34. ФУНКЦИЯ БЕЗУМИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
[... ] Почти всюду дорогу новым мыслям прокладывало сумасшествие; оно же ломало и
уважаемые обычаи и суеверия. Понимаете ли вы, почему это должно было быть
сумасшествием? Почему в голосе и лице человека должно было быть что-нибудь
страшное и бурное, как демонические прихоти бури или моря, и потому внушающее ува-
жение и страх! Почему он должен был носить на себе печать полного безволия, как
судороги эпилептика, представляющие безумного как бы говорящим голосом Божества!
Сам носитель новой мысли испытывал уважение и страх перед самим собою, и его
неудержимо влекло быть пророком этой идеи и мучеником за нее! Древние думали, что
всюду, где есть сумасшествие, есть гений и мудрость — вообще есть нечто "божественное";
или как они выражались прямее и резче: "сумасшествие дало Греции величайшие блага";
так говорил Платон со всем старым человечеством! Сделаем еще один шаг дальше. Всем
тем сильным людям, которых неудержимо влекло к тому, чтобы сбросить иго старой
нравственности и дать новые законы, ничего не оставалось другого, как сделаться или
казаться сумасшедшими, если они не были, в действительности, такими, — и таково
было положение новаторов во всех областях жизни, а не только жрецов и политиков!
— даже реформатор поэтического метра должен был показать себя сумасшедшим! [...]
Как сделаться сумасшедшим тому, кто на самом деле не сумасшедший, и у кого не
достает смелости "казаться таким"? Этой странной задачей интересовались почти все
значительные люди древнейших цивилизаций: существовала целая тайная наука прие-
мов. Один и тот же рецепт был и у индусов, чтобы сделаться фокусником, и у
гренландцев — чтобы сделаться ангекоком, и у бразильцев — чтобы сделаться пайе:
посты, продолжительное половое воздержание, жизнь в пустыне, на горе, или просто
не думать ни о чем таком, что могло бы волновать или расстраивать. Кто отважится
взглянуть в пустыню горьких и страшных душевных мучений, в которой томились
самые плодотворные люди всех времен! Послушайте только вздохи этих пустынников!
"Ax, дайте мне безумие, боги! безумие, чтобы я уверовал в самого себя! дайте мне
конвульсии и бред, сменяйте мгновенно свет и тьму, устрашайте меня холодом и
зноем, какого не испытывал еще ни один смертный, устрашайте меня шумом и
блуждающими тенями, заставьте меня выть, визжать, ползать по земле: но только
дайте мне веру в себя! Сомнение съедает меня!.. Новый дух, который во мне, — откуда
он, если не от вас? покажите же мне, что я — ваш; только безумие докажет мне это".
И эта мольба часто достигала своей цели.
"Утренняя заря", 12. Пер. И. И. C.*
[... ] Почти всюду дорогу новым мыслям прокладывало сумасшествие; оно же ломало и
уважаемые обычаи и суеверия. Понимаете ли вы, почему это должно было быть
сумасшествием? Почему в голосе и лице человека должно было быть что-нибудь
страшное и бурное, как демонические прихоти бури или моря, и потому внушающее ува-
жение и страх! Почему он должен был носить на себе печать полного безволия, как
судороги эпилептика, представляющие безумного как бы говорящим голосом Божества!
Сам носитель новой мысли испытывал уважение и страх перед самим собою, и его
неудержимо влекло быть пророком этой идеи и мучеником за нее! Древние думали, что
всюду, где есть сумасшествие, есть гений и мудрость — вообще есть нечто "божественное";
или как они выражались прямее и резче: "сумасшествие дало Греции величайшие блага";
так говорил Платон со всем старым человечеством! Сделаем еще один шаг дальше. Всем
тем сильным людям, которых неудержимо влекло к тому, чтобы сбросить иго старой
нравственности и дать новые законы, ничего не оставалось другого, как сделаться или
казаться сумасшедшими, если они не были, в действительности, такими, — и таково
было положение новаторов во всех областях жизни, а не только жрецов и политиков!
— даже реформатор поэтического метра должен был показать себя сумасшедшим! [...]
Как сделаться сумасшедшим тому, кто на самом деле не сумасшедший, и у кого не
достает смелости "казаться таким"? Этой странной задачей интересовались почти все
значительные люди древнейших цивилизаций: существовала целая тайная наука прие-
мов. Один и тот же рецепт был и у индусов, чтобы сделаться фокусником, и у
гренландцев — чтобы сделаться ангекоком, и у бразильцев — чтобы сделаться пайе:
посты, продолжительное половое воздержание, жизнь в пустыне, на горе, или просто
не думать ни о чем таком, что могло бы волновать или расстраивать. Кто отважится
взглянуть в пустыню горьких и страшных душевных мучений, в которой томились
самые плодотворные люди всех времен! Послушайте только вздохи этих пустынников!
"Ax, дайте мне безумие, боги! безумие, чтобы я уверовал в самого себя! дайте мне
конвульсии и бред, сменяйте мгновенно свет и тьму, устрашайте меня холодом и
зноем, какого не испытывал еще ни один смертный, устрашайте меня шумом и
блуждающими тенями, заставьте меня выть, визжать, ползать по земле: но только
дайте мне веру в себя! Сомнение съедает меня!.. Новый дух, который во мне, — откуда
он, если не от вас? покажите же мне, что я — ваш; только безумие докажет мне это".
И эта мольба часто достигала своей цели.
"Утренняя заря", 12. Пер. И. И. C.*