6. ФИЛОСОФ-ЗАКОНОДАТЕЛЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Я настаиваю на том, чтобы наконец перестали смешивать философских работников и
вообще людей науки с философами,— чтобы именно здесь строго воздавалось "каждому
свое" и чтобы на долю первых не приходилось слишком много, а на долю последних —
слишком мало. Для воспитания истинного философа, быть может, необходимо, чтобы и
сам он стоял некогда на всех тех ступенях, на которых остаются и должны оставаться
его слуги, научные работники философии; быть может, он и сам должен быть критиком и
скептиком, и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и
путешественником, и отгадчиком загадок, и моралистом, и прорицателем, и
"свободомыслящим", и почти всем, чтобы пройти весь круг человеческих ценностей и раз-
ного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с
различной совестью с высоты во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во
всякий простор. Но все это только предусловия его задачи; сама же задача требует кое-
чего другого — она требует, чтобы он создавал ценности. Упомянутым философским
работникам следует, по благородному почину Канта и Гегеля, прочно установить и втис-
нуть в формулы огромный наличный состав оценок — т. е. былого установления
ценностей, создания ценностей, оценок, господствующих нынче и с некоторого времени
называемых "истинами", — все равно, будет ли это в области логической, или
политической (моральной), или художественной. Этим исследователям надлежит сделать
ясным, доступным обсуждению, удобопонятным, сподручным все случившееся и
оцененное, надлежит сократить все длинное, даже само "время" , и одолеть все
прошедшее: это колоссальная и в высшей степени удивительная задача, служение которой
может удовлетворить всякую утонченную гордость, всякую упорную волю. Подлинные же
философы суть повелители и законодатели; они говорят: "так должно быть!", они-то и
определяют "куда?" и "зачем?" человека и при этом распоряжаются- подготовительной
работой всех философских работников, всех победителей прошлого, — они простирают
творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом средством,
орудием, молотом. Их "познавание" есть созидание, их созидание есть законодательство, их
воля к истине есть воля к власти.:— Есть ли нынче такие философы? Были ли уже такие
философы? Не должны ли быть такие философы?..
"По ту сторону добра и зла", VI, 211.
Пер. Н. Полилова
Я настаиваю на том, чтобы наконец перестали смешивать философских работников и
вообще людей науки с философами,— чтобы именно здесь строго воздавалось "каждому
свое" и чтобы на долю первых не приходилось слишком много, а на долю последних —
слишком мало. Для воспитания истинного философа, быть может, необходимо, чтобы и
сам он стоял некогда на всех тех ступенях, на которых остаются и должны оставаться
его слуги, научные работники философии; быть может, он и сам должен быть критиком и
скептиком, и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и
путешественником, и отгадчиком загадок, и моралистом, и прорицателем, и
"свободомыслящим", и почти всем, чтобы пройти весь круг человеческих ценностей и раз-
ного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с
различной совестью с высоты во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во
всякий простор. Но все это только предусловия его задачи; сама же задача требует кое-
чего другого — она требует, чтобы он создавал ценности. Упомянутым философским
работникам следует, по благородному почину Канта и Гегеля, прочно установить и втис-
нуть в формулы огромный наличный состав оценок — т. е. былого установления
ценностей, создания ценностей, оценок, господствующих нынче и с некоторого времени
называемых "истинами", — все равно, будет ли это в области логической, или
политической (моральной), или художественной. Этим исследователям надлежит сделать
ясным, доступным обсуждению, удобопонятным, сподручным все случившееся и
оцененное, надлежит сократить все длинное, даже само "время" , и одолеть все
прошедшее: это колоссальная и в высшей степени удивительная задача, служение которой
может удовлетворить всякую утонченную гордость, всякую упорную волю. Подлинные же
философы суть повелители и законодатели; они говорят: "так должно быть!", они-то и
определяют "куда?" и "зачем?" человека и при этом распоряжаются- подготовительной
работой всех философских работников, всех победителей прошлого, — они простирают
творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом средством,
орудием, молотом. Их "познавание" есть созидание, их созидание есть законодательство, их
воля к истине есть воля к власти.:— Есть ли нынче такие философы? Были ли уже такие
философы? Не должны ли быть такие философы?..
"По ту сторону добра и зла", VI, 211.
Пер. Н. Полилова