4.2. Эффект самопрограммирования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142
В условиях размывания реальности
существенной чертой процесса формирования сознания становится его неизбежно
двусторонний, обоюдный характер: формируя чужое сознание, вы тем самым совершенно
неминуемо меняете и свое. Создавая «искусственную реальность» для кого-то
другого, вы в то же самое время непроизвольно, а часто и незаметно для себя, и
сами поселяетесь в ней. В этом отношении формирование сознания - пример
классической услуги (в экономическом смысле слова), которая в принципе не
поддается отделению от своего производителя.
То, что основным объектом воздействия и преобразования со стороны
человечества становится сам инструмент познания - сознание - не просто
качественно расширяет мир кантовских «вещей в себе», недоступных для
индивидуального познания в каждый отдельно взятый момент. Принципиальное
изменение характера труда порождает бесконечность виртуальных представлений,
«информационных фантомов», «зеркал», «отражений» реального мира, которые
становятся все менее отличимы и отделимы от него. Результат - качественное,
неправдоподобное с точки зрения здравого смысла и при этом исключительно
быстрое расширение и усложнение мира (см. параграф …). Его отражения если и не
становятся реальностью, то начинают восприниматься людьми как реальность и жить
в их сознании вполне самостоятельной жизнью, образуя для каждого них свой
собственный «информационный мир».
В ходе воздействия на чужое сознание и тем более формирования его вы
обволакиваете его «информационными фантомами», конструируя для него
специфический «информационный мир». Принципиально важно, что он должен быть
более комфортным, привлекательным, понятным и льстящим самолюбию объекта вашего
воздействия чем тот, который складывается вокруг него «на самом деле» - вне
вашего воздействия.
Это категорическое, технологическое условие успешной работы по формированию
чужого сознания. Вам удастся сформировать или хотя бы скорректировать его
нужным вам образом только в том случае и только в той степени, в которой
формируемый вами «информационный мир» будет более привлекательным, более
конкурентоспособным чем тот, который складывается вокруг объекта вашего
воздействия без вашего участия - в том числе и благодаря осознанным усилиям
ваших непосредственным конкурентов.
Таким образом, формируя чужое сознание и борясь за влияние на него, вы менее
всего чувствуете себя одиноким. Хотите вы того или нет, сознаете ли вы это или
нет, но, как и на любом другом рынке, вы постоянно участвуете в своего рода
конкуренции различных «информационных миров», в конкуренции проектов
альтернативных реальностей. Суть конкурса в том, что объект вашего воздействия,
- как правило, неосознанно - выбирает себе реальность «по вкусу», в которой ему
было бы более комфортно жить.
Неизвестно, окажется ли ваше предложение лучшим или просто хорошим; вы можете
потерпеть поражение, объект вашего воздействия может оказаться невосприимчивым
к вашим усилиям. Ваши конкуренты могут предложить ему мир, больше вашего
соответствующий его представлениям и потребностям.
Однако, даже если вам не удастся «заманить» своего потенциального потребителя в
создаваемый именно вами «информационный мир», это не значит, что этот мир так и
останется необитаемым.
Один обитатель ему гарантирован: это вы сами.
Хотите того или нет, но вы несете на себе неотъемлемое бремя творца: создав мир
- или фрагмент мира - вы не можете просто стряхнуть его с души и идти дальше
(по крайней мере, такое умение требует исключительно редко встречающегося из-за
своей противоречивости сочетания профессиональных качеств). Созданные вами
«информационные фантомы» как минимум надолго остаются частью вашей личности;
созданные вами «информационные миры» крайне медленно и неохотно отделяются от
вас.
Убеждая кого-то в чем-то (а управление при помощи формирования сознания во
многом сводится к убеждению), вы неминуемо, просто в силу самого характера
используемых вами технологий убеждаете в этом же самом и себя. Выстраивая
логические и эмоциональные цепочки, призванные убедить собеседника в том или
ином необходимом вам постулате, вы проверяете эффективность своих построений
прежде всего на своем собственном сознании, которое способно выдержать подобные
испытания лишь до определенного, достаточно низкого предела.
В предельно грубой форме это можно соотнести с хорошо известным сотрудникам
правоохранительных органов всего мира «комплексом правдивого мошенника». Это
симптом непосредственно связан с тем, что люди инстинктивно чувствуют, верит ли
сам их собеседник в то, что он говорит. Поэтому, чтобы с высокой степенью
вероятности обмануть не страдающего излишней доверчивостью человека, надо не
просто изображать уверенность в правоте своих слов, но самому - искренне и без
остатка - поверить в нее, чтобы ни при каких обстоятельствах, никак, ни словом,
ни жестом, не продемонстрировать и тени неуверенности в прокламируемых
постулатах.
Замените слово «обмануть» словом «убедить», и вы обнаружите секрет - с одной
стороны, эффективного управления в современных условиях, а с другой -
ограниченности выдающихся менеджеров, популярных телеведущих и
журналистов-аналитиков.
