4. ФИЛОСОФ, ФИЗИОЛОГ И МЕДИК

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Это – фаза скромности сознания. В результате мы научились понимать, рассматривать

само сознательное «я» лишь как орудие на службе у сказанного выше верховного,

объемлющего интеллекта; в силу этого могли бы спросить, не представляют ли, может

быть, все сознательное хотение, все сознательные цели, все оценки только средства, с

помощью которых должно быть достигнуто нечто существенно отличное от того, что

нам представляется в пределах сознания. Мы полагаем, что дело идет о нашем

удовольствии и неудовольствии – но удовольствие и неудовольствие, может быть, просто

средства, посредством которых мы призваны совершить нечто такое, что лежит за

пределами нашего сознания. – Следует показать, до какой степени все сознательное

остается на поверхности: как поступок и его образ в сознании различны, как мало знаем

мы о том, что предшествует поступку; как фантастичны наши чувства: «свобода воли»,

«причина и действие»; как мысли и образы, как слова являются только знаками мыслей;

непостижимость всякого поступка; поверхность всякой похвалы и порицания; насколько

то, в чем выражается наша сознательная жизнь, есть по преимуществу продукт вымысла

и воображения; как мы во всех наших словах имеем дело с вымыслами ( в том числе и

аффекты) и как связь между поколениями людей зиждется на передаче и развитии этих

вымыслов, в то время как в сущности истинная связь (путем рождения) осуществляется

особыми неизвестными нам путями.(…)

Короче говоря: во всем развитии духа, быть может, дело идет о теле: это –

достигающая сознательности история того факта, что образуется тело более высокого

порядка. Органическое подымается на еще более высокие ступени. Наша жадность в деле

познания природы есть средство, с помощью которого наше тело стремится к

самосовершенствованию. Или скорее: предпринимаются сотни тысяч экспериментов,

чтобы изменить способы питания, обстановку, образ жизни нашего тела: сознание и

оценки в нем, все виды удовольствия и неудовольствия суть показатели этих изменений

и экспериментов. В конечном выводе дело идет вовсе не о человеке: он должен быть

преодолен.

«Воля к власти», фр. 676.Пер. под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана*

Это – фаза скромности сознания. В результате мы научились понимать, рассматривать

само сознательное «я» лишь как орудие на службе у сказанного выше верховного,

объемлющего интеллекта; в силу этого могли бы спросить, не представляют ли, может

быть, все сознательное хотение, все сознательные цели, все оценки только средства, с

помощью которых должно быть достигнуто нечто существенно отличное от того, что

нам представляется в пределах сознания. Мы полагаем, что дело идет о нашем

удовольствии и неудовольствии – но удовольствие и неудовольствие, может быть, просто

средства, посредством которых мы призваны совершить нечто такое, что лежит за

пределами нашего сознания. – Следует показать, до какой степени все сознательное

остается на поверхности: как поступок и его образ в сознании различны, как мало знаем

мы о том, что предшествует поступку; как фантастичны наши чувства: «свобода воли»,

«причина и действие»; как мысли и образы, как слова являются только знаками мыслей;

непостижимость всякого поступка; поверхность всякой похвалы и порицания; насколько

то, в чем выражается наша сознательная жизнь, есть по преимуществу продукт вымысла

и воображения; как мы во всех наших словах имеем дело с вымыслами ( в том числе и

аффекты) и как связь между поколениями людей зиждется на передаче и развитии этих

вымыслов, в то время как в сущности истинная связь (путем рождения) осуществляется

особыми неизвестными нам путями.(…)

Короче говоря: во всем развитии духа, быть может, дело идет о теле: это –

достигающая сознательности история того факта, что образуется тело более высокого

порядка. Органическое подымается на еще более высокие ступени. Наша жадность в деле

познания природы есть средство, с помощью которого наше тело стремится к

самосовершенствованию. Или скорее: предпринимаются сотни тысяч экспериментов,

чтобы изменить способы питания, обстановку, образ жизни нашего тела: сознание и

оценки в нем, все виды удовольствия и неудовольствия суть показатели этих изменений

и экспериментов. В конечном выводе дело идет вовсе не о человеке: он должен быть

преодолен.

«Воля к власти», фр. 676.Пер. под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана*