3. НЕСОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Здесь мы видим результаты того учения, с недавних пор проповедуемого на всех
перекрестках, что государство есть высшая цель человечества и что у человека не может
быть более высокой обязанности, чем служить государству, - учения, в котором я
усматриваю возврат не к язычеству, а к глупости. Может быть человек, который видит в
государственной службе свой высший долг, действительно не знает никаких более
высоких обязанностей, но из этого не следует, чтобы не существовало еще иных людей и
обязанностей; и одна из этих обязанностей, которую я по крайней мере считаю более
высокой, чем государственная служба, состоит в том, чтобы разрушать глупость во всех
ее видах, и в том числе, стало быть, и эту глупость. Вот почему меня интересует здесь тот
род людей, телеологои которых несколько выходит за пределы государственного блага, -
именно философы, да и то лишь в их отношении к миру, который в свою очередь
довольно независим от государственного блага, - к культуре. Среди многих колец,
которые, продетые одно в другое, образуют общественное бытие людей, есть золотые и
есть томпаковые.
Как же смотрит философ в наше время на культуру? Конечно, совсем иначе, чем те
довольные своим государством профессора философии, о которых мы только что
говорили. Он почти воспринимает симптомы полного истребления и искоренения
культуры, когда думает о всеобщей спешке и возрастающей быстроте падения. О
прекращении всякой созерцательности и простоты. Воды религии отливают и оставляют
за собой болото или топи; народы снова разделяются, враждуют между собой и хотят
растерзать друг друга. Науки, культивируемые без всякой меры в слепом laisser faire*,
раздробляют и подмывают всякую твердую веру; образованные классы и государства
захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не
был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью. Ученые
круги не являются уже маяками или убежищами среди всей этой суеты обмирщения; они
сами с каждым днем становятся все беспокойнее, все более безмысленными и
бессердечными. Все, включая и современное искусство и науку, служит грядущему
варварству. Культурный человек выродился в величайшего врага культуры, ибо он
облыжно отрицает общую болезнь и препятствует врачам. Они ожесточаются, эти
обессиленные бедные плуты, когда говорят об их слабости и противодействуют их
вредному духу лжи. Им очень хотелось бы заставить нас поверить, что они побили
рекорд в состязании всех веков, и они держатся с искусственной веселостью.(…)
Но если бы было односторонним отмечать лишь бледность линий и туманность
красок в картине современной жизни, то, во всяком случае, обратная сторона ничем не
отраднее, а лишь еще более тревожна. Конечно, существуют силы, и даже огромные
силы, но это – силы дикие, первобытные и совершенно немилосердные. На них смотришь
с трепетным ожиданием, как на котел волшебной кухни: каждое мгновение что-то может
дрогнуть и блеснуть в нем, возвещая ужасные явления. Уже целое столетие мы
подготовлены к капитальным потрясениям; и если с недавних пор пытаются этому
глубочайшему современному влечению к разрушениям и взрывам противопоставить
обустраивающую силу так называемого национального государства, то ведь и последнее
еще долго будет служить лишь к увеличению всеобщей непрочности и угрожаемости. И
нас не введет в заблуждение, что отдельные люди живут так, как будто бы они ничего не
знали о всех этих тревогах: их беспокойство показывает, что они их хорошо знают; они
заняты собой с такой торопливостью и исключительностью, с какой еще никогда люди не
думали о себе; они строят и взращивают для текущего дня, и погоня за счастьем никогда
не бывает горячее, чем когда оно должно быть захвачено между сегодняшним и
завтрашним днем, ибо послезавтра, быть может, пора для охоты вообще придет к концу.
Мы живем в эпоху атомов и атомистического хаоса.
«Несвоевременные размышления»,Шопенгауэр как воспитатель, 4.Пер. С.Л. Франка*
Здесь мы видим результаты того учения, с недавних пор проповедуемого на всех
перекрестках, что государство есть высшая цель человечества и что у человека не может
быть более высокой обязанности, чем служить государству, - учения, в котором я
усматриваю возврат не к язычеству, а к глупости. Может быть человек, который видит в
государственной службе свой высший долг, действительно не знает никаких более
высоких обязанностей, но из этого не следует, чтобы не существовало еще иных людей и
обязанностей; и одна из этих обязанностей, которую я по крайней мере считаю более
высокой, чем государственная служба, состоит в том, чтобы разрушать глупость во всех
ее видах, и в том числе, стало быть, и эту глупость. Вот почему меня интересует здесь тот
род людей, телеологои которых несколько выходит за пределы государственного блага, -
именно философы, да и то лишь в их отношении к миру, который в свою очередь
довольно независим от государственного блага, - к культуре. Среди многих колец,
которые, продетые одно в другое, образуют общественное бытие людей, есть золотые и
есть томпаковые.
Как же смотрит философ в наше время на культуру? Конечно, совсем иначе, чем те
довольные своим государством профессора философии, о которых мы только что
говорили. Он почти воспринимает симптомы полного истребления и искоренения
культуры, когда думает о всеобщей спешке и возрастающей быстроте падения. О
прекращении всякой созерцательности и простоты. Воды религии отливают и оставляют
за собой болото или топи; народы снова разделяются, враждуют между собой и хотят
растерзать друг друга. Науки, культивируемые без всякой меры в слепом laisser faire*,
раздробляют и подмывают всякую твердую веру; образованные классы и государства
захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не
был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью. Ученые
круги не являются уже маяками или убежищами среди всей этой суеты обмирщения; они
сами с каждым днем становятся все беспокойнее, все более безмысленными и
бессердечными. Все, включая и современное искусство и науку, служит грядущему
варварству. Культурный человек выродился в величайшего врага культуры, ибо он
облыжно отрицает общую болезнь и препятствует врачам. Они ожесточаются, эти
обессиленные бедные плуты, когда говорят об их слабости и противодействуют их
вредному духу лжи. Им очень хотелось бы заставить нас поверить, что они побили
рекорд в состязании всех веков, и они держатся с искусственной веселостью.(…)
Но если бы было односторонним отмечать лишь бледность линий и туманность
красок в картине современной жизни, то, во всяком случае, обратная сторона ничем не
отраднее, а лишь еще более тревожна. Конечно, существуют силы, и даже огромные
силы, но это – силы дикие, первобытные и совершенно немилосердные. На них смотришь
с трепетным ожиданием, как на котел волшебной кухни: каждое мгновение что-то может
дрогнуть и блеснуть в нем, возвещая ужасные явления. Уже целое столетие мы
подготовлены к капитальным потрясениям; и если с недавних пор пытаются этому
глубочайшему современному влечению к разрушениям и взрывам противопоставить
обустраивающую силу так называемого национального государства, то ведь и последнее
еще долго будет служить лишь к увеличению всеобщей непрочности и угрожаемости. И
нас не введет в заблуждение, что отдельные люди живут так, как будто бы они ничего не
знали о всех этих тревогах: их беспокойство показывает, что они их хорошо знают; они
заняты собой с такой торопливостью и исключительностью, с какой еще никогда люди не
думали о себе; они строят и взращивают для текущего дня, и погоня за счастьем никогда
не бывает горячее, чем когда оно должно быть захвачено между сегодняшним и
завтрашним днем, ибо послезавтра, быть может, пора для охоты вообще придет к концу.
Мы живем в эпоху атомов и атомистического хаоса.
«Несвоевременные размышления»,Шопенгауэр как воспитатель, 4.Пер. С.Л. Франка*