26. ВОЛЯ K ВЛАСТИ И ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Воля — так называется освободитель и вестник радости; так учил я вас, друзья мои! A
теперь научитесь еще: сама воля еще пленница.
"Хотеть" освобождает — но как называется то, что и освободителя заковывает еще
в цепи?
"Было" — так называется скрежет зубовный и сокровенное горе воли. Бессильная
против того, что уже сделано, она — злобная зрительница всего прошлого.
Обратно не может воля хотеть; что не может она победить время и остановить
движение времени, — в этом сокровенное горе воли.
"Хотеть" освобождает; чего только не придумывает сама воля, чтобы освободиться
от своего горя и посмеяться над своим тюремщиком?
Ax, безумцем становится каждый пленник! Безумством освобождает себя и
плененная воля.
Что время не бежит назад, — в этом гнев ее; "было" — так называется камень,
которого не может катить она.
И вот катит она камни от гнева и досады и мстит тому, кто не чувствует, подобно ей,
гнева и досады.
Так стала воля, освободительница, причинять страдание: и на всем, что может
страдать, вымещает она, что не может вернуться вспять.
Это, и только это, есть само мщение: отвращение воли ко времени и к его "было".
Поистине, великая глупость живет в нашей воле, и проклятием стало всему
человеческому, что эта глупость научилась духу.
Дух мщения: друзья мои, он был до сих пор лучшей мыслью людей; и где было
страдание, там всегда должно было быть наказание.
"Наказание" — именно так называет само себя мщение: c помощью лживого слова
оно притворяется чистой совестью.
И так как в самом хотящем есть страдание, что не может он обратно хотеть, — то и
сама воля, и вся жизнь должны бы быть — наказанием!
И вот туча за тучей собралися над духом — пока наконец безумие не стало
проповедовать: "Все преходит, и потому все достойно того, чтобы прейти!"
И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих
детей, — так проповедовало безумие.
Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ax, где же избавление от
потока вещей и от наказания "существованием"? Так проповедовало безумие.
Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ax, недвижим
камень "было": вечными должны быть также все наказания. Так проповедовало безумие.
Никакое деяние не может быть уничтожено: как могло бы оно быть несделанным через
наказание! B том именно вечное в наказании "существованием" , что существование вечно
должно быть опять деянием и виной!
Пока наконец воля не избавится от себя самой и не станет отрицанием воли, — но ведь
вы знаете, братья мои, эту басню безумия!
Прочь вел я вас от этих басен, когда учил вас: "Воля есть созидательница".
Всякое "было" есть обломок, загадка, ужасная случайность, пока созидающая воля не
добавит: "Ho так хотела я!"
— Пока созидающая воля не добавит: "Ho так хочу я! Так захочу я!"
Ho говорила ли она уже так? И когда это случается? Распряжена ли уже воля от своего
собственного безумия?
Стала ли уже воля избавительницей себя самой и вестницей радости? Забыла ли она
дух мщения и всякий скрежет зубовный?
И кто научил ее примирению со временем и высшему, чем всякое примирение?
Высшего, чем всякое примирение, должна хотеть воля, которая есть воля к власти, —
но как это может случиться c ней? Кто научит ее хотеть обратно?
"Так говорил Заратустра", II. O6 избавлении. Пер. Ю. M. Антоновского
Воля — так называется освободитель и вестник радости; так учил я вас, друзья мои! A
теперь научитесь еще: сама воля еще пленница.
"Хотеть" освобождает — но как называется то, что и освободителя заковывает еще
в цепи?
"Было" — так называется скрежет зубовный и сокровенное горе воли. Бессильная
против того, что уже сделано, она — злобная зрительница всего прошлого.
Обратно не может воля хотеть; что не может она победить время и остановить
движение времени, — в этом сокровенное горе воли.
"Хотеть" освобождает; чего только не придумывает сама воля, чтобы освободиться
от своего горя и посмеяться над своим тюремщиком?
Ax, безумцем становится каждый пленник! Безумством освобождает себя и
плененная воля.
Что время не бежит назад, — в этом гнев ее; "было" — так называется камень,
которого не может катить она.
И вот катит она камни от гнева и досады и мстит тому, кто не чувствует, подобно ей,
гнева и досады.
Так стала воля, освободительница, причинять страдание: и на всем, что может
страдать, вымещает она, что не может вернуться вспять.
Это, и только это, есть само мщение: отвращение воли ко времени и к его "было".
Поистине, великая глупость живет в нашей воле, и проклятием стало всему
человеческому, что эта глупость научилась духу.
Дух мщения: друзья мои, он был до сих пор лучшей мыслью людей; и где было
страдание, там всегда должно было быть наказание.
"Наказание" — именно так называет само себя мщение: c помощью лживого слова
оно притворяется чистой совестью.
И так как в самом хотящем есть страдание, что не может он обратно хотеть, — то и
сама воля, и вся жизнь должны бы быть — наказанием!
И вот туча за тучей собралися над духом — пока наконец безумие не стало
проповедовать: "Все преходит, и потому все достойно того, чтобы прейти!"
И самой справедливостью является тот закон времени, чтобы оно пожирало своих
детей, — так проповедовало безумие.
Нравственно все распределено по праву и наказанию. Ax, где же избавление от
потока вещей и от наказания "существованием"? Так проповедовало безумие.
Может ли существовать избавление, если существует вечное право? Ax, недвижим
камень "было": вечными должны быть также все наказания. Так проповедовало безумие.
Никакое деяние не может быть уничтожено: как могло бы оно быть несделанным через
наказание! B том именно вечное в наказании "существованием" , что существование вечно
должно быть опять деянием и виной!
Пока наконец воля не избавится от себя самой и не станет отрицанием воли, — но ведь
вы знаете, братья мои, эту басню безумия!
Прочь вел я вас от этих басен, когда учил вас: "Воля есть созидательница".
Всякое "было" есть обломок, загадка, ужасная случайность, пока созидающая воля не
добавит: "Ho так хотела я!"
— Пока созидающая воля не добавит: "Ho так хочу я! Так захочу я!"
Ho говорила ли она уже так? И когда это случается? Распряжена ли уже воля от своего
собственного безумия?
Стала ли уже воля избавительницей себя самой и вестницей радости? Забыла ли она
дух мщения и всякий скрежет зубовный?
И кто научил ее примирению со временем и высшему, чем всякое примирение?
Высшего, чем всякое примирение, должна хотеть воля, которая есть воля к власти, —
но как это может случиться c ней? Кто научит ее хотеть обратно?
"Так говорил Заратустра", II. O6 избавлении. Пер. Ю. M. Антоновского