Понятно, что, невольно убеждая себя в том, во что предстоит поверить объекту
вашего воздействия, вы теряете как минимум объективность. Ведь, чтобы
убедить, надо исключить сомнения, - то есть добровольно отказаться от
«несанкционированного использования» собственного разума и запретить
себе критическое восприятие не только своих слов, но и самой действительности.
Столкнувшись в условиях информационной революции с размыванием реальности,
управляющие системы нашли выход в ее повсеместном конструировании. Беда в том,
что при этом они в силу вполне объективных причин обращают внимание
преимущественно на решение собственных, сиюминутных задач, и не озабочены тем,
как соотносятся с действительностью «информационные миры», созидаемые ими в
массовом порядке.
Между тем для объектов управления расхождение между созданным управляющей
структурой информационным и реальным мирами может приобрести не просто
пагубный, но и летальный характер. Стараниями Льюиса Кэролла каждый из нас
легко представит себе Алису в Зазеркалье, но вряд ли сможет вообразить свою
собственную, реальную жизнь по финансовому - или любому иному - плану,
сверстанному этой Алисой в промежутке между «безумным чаепитием» и игрой в
крокет при помощи ежей и фламинго.
Вопреки узбекской пословице, если вы сто раз искренне и с должным желанием
убедить произнесете слово «халва», во рту у вас станет сладко. Если же при этом
опираться на всю мощь современных информационных технологий, вы легко сможете и
не вспомнить потом, ради чего начали всю эту историю, - но едва ли не на всю
жизнь запомните сладость и аромат в действительности никогда не существовавшей
халвы. В относительно слабо развитых и особенно переходных обществах очень
похожий эффект в массовом порядке наблюдается по отношению к демократии.
Этот явление - самопрограммирование - следует рассматривать в
качестве первой и едва ли не наиболее грозной опасности, связанной с
превращением формирования сознания в наиболее эффективный бизнес.
Управляющие системы, в массовом порядке применяющие технологии формирования
сознания, могут просто потерять адекватность в масштабах уже не отдельных
авторитарных режимов, но всего как минимум развитого, а скорее - всего в
массовом порядке использующего информационные технологии мира.
Это не может не привести к непредсказуемым, но гарантированно печальным
последствиям для всего человечества, которое будут вести постоянно впадающие в
эйфорию слепоглухонемые капитаны, убежденные в своей правоте и в полной
достаточности своих органов чувств.
В условиях размывания реальности
существенной чертой процесса формирования сознания становится его неизбежно
двусторонний, обоюдный характер: формируя чужое сознание, вы тем самым совершенно
неминуемо меняете и свое. Создавая «искусственную реальность» для кого-то
другого, вы в то же самое время непроизвольно, а часто и незаметно для себя, и
сами поселяетесь в ней. В этом отношении формирование сознания - пример
классической услуги (в экономическом смысле слова), которая в принципе не
поддается отделению от своего производителя.
То, что основным объектом воздействия и преобразования со стороны
человечества становится сам инструмент познания - сознание - не просто
качественно расширяет мир кантовских «вещей в себе», недоступных для
индивидуального познания в каждый отдельно взятый момент. Принципиальное
изменение характера труда порождает бесконечность виртуальных представлений,
«информационных фантомов», «зеркал», «отражений» реального мира, которые
становятся все менее отличимы и отделимы от него. Результат - качественное,
неправдоподобное с точки зрения здравого смысла и при этом исключительно
быстрое расширение и усложнение мира (см. параграф …). Его отражения если и не
становятся реальностью, то начинают восприниматься людьми как реальность и жить
в их сознании вполне самостоятельной жизнью, образуя для каждого них свой
собственный «информационный мир».
В ходе воздействия на чужое сознание и тем более формирования его вы
обволакиваете его «информационными фантомами», конструируя для него
специфический «информационный мир». Принципиально важно, что он должен быть
более комфортным, привлекательным, понятным и льстящим самолюбию объекта вашего
воздействия чем тот, который складывается вокруг него «на самом деле» - вне
вашего воздействия.
Это категорическое, технологическое условие успешной работы по формированию
чужого сознания. Вам удастся сформировать или хотя бы скорректировать его
нужным вам образом только в том случае и только в той степени, в которой
формируемый вами «информационный мир» будет более привлекательным, более
конкурентоспособным чем тот, который складывается вокруг объекта вашего
воздействия без вашего участия - в том числе и благодаря осознанным усилиям
ваших непосредственным конкурентов.
Таким образом, формируя чужое сознание и борясь за влияние на него, вы менее
всего чувствуете себя одиноким. Хотите вы того или нет, сознаете ли вы это или
нет, но, как и на любом другом рынке, вы постоянно участвуете в своего рода
конкуренции различных «информационных миров», в конкуренции проектов
альтернативных реальностей. Суть конкурса в том, что объект вашего воздействия,
- как правило, неосознанно - выбирает себе реальность «по вкусу», в которой ему
было бы более комфортно жить.
