16. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО:НЕЧИСТАЯ СОВЕСТЬ, ИЛИ ЗЛОБА НА СЕБЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

[... ] священник есть переориентировщик ressentiment. Ибо каждый страждущий

инстинктивнс подыскивает причину к своему страданию; точнее, зачинщика, еще

точнее, предрасположенного к страданию виновника — короче, нечто живое, на котором

он мог бы кулаками или in effigie* разрядить под каким-либо предлогом свои аффекты:

ибо разряжение аффекта для страдающего есть величайшая попытка облегчения, т. е.

обезболивания, непроизвольно вожделеемый им наркотик против всякого рода мучений.

Тут-то, подозреваю я, и следует искать действительную физиологическую причину

resseentiment, мести и их придатков, стало быть, в потребности заглушить боль путем*

аффекта (…). Всем страдающим без исключения свойственна ужасающая охочесть и

изобретательность в отыскании предлогов к мучительным аффектам; они

наслаждаются уже своей подозрительностью, ломая головы над всяческими злыми

умыслами и мнимыми ущемленностями, они роются в потрохах своего прошлого и

настоящего в поисках темных, сомнительных историй, где им вмочь сибаритствовать

среди избытка мучительных подозрений и опьяняться ядом собственной злобы, — они

бередят старые зарубцованные раны, они истекают кровью из давно залеченных

рубцов, им мерещатся злодеи в друзьях, женщинах, детях, во всех ближних. "Я страдаю:

должен же кто-нибудь быть в этом виновным" — так думает каждая хворая овца. А

пастух ее, аскетический священник, говорит ей: "Поистине, овца моя! кто-то должен

быть виновным в этом: но этот кто-то есть ты сама, ты сама и виновна в этом — ты

сама только и виновна в себе\"... Это сказано достаточно смело, достаточно лживо: но

одно по крайней мере достигнуто этим, я говорил уже, — переориентировка ressentiment.

"К генеалогии морали", III, 15. Пер. К. А. Свасьяна

[... ] священник есть переориентировщик ressentiment. Ибо каждый страждущий

инстинктивнс подыскивает причину к своему страданию; точнее, зачинщика, еще

точнее, предрасположенного к страданию виновника — короче, нечто живое, на котором

он мог бы кулаками или in effigie* разрядить под каким-либо предлогом свои аффекты:

ибо разряжение аффекта для страдающего есть величайшая попытка облегчения, т. е.

обезболивания, непроизвольно вожделеемый им наркотик против всякого рода мучений.

Тут-то, подозреваю я, и следует искать действительную физиологическую причину

resseentiment, мести и их придатков, стало быть, в потребности заглушить боль путем*

аффекта (…). Всем страдающим без исключения свойственна ужасающая охочесть и

изобретательность в отыскании предлогов к мучительным аффектам; они

наслаждаются уже своей подозрительностью, ломая головы над всяческими злыми

умыслами и мнимыми ущемленностями, они роются в потрохах своего прошлого и

настоящего в поисках темных, сомнительных историй, где им вмочь сибаритствовать

среди избытка мучительных подозрений и опьяняться ядом собственной злобы, — они

бередят старые зарубцованные раны, они истекают кровью из давно залеченных

рубцов, им мерещатся злодеи в друзьях, женщинах, детях, во всех ближних. "Я страдаю:

должен же кто-нибудь быть в этом виновным" — так думает каждая хворая овца. А

пастух ее, аскетический священник, говорит ей: "Поистине, овца моя! кто-то должен

быть виновным в этом: но этот кто-то есть ты сама, ты сама и виновна в этом — ты

сама только и виновна в себе\"... Это сказано достаточно смело, достаточно лживо: но

одно по крайней мере достигнуто этим, я говорил уже, — переориентировка ressentiment.

"К генеалогии морали", III, 15. Пер. К. А. Свасьяна