18. БОГ И НИГИЛИЗМ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
[... ] Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию
жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. [...]' Оно поддерживает то,
что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных
жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрач-
ною и возбуждающею сомнения. Осмелились назвать сострадание добродетелью (в
каждой благородной морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из
него добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,
лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите
отрицание жизни, — и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр был прав:
сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной отрицания, —
сострадание есть практика нигилизма. Повторяю: этот угнетающий и заразительный
инстинкт уничтожает те инстинкты, которые исходят из поддержания и повышения
ценности жизни: умножая бедствие и охраняя все бедствующее, оно является главным
орудием decadence — сострадание увлекает в ничто].. Не говорят "ничто": говорят
вместо этого "по ту сторону", или "Бог", или "истинная жизнь", или нирвана, спа-
сение, блаженство... Эта невинная риторика из области религиозно-нравственной
идиосинкразии оказывается гораздо менее невинной, когда поймешь, какая тенденция
облекается здесь в мантию возвышенных слов, тенденция, враждебная жизни. [...]
Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) —
это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только
существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до
которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выро-
дившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть ее просветлением и
вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Бог
как формула всякой клеветы на "посюстороннее", для всякой лжи о "потустороннем"!
Бог, обожествляющий "ничто", освящающий волю к "ничто"!..
"Антихрист", 7, 18. Пер. В. А. Флеровой
[... ] Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию
жизненного чувства; оно действует угнетающим образом. [...]' Оно поддерживает то,
что должно погибнуть, оно встает на защиту в пользу обездоленных и осужденных
жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрач-
ною и возбуждающею сомнения. Осмелились назвать сострадание добродетелью (в
каждой благородной морали оно считается слабостью); пошли еще дальше: сделали из
него добродетель по преимуществу, почву и источник всех добродетелей, конечно,
лишь с точки зрения нигилистической философии, которая пишет на своем щите
отрицание жизни, — и это надо всегда иметь в виду. Шопенгауэр был прав:
сострадание отрицает жизнь, оно делает ее более достойной отрицания, —
сострадание есть практика нигилизма. Повторяю: этот угнетающий и заразительный
инстинкт уничтожает те инстинкты, которые исходят из поддержания и повышения
ценности жизни: умножая бедствие и охраняя все бедствующее, оно является главным
орудием decadence — сострадание увлекает в ничто].. Не говорят "ничто": говорят
вместо этого "по ту сторону", или "Бог", или "истинная жизнь", или нирвана, спа-
сение, блаженство... Эта невинная риторика из области религиозно-нравственной
идиосинкразии оказывается гораздо менее невинной, когда поймешь, какая тенденция
облекается здесь в мантию возвышенных слов, тенденция, враждебная жизни. [...]
Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) —
это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только
существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до
которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выро-
дившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть ее просветлением и
вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Бог
как формула всякой клеветы на "посюстороннее", для всякой лжи о "потустороннем"!
Бог, обожествляющий "ничто", освящающий волю к "ничто"!..
"Антихрист", 7, 18. Пер. В. А. Флеровой