5. ФИЛОСОФ КАК ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖИЗНИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
(…) Иногда жизнь так складывается, что трудности достигают невероятных размеров:
такова жизнь мыслителей; и когда об этом рассказывается, нужно слушать со вниманием,
так как здесь можно узнать кое-что о возможностях жизни; слушая подобные рассказы.
Испытываешь счастье и чувствуешь себя сильней, проливается свет даже на жизнь
потомков. Все здесь так полно изобретательности, осмысленности, отваги, отчаяния, все
так преисполнено глубокой надежды, словно речь идет о путешествиях величайших
кругосветных мореплавателей; и действительно тут нечто сходное: тоже плавание по
отдаленнейшим и опаснейшим областям жизни. Поразительно в подобной жизни то, что
два враждебных, направленных в различные стороны, стремления как бы вынуждены
здесь тащиться под одним и тем же ярмом; тот, кто хочет признать это, должен снова
всегда покидать ту почву, на которой живет человек, и устремляться в неизвестное; а тот,
кто стремиться к жизни, всегда вновь должен нащупывать себе почву, на которой он мог
бы стоять.(…)
Поэтому, я всегда охотно снова останавливаюсь умственным взором перед этим
рядом мыслителей, из которых каждый, непонятным и удивительным для нас образом,
все же нашел свою возможность жить: это мыслители, жившие в самое могучее и
плодотворнейшее время греческой истории, в столетие до персидских войн и во время
их: ибо они даже открыли прекрасные возможности жизни; и мне кажется, что
позднейшие греки забыли самое лучшее из всего этого; да и какой народ до сих пор мог
бы про себя сказать, что он снова открыл это?(…)
(…) В нашем положении и при наших переживаниях нам трудно понять те задачи,
которые намечал себе философ, вращаясь в центре настоящей единообразной культуры,
так как такой культуры у нас нет. Только одна культура, греческая, может дать ответ
на вопрос об этих задачах; только она, как я уже говорил, может оправдать философию
вообще, ибо только она знает и может доказать, почему и как философ становится не
случайным, бродящим то здесь, то там, странником. Железная необходимость
приковывает философа к культуре; но как быть, если этой культуры нет? Тогда философ
является неожиданной и поэтому внушающей ужас кометой, между тем как при
благоприятном случае он сияет в солнечной системе, как ее лучшее созвездие. Только у
греков философ не является кометой, так как право его существования у них не подлежит
никакому сомнению.
«Философия и век греческой трагедии».Пер., просмотренный Л.П. Никифоровым*
(…) Иногда жизнь так складывается, что трудности достигают невероятных размеров:
такова жизнь мыслителей; и когда об этом рассказывается, нужно слушать со вниманием,
так как здесь можно узнать кое-что о возможностях жизни; слушая подобные рассказы.
Испытываешь счастье и чувствуешь себя сильней, проливается свет даже на жизнь
потомков. Все здесь так полно изобретательности, осмысленности, отваги, отчаяния, все
так преисполнено глубокой надежды, словно речь идет о путешествиях величайших
кругосветных мореплавателей; и действительно тут нечто сходное: тоже плавание по
отдаленнейшим и опаснейшим областям жизни. Поразительно в подобной жизни то, что
два враждебных, направленных в различные стороны, стремления как бы вынуждены
здесь тащиться под одним и тем же ярмом; тот, кто хочет признать это, должен снова
всегда покидать ту почву, на которой живет человек, и устремляться в неизвестное; а тот,
кто стремиться к жизни, всегда вновь должен нащупывать себе почву, на которой он мог
бы стоять.(…)
Поэтому, я всегда охотно снова останавливаюсь умственным взором перед этим
рядом мыслителей, из которых каждый, непонятным и удивительным для нас образом,
все же нашел свою возможность жить: это мыслители, жившие в самое могучее и
плодотворнейшее время греческой истории, в столетие до персидских войн и во время
их: ибо они даже открыли прекрасные возможности жизни; и мне кажется, что
позднейшие греки забыли самое лучшее из всего этого; да и какой народ до сих пор мог
бы про себя сказать, что он снова открыл это?(…)
(…) В нашем положении и при наших переживаниях нам трудно понять те задачи,
которые намечал себе философ, вращаясь в центре настоящей единообразной культуры,
так как такой культуры у нас нет. Только одна культура, греческая, может дать ответ
на вопрос об этих задачах; только она, как я уже говорил, может оправдать философию
вообще, ибо только она знает и может доказать, почему и как философ становится не
случайным, бродящим то здесь, то там, странником. Железная необходимость
приковывает философа к культуре; но как быть, если этой культуры нет? Тогда философ
является неожиданной и поэтому внушающей ужас кометой, между тем как при
благоприятном случае он сияет в солнечной системе, как ее лучшее созвездие. Только у
греков философ не является кометой, так как право его существования у них не подлежит
никакому сомнению.
«Философия и век греческой трагедии».Пер., просмотренный Л.П. Никифоровым*