8. Дионис и СОКРАТ: ИХ ОППОЗИЦИЯ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Ключ к природе Сократа дает нам то удивительное явление, которое известно под именем
"демон Сократа". В тех исключительных положениях, когда его чудовищный ум приходил
в колебание, он находил себе твердую опору в божественном голосе внутри себя. Этот
голос всегда только отговаривал. Инстинктивная мудрость показывалась в этой
совершенно ненормальной натуре только для того, чтобы по временам проявлять свое про-
тиводействие сознательному познаванию. Между тем как у всех продуктивных людей
именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно
критикует и отклоняет, — у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание творцом —
воистину чудовищность per defectum*! [... ]
[... ] Сократ, диалектический герой платоновской драмы, напоминает нам родственные
натуры еврипидовских героев, принужденных защищать свои поступки доводами "за" и
"против", столь часто рискуя при этом лишиться нашего трагического сострадания; ибо
кто может не заметить оптимистического элемента, скрытого в существе диалектики,
торжественно ликующего в каждом умозаключении и свободно дышащего лишь в ат-
мосфере холодной ясности и сознательности? — И этот оптимистический элемент, раз он
проник в трагедию, должен был мало-помалу захватить ее дионисические области и по
необходимости толкнуть ее на путь самоуничтожения, вплоть до смертельного прыжка в
область мещанской драмы.
Достаточно будет представить себе все следствия сократовских положений: "добродетель
есть знание" , "грешат только по незнанию", "добродетельный есть и счастливый", — в этих
трех основных формах оптимизма лежит смерть трагедии. Ибо в таком случае
добродетельный герой должен быть диалектиком, между добродетелью и знанием, верой и
моралью должна быть необходимая и видимая связь; в таком случае трансцендентальная
справедливость в развязке Эсхила должна быть унижена до плоского и дерзкого принципа
"поэтической справедливости" с его обычным deus ex machina.
[... ] Оптимистическая диалектика гонит бичом своих силлогизмов музыку из трагедии, т.
е. разрушает существо трагедии, которое может быть толкуемо исключительно как
манифестация и явление в образах дионисических состояний, как видимая символизация
музыки, как мир грез дионисического опьянения.
"Рождение трагедии", 13, 14. Пер. Г. А. Рачянского
Ключ к природе Сократа дает нам то удивительное явление, которое известно под именем
"демон Сократа". В тех исключительных положениях, когда его чудовищный ум приходил
в колебание, он находил себе твердую опору в божественном голосе внутри себя. Этот
голос всегда только отговаривал. Инстинктивная мудрость показывалась в этой
совершенно ненормальной натуре только для того, чтобы по временам проявлять свое про-
тиводействие сознательному познаванию. Между тем как у всех продуктивных людей
именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно
критикует и отклоняет, — у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание творцом —
воистину чудовищность per defectum*! [... ]
[... ] Сократ, диалектический герой платоновской драмы, напоминает нам родственные
натуры еврипидовских героев, принужденных защищать свои поступки доводами "за" и
"против", столь часто рискуя при этом лишиться нашего трагического сострадания; ибо
кто может не заметить оптимистического элемента, скрытого в существе диалектики,
торжественно ликующего в каждом умозаключении и свободно дышащего лишь в ат-
мосфере холодной ясности и сознательности? — И этот оптимистический элемент, раз он
проник в трагедию, должен был мало-помалу захватить ее дионисические области и по
необходимости толкнуть ее на путь самоуничтожения, вплоть до смертельного прыжка в
область мещанской драмы.
Достаточно будет представить себе все следствия сократовских положений: "добродетель
есть знание" , "грешат только по незнанию", "добродетельный есть и счастливый", — в этих
трех основных формах оптимизма лежит смерть трагедии. Ибо в таком случае
добродетельный герой должен быть диалектиком, между добродетелью и знанием, верой и
моралью должна быть необходимая и видимая связь; в таком случае трансцендентальная
справедливость в развязке Эсхила должна быть унижена до плоского и дерзкого принципа
"поэтической справедливости" с его обычным deus ex machina.
[... ] Оптимистическая диалектика гонит бичом своих силлогизмов музыку из трагедии, т.
е. разрушает существо трагедии, которое может быть толкуемо исключительно как
манифестация и явление в образах дионисических состояний, как видимая символизация
музыки, как мир грез дионисического опьянения.
"Рождение трагедии", 13, 14. Пер. Г. А. Рачянского