1. ФИЛОСОФ В МАСКЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

(…)1 философский дух должен был поначалу всегда облачаться и окукливаться в установленные ранее типы

созерцательного человека, как-то: жреца, кудесника, вещуна, религиозного человека вообще, дабы хоть с

грехом пополам оказаться возможным: аскетический идеал долгое время служил философу формой

проявления, условием существования – он вынужден был представлять этот идеал, чтобы мочь быть

философом, он вынужден был верить в него же, чтобы мочь представлять его. Причудливо мироотрицающее,

жизневраждебное, недоверчивое к чувствам, обесчувствленное положение вне игры философов, удержавшееся

до последнего времени и тем самым почти прослывшее философской осанкой в себе, - оно есть прежде всего

следствие чрезвычайных условий, в которых возникала и утверждалась философия вообще: ибо в течение

длительного срока философия была бы просто невозможна на земле без аскетической власяницы и

пострижения, без аскетического самонедоразумения. Выражаясь наглядно и зримо: аскетический священник

представлял собою до последнего времени гадкую и мрачную форму личинки, под которой только и смела

жить и ползти философия… Действительно ли это изменилось? Действительно ли пестрое и опасное крылатое

насекомое, «дух», скрываемый в этой личинке, стало-таки напоследок расстригой, благодаря более солнечному,

более теплому, более просветленному миру, и выпорхнуло на свет? Достаточно ли уже в наличии гордости,

риска, отваги, самоуверенности, воли духа, воли к ответственности, свободы воли, чтобы отныне на земле

действительно был бы возможен «философ»?…

«К геалогии морали», III, 10.Пер. К.А. Свасьяна

(…)1 философский дух должен был поначалу всегда облачаться и окукливаться в установленные ранее типы

созерцательного человека, как-то: жреца, кудесника, вещуна, религиозного человека вообще, дабы хоть с

грехом пополам оказаться возможным: аскетический идеал долгое время служил философу формой

проявления, условием существования – он вынужден был представлять этот идеал, чтобы мочь быть

философом, он вынужден был верить в него же, чтобы мочь представлять его. Причудливо мироотрицающее,

жизневраждебное, недоверчивое к чувствам, обесчувствленное положение вне игры философов, удержавшееся

до последнего времени и тем самым почти прослывшее философской осанкой в себе, - оно есть прежде всего

следствие чрезвычайных условий, в которых возникала и утверждалась философия вообще: ибо в течение

длительного срока философия была бы просто невозможна на земле без аскетической власяницы и

пострижения, без аскетического самонедоразумения. Выражаясь наглядно и зримо: аскетический священник

представлял собою до последнего времени гадкую и мрачную форму личинки, под которой только и смела

жить и ползти философия… Действительно ли это изменилось? Действительно ли пестрое и опасное крылатое

насекомое, «дух», скрываемый в этой личинке, стало-таки напоследок расстригой, благодаря более солнечному,

более теплому, более просветленному миру, и выпорхнуло на свет? Достаточно ли уже в наличии гордости,

риска, отваги, самоуверенности, воли духа, воли к ответственности, свободы воли, чтобы отныне на земле

действительно был бы возможен «философ»?…

«К геалогии морали», III, 10.Пер. К.А. Свасьяна