: суверенитета одного
сильнейшего государства над всем остальным миром.
Одним
из проявлений описанного сознательного подхода к своему развитию стало снятие
после войны противоречия между интересами монополий и общества. Конструируя
свои национальные интересы при помощи аналитического сообщества, США развернули
экспансию своих монополий не внутрь страны, но вовне ее, превратив их в
наднациональные, но национально ориентированные (прежде всего благодаря
тождеству системы ценностей государства и общества с одной стороны и корпораций
- с другой) структуры и сделав их, таким образом, главным инструментом
обеспечения национальной конкурентоспособности.
При этом возникло болезненное противоречие между внутринациональным характером
процесса принятия решений (практически любых - политических, экономических,
коммерческих, культурных) и, главное, интересов, на основе которых они
принимаются, с одной стороны, - и глобальным воздействием этих решений, с
другой.
В результате судьбы мира все более определяются незначительными,
микроскопическими по сравнению с ними факторами внутриполитической жизни США
(достаточно вспомнить поддержку «Солидарности» в Польше, во многом вызванную,
как сейчас выясняется, влиянием ничтожного даже в общеамериканских масштабах
польского лобби в Чикаго!). - ссылка на Сороса
Потенциальная разрушительность этого «имперского провинциализма» как для
человечества в целом, так и для эффективности политики США такова, что рядом с ней
меркнут все ее, даже самые болезненные и потенциально опасные частные следствия
(вроде «ползучего» распространения американских юридических норм сначала на
международные отношения, а затем и внутреннюю жизнь формально еще независимых
государств). - ссылка 9 в книге
Дело идет к тому, что мировая политика скоро перестанет существовать на
межгосударственном уровне, переместившись, с одной стороны, на наднациональный
уровень глобальных групп капиталов и технологий, а с другой - на уровень
внутриполитической жизни США, контролирующих основную часть этих групп.
Такая мировая политика неминуемо перестает (если еще не перестала) учитывать
интересы большинства человечества, утратит адекватность и перестанет
соответствовать стоящим перед ним реальным историческим задачам.
О масштабах ее распространения и глубине укорененности свидетельствует то, что
еще в 1997 году, во время расцвета проамериканской «команды молодых
реформаторов», российские лоббисты обнаружили, что сфера наиболее эффективного
решения ключевых вопросов внутренней российской политики переместилась с уровня
администрации президента и правительства России на уровень Конгресса и
администрации США. Наиболее близкий аналог - советские времена, в которые для
решения значимых вопросов развития регионов надо было «выходить» не на их
руководство, но на кураторов соответствующих направлений в Москве - в ЦК КПСС и
Совете Министров СССР. Это свидетельствует о масштабах утраты национального
суверенитета - причем не только Россией, но и другими странами мира.
Доминирование в мировой экономике глобальных монополий, базирующихся в США,
вкупе с углублением глобализации ведет к размыванию и исчезновению понятия
«национального суверенитета». Тезисы о «ликвидации Вестфальского мира»
(основанного на примате национально-государственного (?) суверенитета),
представления об объективном и окончательном разрушении понятия суверенитета
как такового из категории интересных, но теоретических построений превратилась
в базовые, общепринятые.
Сегодня отсылка к самой идее национального суверенитета воспринимается как
нечто ретроградное и, более того, реакционное. При этом бросается в глаза
кричащее исключение из правила, одно-единственное государство, в отношении
которого не применяется и тем более не обосновывается фундаментальное правило
естественности и прогрессивности «размывания суверенитета», - США.
Исключения из правил говорят об их содержании и значении не меньше, чем их
формулировки. «Размывание суверенитета» - реальность для всего мира, кроме
американского общества. Глобализация лишает или по крайней мере ослабляет
суверенитет всех стран мира, - кроме США. Тем самым суверенитет самих США
укрепляется - если и не абсолютно, то, во всяком случае, относительно.
Та самая глобализация, которая размывает суверенитет американских конкурентов,
собственный суверенитет США - укрепляет и тем самым становится инструментом
повышения конкурентоспособности США. Идея же национального суверенитета не
исчезает, но плавно трансформируется в идею доминирования: суверенитета одного
сильнейшего государства над всем остальным миром.