22. НЕОБХОДИМОСТЬ ОЖИДАНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

 

Безумный человек. Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый

полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я

В этом тексте заключена сводка всей истории нигилизма, как понимает ее Ницше, к тому

же это описание его последней формы: того, что Заратустра называет «последним

человеком» (Предисловие, 5; Часть вторая, «Прорицатель»). Эту форму нигилизма нельзя

смешивать со следующей формой: «человек, который хочет гибели», она описана в тексте

№ 23 и знаменует собой преодоление нигилизма.

 

ищу Бога! Я ищу Бога!" — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил

в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? — сказал один. Он заблудился, как

ребенок, — сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в

плавание? эмигрировал? -— так кричали и смеялись они вперемешку. Тогда безумец

вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. "Где Бог? — воскликнул он. — Я хочу

сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы! Ho как мы сделали это?

Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего

горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Куда теперь движется

она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? He падаем ли мы непрерывно? Назад, в

сторону, вперед, во всех направлениях? Есть ли еще верх и низ? He блуждаем ли мы

словно в бесконечном Ничто? He дышит ли на нас пустое пространство? He стало ли

холоднее? He наступает ли все сильнее и больше ночь? He приходится ли средь бела дня

зажигать фонарь? Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога?

Разве не доносится до нас запах божественного тления? — и Боги истлевают! Бог умер!

Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и

могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими

ножами — кто смоет c нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие

искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве

величие этого дела не слишком велико для нас? He должны ли мы сами обратиться в

богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более

великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к

истории высшей, чем вся прежняя история!" — Здесь замолчал безумный человек и снова

стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он

бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. "Я пришел слишком

рано, — сказал он тогда, — мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и

идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно

время, свету звезд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены,

чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные

светила, — и все-таки вы совершили его!» — Рассказывают еще, что в тот же день

безумный человек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aeternam deo*.

Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и то же: "Чем же еще являются

эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?"

"Веселая наука", III, 125. Пер. K. A. Свасьяна

 

Безумный человек. Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый

полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я

В этом тексте заключена сводка всей истории нигилизма, как понимает ее Ницше, к тому

же это описание его последней формы: того, что Заратустра называет «последним

человеком» (Предисловие, 5; Часть вторая, «Прорицатель»). Эту форму нигилизма нельзя

смешивать со следующей формой: «человек, который хочет гибели», она описана в тексте

№ 23 и знаменует собой преодоление нигилизма.

 

ищу Бога! Я ищу Бога!" — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил

в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? — сказал один. Он заблудился, как

ребенок, — сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в

плавание? эмигрировал? -— так кричали и смеялись они вперемешку. Тогда безумец

вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. "Где Бог? — воскликнул он. — Я хочу

сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы! Ho как мы сделали это?

Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего

горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Куда теперь движется

она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? He падаем ли мы непрерывно? Назад, в

сторону, вперед, во всех направлениях? Есть ли еще верх и низ? He блуждаем ли мы

словно в бесконечном Ничто? He дышит ли на нас пустое пространство? He стало ли

холоднее? He наступает ли все сильнее и больше ночь? He приходится ли средь бела дня

зажигать фонарь? Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога?

Разве не доносится до нас запах божественного тления? — и Боги истлевают! Бог умер!

Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и

могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими

ножами — кто смоет c нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие

искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве

величие этого дела не слишком велико для нас? He должны ли мы сами обратиться в

богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более

великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к

истории высшей, чем вся прежняя история!" — Здесь замолчал безумный человек и снова

стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он

бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. "Я пришел слишком

рано, — сказал он тогда, — мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и

идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно

время, свету звезд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены,

чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные

светила, — и все-таки вы совершили его!» — Рассказывают еще, что в тот же день

безумный человек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aeternam deo*.

Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и то же: "Чем же еще являются

эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?"

"Веселая наука", III, 125. Пер. K. A. Свасьяна