13. ДВА ТИПА СИЛ:АКТИВНЫЙ И РЕАКТИВНЫЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

[... ] Сообразно этому "развитие" вещи, навыка, органа менее всего является

progressus к некой цели, еще менее логическим и наикратчайшим, достигнутым с

минимальной затратой сил progressus, — но последовательностью более или менее

укоренившихся, более или менее не зависящих друг от друга и разыгрывающихся здесь

процессов возобладания, включая и чинимые им всякий раз препятствия, пробные

метаморфозы в целях защиты и реакции, даже результаты удавшихся противоакций.

Форма текуча, "смысл" еще более... Даже в каждом отдельном организме дело обстоит

не иначе: всякий раз с существенным ростом целого смещается и "смысл" отдельных

органов — при случае их частичное разрушение, их сокращение в числе (скажем,

путем уничтожения средних звеньев) может оказаться признаком возрастающей силы и

совершенства. Я хочу сказать: даже частичная утрата полезности, чахлость и

вырождение, исчезновение смысла и целесообразности, короче, смерть принадлежит к

условиям действительного progressus, каковой всегда является в гештальте воли и пути

к большей власти и всегда осуществляется за счет многочисленных меньших сил. [... ]

Я подчеркиваю эту основную точку зрения исторической методики, тем более что она в

корне противится господствующему нынче инстинкту и вкусу дня, который охотнее

ужился бы еще с абсолютной случайностью и даже с механистической бессмыслен-

ностью всего происходящего, нежели с теорией воли власти, разыгрывающейся во всем

происходящем. Демократическая идиосинкразия ко всему, что господствует и хочет

господствовать, современный мизархизм (дабы вылепить скверное слово для скверной

штуки) постепенно в такой степени переместился и переоделся в духовное,

духовнейшее, что нынче он уже шаг за шагом проникает, осмеливается проникнуть в

наиболее строгие, по-видимому, наиболее объективные науки; мне кажется даже, что он

прибрал уже к рукам всю физиологию и учение о жизни, продемонстрировав,

разумеется в ущерб последним, фокус исчезновения у них одного фундаментального

понятия, собственно понятия активности. Под давлением этой идиосинкразии

выпячивают, напротив, "приспособление", т. е. активность второго ранга, голую

реактивность, и даже саму жизнь определяют как все более целесообразное внутреннее

приспособление к внешним условиям (Герберт Спенсер). Но тем самым неузнанной

остается сущность жизни, ее воля к власти; тем самым упускается из виду

преимущество, присущее спонтанным, наступательным, перестунательным, наново тол-

кующим, наново направляющим и созидательным силам, следствием которых и

оказывается "приспособление"; тем самым в организме отрицается господствующая

роль высших функционеров, в которых активно и формообразующе проявляется воля

жизни.

"К генеалогии морали", II, 12. Пер. К. А. Свасьяна

[... ] Сообразно этому "развитие" вещи, навыка, органа менее всего является

progressus к некой цели, еще менее логическим и наикратчайшим, достигнутым с

минимальной затратой сил progressus, — но последовательностью более или менее

укоренившихся, более или менее не зависящих друг от друга и разыгрывающихся здесь

процессов возобладания, включая и чинимые им всякий раз препятствия, пробные

метаморфозы в целях защиты и реакции, даже результаты удавшихся противоакций.

Форма текуча, "смысл" еще более... Даже в каждом отдельном организме дело обстоит

не иначе: всякий раз с существенным ростом целого смещается и "смысл" отдельных

органов — при случае их частичное разрушение, их сокращение в числе (скажем,

путем уничтожения средних звеньев) может оказаться признаком возрастающей силы и

совершенства. Я хочу сказать: даже частичная утрата полезности, чахлость и

вырождение, исчезновение смысла и целесообразности, короче, смерть принадлежит к

условиям действительного progressus, каковой всегда является в гештальте воли и пути

к большей власти и всегда осуществляется за счет многочисленных меньших сил. [... ]

Я подчеркиваю эту основную точку зрения исторической методики, тем более что она в

корне противится господствующему нынче инстинкту и вкусу дня, который охотнее

ужился бы еще с абсолютной случайностью и даже с механистической бессмыслен-

ностью всего происходящего, нежели с теорией воли власти, разыгрывающейся во всем

происходящем. Демократическая идиосинкразия ко всему, что господствует и хочет

господствовать, современный мизархизм (дабы вылепить скверное слово для скверной

штуки) постепенно в такой степени переместился и переоделся в духовное,

духовнейшее, что нынче он уже шаг за шагом проникает, осмеливается проникнуть в

наиболее строгие, по-видимому, наиболее объективные науки; мне кажется даже, что он

прибрал уже к рукам всю физиологию и учение о жизни, продемонстрировав,

разумеется в ущерб последним, фокус исчезновения у них одного фундаментального

понятия, собственно понятия активности. Под давлением этой идиосинкразии

выпячивают, напротив, "приспособление", т. е. активность второго ранга, голую

реактивность, и даже саму жизнь определяют как все более целесообразное внутреннее

приспособление к внешним условиям (Герберт Спенсер). Но тем самым неузнанной

остается сущность жизни, ее воля к власти; тем самым упускается из виду

преимущество, присущее спонтанным, наступательным, перестунательным, наново тол-

кующим, наново направляющим и созидательным силам, следствием которых и

оказывается "приспособление"; тем самым в организме отрицается господствующая

роль высших функционеров, в которых активно и формообразующе проявляется воля

жизни.

"К генеалогии морали", II, 12. Пер. К. А. Свасьяна