Неизвестно, окажется ли ваше предложение лучшим или просто хорошим; вы можете
потерпеть поражение, объект вашего воздействия может оказаться невосприимчивым
к вашим усилиям. Ваши конкуренты могут предложить ему мир, больше вашего
соответствующий его представлениям и потребностям.
Однако, даже если вам не удастся «заманить» своего потенциального потребителя в
создаваемый именно вами «информационный мир», это не значит, что этот мир так и
останется необитаемым.
Один обитатель ему гарантирован: это вы сами.
Хотите того или нет, но вы несете на себе неотъемлемое бремя творца: создав мир
- или фрагмент мира - вы не можете просто стряхнуть его с души и идти дальше
(по крайней мере, такое умение требует исключительно редко встречающегося из-за
своей противоречивости сочетания профессиональных качеств). Созданные вами
«информационные фантомы» как минимум надолго остаются частью вашей личности;
созданные вами «информационные миры» крайне медленно и неохотно отделяются от
вас.
Убеждая кого-то в чем-то (а управление при помощи формирования сознания во
многом сводится к убеждению), вы неминуемо, просто в силу самого характера
используемых вами технологий убеждаете в этом же самом и себя. Выстраивая
логические и эмоциональные цепочки, призванные убедить собеседника в том или
ином необходимом вам постулате, вы проверяете эффективность своих построений
прежде всего на своем собственном сознании, которое способно выдержать подобные
испытания лишь до определенного, достаточно низкого предела.
В предельно грубой форме это можно соотнести с хорошо известным сотрудникам
правоохранительных органов всего мира «комплексом правдивого мошенника». Это
симптом непосредственно связан с тем, что люди инстинктивно чувствуют, верит ли
сам их собеседник в то, что он говорит. Поэтому, чтобы с высокой степенью
вероятности обмануть не страдающего излишней доверчивостью человека, надо не
просто изображать уверенность в правоте своих слов, но самому - искренне и без
остатка - поверить в нее, чтобы ни при каких обстоятельствах, никак, ни словом,
ни жестом, не продемонстрировать и тени неуверенности в прокламируемых
постулатах.
Замените слово «обмануть» словом «убедить», и вы обнаружите секрет - с одной
стороны, эффективного управления в современных условиях, а с другой -
ограниченности выдающихся менеджеров, популярных телеведущих и
журналистов-аналитиков.
Понятно, что, невольно убеждая себя в том, во что предстоит поверить объекту
вашего воздействия, вы теряете как минимум объективность. Ведь, чтобы
убедить, надо исключить сомнения, - то есть добровольно отказаться от
«несанкционированного использования» собственного разума и запретить
себе критическое восприятие не только своих слов, но и самой действительности.
Столкнувшись в условиях информационной революции с размыванием реальности,
управляющие системы нашли выход в ее повсеместном конструировании. Беда в том,
что при этом они в силу вполне объективных причин обращают внимание
преимущественно на решение собственных, сиюминутных задач, и не озабочены тем,
как соотносятся с действительностью «информационные миры», созидаемые ими в
массовом порядке.
Между тем для объектов управления расхождение между созданным управляющей
структурой информационным и реальным мирами может приобрести не просто
пагубный, но и летальный характер. Стараниями Льюиса Кэролла каждый из нас
легко представит себе Алису в Зазеркалье, но вряд ли сможет вообразить свою
собственную, реальную жизнь по финансовому - или любому иному - плану,
сверстанному этой Алисой в промежутке между «безумным чаепитием» и игрой в
крокет при помощи ежей и фламинго.
Вопреки узбекской пословице, если вы сто раз искренне и с должным желанием
убедить произнесете слово «халва», во рту у вас станет сладко. Если же при этом
опираться на всю мощь современных информационных технологий, вы легко сможете и
не вспомнить потом, ради чего начали всю эту историю, - но едва ли не на всю
жизнь запомните сладость и аромат в действительности никогда не существовавшей
халвы. В относительно слабо развитых и особенно переходных обществах очень
похожий эффект в массовом порядке наблюдается по отношению к демократии.
Этот явление - самопрограммирование - следует рассматривать в
качестве первой и едва ли не наиболее грозной опасности, связанной с
превращением формирования сознания в наиболее эффективный бизнес.
Управляющие системы, в массовом порядке применяющие технологии формирования
сознания, могут просто потерять адекватность в масштабах уже не отдельных
авторитарных режимов, но всего как минимум развитого, а скорее - всего в
массовом порядке использующего информационные технологии мира.
Это не может не привести к непредсказуемым, но гарантированно печальным
последствиям для всего человечества, которое будут вести постоянно впадающие в
эйфорию слепоглухонемые капитаны, убежденные в своей правоте и в полной
достаточности своих органов чувств.