33. БЕЗУМИЕ И БОГИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
[... ] Эти греки длительное время пользовались своими богами как раз для того, чтобы не
подпускать к себе близко "нечистую совесть", чтобы наслаждаться свободой своей души:
стало быть, в смысле, обратном тому, во что употребило своего Бога христианство. Они
заходили в этом весьма далеко, эти роскошные и исполненные львиной храбрости сорванцы;
и не какой-нибудь авторитет, а сам гомеровский Зевс дает им там и сям понять, что они
слишком легкомысленно относятся к делу. "Странно!" — говорит он однажды — речь
идет о случае Эгиста, весьма скверном случае —
Странно, как смертные люди за все
нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они;
но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки,
на себя навлекают безумством?*
Ho в то же время здесь слышно и видно, что и этот олимпийский зритель и судья далек
от того, чтобы невзлюбить их за это и быть о них дурного мнения: "что за сумасброды}"
— так думает он, взирая на злодеяния смертных, — а "сумасбродство",
"безрассудство", толику "чокнутости" допускали в себе даже греки наиболее сильного
и отважного времени в качестве причины множества скверных и гибельных вещей —
сумасбродство, не грех! понимаете ли вы это?.. Ho даже и эта чокнутость была
проблемой: "а как она возможна? откуда могла она собственно возникнуть в таких
головах, как наши, у нас, людей благородного происхождения, счастья, удачливости,
изысканного общества, аристократичности, добродетели?" — так на протяжении
столетий спрашивал себя благородный грек при виде каждой непонятной ему мерзости
и злодеяния, которыми бесчестил себя один из равных ему. "Его, должно быть,
одурачил бог", — говорил он себе наконец, покачивая головой... Эта увертка типично
для греков... Таким вот образом служили тогда боги для того, чтобы до известной сте-
пени оправдывать человека и в дурном; они служили причиной зла: они брали на себя
в то время не наказание, а — что гораздо благороднее — вину...
"K генеалогии морали", II, 23. Пер. K. A. Свасьяна
[... ] Эти греки длительное время пользовались своими богами как раз для того, чтобы не
подпускать к себе близко "нечистую совесть", чтобы наслаждаться свободой своей души:
стало быть, в смысле, обратном тому, во что употребило своего Бога христианство. Они
заходили в этом весьма далеко, эти роскошные и исполненные львиной храбрости сорванцы;
и не какой-нибудь авторитет, а сам гомеровский Зевс дает им там и сям понять, что они
слишком легкомысленно относятся к делу. "Странно!" — говорит он однажды — речь
идет о случае Эгиста, весьма скверном случае —
Странно, как смертные люди за все
нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они;
но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки,
на себя навлекают безумством?*
Ho в то же время здесь слышно и видно, что и этот олимпийский зритель и судья далек
от того, чтобы невзлюбить их за это и быть о них дурного мнения: "что за сумасброды}"
— так думает он, взирая на злодеяния смертных, — а "сумасбродство",
"безрассудство", толику "чокнутости" допускали в себе даже греки наиболее сильного
и отважного времени в качестве причины множества скверных и гибельных вещей —
сумасбродство, не грех! понимаете ли вы это?.. Ho даже и эта чокнутость была
проблемой: "а как она возможна? откуда могла она собственно возникнуть в таких
головах, как наши, у нас, людей благородного происхождения, счастья, удачливости,
изысканного общества, аристократичности, добродетели?" — так на протяжении
столетий спрашивал себя благородный грек при виде каждой непонятной ему мерзости
и злодеяния, которыми бесчестил себя один из равных ему. "Его, должно быть,
одурачил бог", — говорил он себе наконец, покачивая головой... Эта увертка типично
для греков... Таким вот образом служили тогда боги для того, чтобы до известной сте-
пени оправдывать человека и в дурном; они служили причиной зла: они брали на себя
в то время не наказание, а — что гораздо благороднее — вину...
"K генеалогии морали", II, 23. Пер. K. A. Свасьяна