18. БОГ И НИГИЛИЗМ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

[... ] Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию

жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. [...]' Оно поддерживает то,

что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных

жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрач-

ною и возбуждающею сомнения. Осмелились назвать сострадание добродетелью (в

каждой благородной морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из

него добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,

лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите

отрицание жизни, — и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр был прав:

сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной отрицания, —

сострадание есть практика нигилизма. Повторяю: этот угнетающий и заразительный

инстинкт уничтожает те инстинкты, которые исходят из поддержания и повышения

ценности жизни: умножая бедствие и охраняя все бедствующее, оно является главным

орудием decadence — сострадание увлекает в ничто].. Не говорят "ничто": говорят

вместо этого "по ту сторону", или "Бог", или "истинная жизнь", или нирвана, спа-

сение, блаженство... Эта невинная риторика из области религиозно-нравственной

идиосинкразии оказывается гораздо менее невинной, когда поймешь, какая тенденция

облекается здесь в мантию возвышенных слов, тенденция, враждебная жизни. [...]

Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) —

это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только

существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до

которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выро-

дившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть ее просветлением и

вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Бог

как формула всякой клеветы на "посюстороннее", для всякой лжи о "потустороннем"!

Бог, обожествляющий "ничто", освящающий волю к "ничто"!..

"Антихрист", 7, 18. Пер. В. А. Флеровой

[... ] Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию

жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. [...]' Оно поддерживает то,

что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных

жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрач-

ною и возбуждающею сомнения. Осмелились назвать сострадание добродетелью (в

каждой благородной морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из

него добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,

лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите

отрицание жизни, — и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр был прав:

сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной отрицания, —

сострадание есть практика нигилизма. Повторяю: этот угнетающий и заразительный

инстинкт уничтожает те инстинкты, которые исходят из поддержания и повышения

ценности жизни: умножая бедствие и охраняя все бедствующее, оно является главным

орудием decadence — сострадание увлекает в ничто].. Не говорят "ничто": говорят

вместо этого "по ту сторону", или "Бог", или "истинная жизнь", или нирвана, спа-

сение, блаженство... Эта невинная риторика из области религиозно-нравственной

идиосинкразии оказывается гораздо менее невинной, когда поймешь, какая тенденция

облекается здесь в мантию возвышенных слов, тенденция, враждебная жизни. [...]

Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) —

это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только

существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до

которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выро-

дившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть ее просветлением и

вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Бог

как формула всякой клеветы на "посюстороннее", для всякой лжи о "потустороннем"!

Бог, обожествляющий "ничто", освящающий волю к "ничто"!..

"Антихрист", 7, 18. Пер. В. А. Флеровой