4. ФИЛОСОФ, ФИЗИОЛОГ И МЕДИК
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Это – фаза скромности сознания. В результате мы научились понимать, рассматривать
само сознательное «я» лишь как орудие на службе у сказанного выше верховного,
объемлющего интеллекта; в силу этого могли бы спросить, не представляют ли, может
быть, все сознательное хотение, все сознательные цели, все оценки только средства, с
помощью которых должно быть достигнуто нечто существенно отличное от того, что
нам представляется в пределах сознания. Мы полагаем, что дело идет о нашем
удовольствии и неудовольствии – но удовольствие и неудовольствие, может быть, просто
средства, посредством которых мы призваны совершить нечто такое, что лежит за
пределами нашего сознания. – Следует показать, до какой степени все сознательное
остается на поверхности: как поступок и его образ в сознании различны, как мало знаем
мы о том, что предшествует поступку; как фантастичны наши чувства: «свобода воли»,
«причина и действие»; как мысли и образы, как слова являются только знаками мыслей;
непостижимость всякого поступка; поверхность всякой похвалы и порицания; насколько
то, в чем выражается наша сознательная жизнь, есть по преимуществу продукт вымысла
и воображения; как мы во всех наших словах имеем дело с вымыслами ( в том числе и
аффекты) и как связь между поколениями людей зиждется на передаче и развитии этих
вымыслов, в то время как в сущности истинная связь (путем рождения) осуществляется
особыми неизвестными нам путями.(…)
Короче говоря: во всем развитии духа, быть может, дело идет о теле: это –
достигающая сознательности история того факта, что образуется тело более высокого
порядка. Органическое подымается на еще более высокие ступени. Наша жадность в деле
познания природы есть средство, с помощью которого наше тело стремится к
самосовершенствованию. Или скорее: предпринимаются сотни тысяч экспериментов,
чтобы изменить способы питания, обстановку, образ жизни нашего тела: сознание и
оценки в нем, все виды удовольствия и неудовольствия суть показатели этих изменений
и экспериментов. В конечном выводе дело идет вовсе не о человеке: он должен быть
преодолен.
«Воля к власти», фр. 676.Пер. под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана*
Это – фаза скромности сознания. В результате мы научились понимать, рассматривать
само сознательное «я» лишь как орудие на службе у сказанного выше верховного,
объемлющего интеллекта; в силу этого могли бы спросить, не представляют ли, может
быть, все сознательное хотение, все сознательные цели, все оценки только средства, с
помощью которых должно быть достигнуто нечто существенно отличное от того, что
нам представляется в пределах сознания. Мы полагаем, что дело идет о нашем
удовольствии и неудовольствии – но удовольствие и неудовольствие, может быть, просто
средства, посредством которых мы призваны совершить нечто такое, что лежит за
пределами нашего сознания. – Следует показать, до какой степени все сознательное
остается на поверхности: как поступок и его образ в сознании различны, как мало знаем
мы о том, что предшествует поступку; как фантастичны наши чувства: «свобода воли»,
«причина и действие»; как мысли и образы, как слова являются только знаками мыслей;
непостижимость всякого поступка; поверхность всякой похвалы и порицания; насколько
то, в чем выражается наша сознательная жизнь, есть по преимуществу продукт вымысла
и воображения; как мы во всех наших словах имеем дело с вымыслами ( в том числе и
аффекты) и как связь между поколениями людей зиждется на передаче и развитии этих
вымыслов, в то время как в сущности истинная связь (путем рождения) осуществляется
особыми неизвестными нам путями.(…)
Короче говоря: во всем развитии духа, быть может, дело идет о теле: это –
достигающая сознательности история того факта, что образуется тело более высокого
порядка. Органическое подымается на еще более высокие ступени. Наша жадность в деле
познания природы есть средство, с помощью которого наше тело стремится к
самосовершенствованию. Или скорее: предпринимаются сотни тысяч экспериментов,
чтобы изменить способы питания, обстановку, образ жизни нашего тела: сознание и
оценки в нем, все виды удовольствия и неудовольствия суть показатели этих изменений
и экспериментов. В конечном выводе дело идет вовсе не о человеке: он должен быть
преодолен.
«Воля к власти», фр. 676.Пер. под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана*