9. Дионис и ХРИСТОС:их ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (РЕЛИГИЯ)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Два типа: Дионис и Христос. — Установить, не является ли религиозный тип человека
формой декаданса (величайшие новаторы все до одного были людьми болезненными или
эпилептиками); но не опускаем ли мы при этом некий тип человека религиозного, именно
языческий тип? Не является ли языческий культ формой благодарения,утверждения
жизни? Не будет ли его высочайший представитель своего рода апологией и обо-
жествлением жизни? Типом того духа, что достиг полного расцвета и исступленно бьет
через край! Типом того духа, что поглощает и внутри себя разрешает противоречия и
загадки бытия! Сюда и ставлю я греческого Диониса: религиозное утверждение жизни —
не той, что прошла через отрицание, не той, что была ополовинена, но всей полноты жизни
(типично — половой акт будит чувство глубины, таинства, благоговения).
Дионис против "Распятого": тут перед нами противоположность. Различие это не в
отношении к смертной муке — последняя, однако, заключает в себе различные смыслы.
Сама жизнь, ее вечная плодотворность и возвращение обусловливают собой терзание,
разрушение, волю к уничтожению. .. В другом случае дело идет о страдании,
"невиновности Распятого", протесте против этой жизни, формуле ее осуждения. — Легко
догадаться: проблема в смысле страдания: либо христианский смысл, либо смысл
трагический... В первом случае путь к священному бытию; в последнем дело идет о
бытии, которое настолько священно, что оправдывает даже чудовищное страдание. Да,
трагический человек утверждает жесточайшее страдание: он для того достаточно силен,
одарен, наделен властью обожествления жизни; христианский же человек отрицает
счастливейший на земле удел: он настолько слаб, беден, обездолен, что страдает во
всякой форме жизни... Бог на кресте — проклятие жизни, перст, указующий на
избавление от жизни; растерзанный в клочья Дионис — обещание жизни: он будет вечно
возрождаться и возвращаться из глубины разрушения.
1888 "Воля к власти", IV, 483. Пер. С. Л. Фокина*
Два типа: Дионис и Христос. — Установить, не является ли религиозный тип человека
формой декаданса (величайшие новаторы все до одного были людьми болезненными или
эпилептиками); но не опускаем ли мы при этом некий тип человека религиозного, именно
языческий тип? Не является ли языческий культ формой благодарения,утверждения
жизни? Не будет ли его высочайший представитель своего рода апологией и обо-
жествлением жизни? Типом того духа, что достиг полного расцвета и исступленно бьет
через край! Типом того духа, что поглощает и внутри себя разрешает противоречия и
загадки бытия! Сюда и ставлю я греческого Диониса: религиозное утверждение жизни —
не той, что прошла через отрицание, не той, что была ополовинена, но всей полноты жизни
(типично — половой акт будит чувство глубины, таинства, благоговения).
Дионис против "Распятого": тут перед нами противоположность. Различие это не в
отношении к смертной муке — последняя, однако, заключает в себе различные смыслы.
Сама жизнь, ее вечная плодотворность и возвращение обусловливают собой терзание,
разрушение, волю к уничтожению. .. В другом случае дело идет о страдании,
"невиновности Распятого", протесте против этой жизни, формуле ее осуждения. — Легко
догадаться: проблема в смысле страдания: либо христианский смысл, либо смысл
трагический... В первом случае путь к священному бытию; в последнем дело идет о
бытии, которое настолько священно, что оправдывает даже чудовищное страдание. Да,
трагический человек утверждает жесточайшее страдание: он для того достаточно силен,
одарен, наделен властью обожествления жизни; христианский же человек отрицает
счастливейший на земле удел: он настолько слаб, беден, обездолен, что страдает во
всякой форме жизни... Бог на кресте — проклятие жизни, перст, указующий на
избавление от жизни; растерзанный в клочья Дионис — обещание жизни: он будет вечно
возрождаться и возвращаться из глубины разрушения.
1888 "Воля к власти", IV, 483. Пер. С. Л. Фокина*