13. ДВА ТИПА СИЛ:АКТИВНЫЙ И РЕАКТИВНЫЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
[... ] Сообразно этому "развитие" вещи, навыка, органа менее всего является
progressus к некой цели, еще менее логическим и наикратчайшим, достигнутым с
минимальной затратой сил progressus, — но последовательностью более или менее
укоренившихся, более или менее не зависящих друг от друга и разыгрывающихся здесь
процессов возобладания, включая и чинимые им всякий раз препятствия, пробные
метаморфозы в целях защиты и реакции, даже результаты удавшихся противоакций.
Форма текуча, "смысл" еще более... Даже в каждом отдельном организме дело обстоит
не иначе: всякий раз с существенным ростом целого смещается и "смысл" отдельных
органов — при случае их частичное разрушение, их сокращение в числе (скажем,
путем уничтожения средних звеньев) может оказаться признаком возрастающей силы и
совершенства. Я хочу сказать: даже частичная утрата полезности, чахлость и
вырождение, исчезновение смысла и целесообразности, короче, смерть принадлежит к
условиям действительного progressus, каковой всегда является в гештальте воли и пути
к большей власти и всегда осуществляется за счет многочисленных меньших сил. [... ]
Я подчеркиваю эту основную точку зрения исторической методики, тем более что она в
корне противится господствующему нынче инстинкту и вкусу дня, который охотнее
ужился бы еще с абсолютной случайностью и даже с механистической бессмыслен-
ностью всего происходящего, нежели с теорией воли власти, разыгрывающейся во всем
происходящем. Демократическая идиосинкразия ко всему, что господствует и хочет
господствовать, современный мизархизм (дабы вылепить скверное слово для скверной
штуки) постепенно в такой степени переместился и переоделся в духовное,
духовнейшее, что нынче он уже шаг за шагом проникает, осмеливается проникнуть в
наиболее строгие, по-видимому, наиболее объективные науки; мне кажется даже, что он
прибрал уже к рукам всю физиологию и учение о жизни, продемонстрировав,
разумеется в ущерб последним, фокус исчезновения у них одного фундаментального
понятия, собственно понятия активности. Под давлением этой идиосинкразии
выпячивают, напротив, "приспособление", т. е. активность второго ранга, голую
реактивность, и даже саму жизнь определяют как все более целесообразное внутреннее
приспособление к внешним условиям (Герберт Спенсер). Но тем самым неузнанной
остается сущность жизни, ее воля к власти; тем самым упускается из виду
преимущество, присущее спонтанным, наступательным, перестунательным, наново тол-
кующим, наново направляющим и созидательным силам, следствием которых и
оказывается "приспособление"; тем самым в организме отрицается господствующая
роль высших функционеров, в которых активно и формообразующе проявляется воля
жизни.
"К генеалогии морали", II, 12. Пер. К. А. Свасьяна
[... ] Сообразно этому "развитие" вещи, навыка, органа менее всего является
progressus к некой цели, еще менее логическим и наикратчайшим, достигнутым с
минимальной затратой сил progressus, — но последовательностью более или менее
укоренившихся, более или менее не зависящих друг от друга и разыгрывающихся здесь
процессов возобладания, включая и чинимые им всякий раз препятствия, пробные
метаморфозы в целях защиты и реакции, даже результаты удавшихся противоакций.
Форма текуча, "смысл" еще более... Даже в каждом отдельном организме дело обстоит
не иначе: всякий раз с существенным ростом целого смещается и "смысл" отдельных
органов — при случае их частичное разрушение, их сокращение в числе (скажем,
путем уничтожения средних звеньев) может оказаться признаком возрастающей силы и
совершенства. Я хочу сказать: даже частичная утрата полезности, чахлость и
вырождение, исчезновение смысла и целесообразности, короче, смерть принадлежит к
условиям действительного progressus, каковой всегда является в гештальте воли и пути
к большей власти и всегда осуществляется за счет многочисленных меньших сил. [... ]
Я подчеркиваю эту основную точку зрения исторической методики, тем более что она в
корне противится господствующему нынче инстинкту и вкусу дня, который охотнее
ужился бы еще с абсолютной случайностью и даже с механистической бессмыслен-
ностью всего происходящего, нежели с теорией воли власти, разыгрывающейся во всем
происходящем. Демократическая идиосинкразия ко всему, что господствует и хочет
господствовать, современный мизархизм (дабы вылепить скверное слово для скверной
штуки) постепенно в такой степени переместился и переоделся в духовное,
духовнейшее, что нынче он уже шаг за шагом проникает, осмеливается проникнуть в
наиболее строгие, по-видимому, наиболее объективные науки; мне кажется даже, что он
прибрал уже к рукам всю физиологию и учение о жизни, продемонстрировав,
разумеется в ущерб последним, фокус исчезновения у них одного фундаментального
понятия, собственно понятия активности. Под давлением этой идиосинкразии
выпячивают, напротив, "приспособление", т. е. активность второго ранга, голую
реактивность, и даже саму жизнь определяют как все более целесообразное внутреннее
приспособление к внешним условиям (Герберт Спенсер). Но тем самым неузнанной
остается сущность жизни, ее воля к власти; тем самым упускается из виду
преимущество, присущее спонтанным, наступательным, перестунательным, наново тол-
кующим, наново направляющим и созидательным силам, следствием которых и
оказывается "приспособление"; тем самым в организме отрицается господствующая
роль высших функционеров, в которых активно и формообразующе проявляется воля
жизни.
"К генеалогии морали", II, 12. Пер. К. А. Свасьяна