1.6 Каковы условия идеального коучинга?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Основа для коучинга - отношения равенства. Джина Харрис. Коучинг: личностный рост и успех
Условий для идеального (оптимального) коучинга два: - наличие желания развиваться у сотрудника (ученика, собеседника);
- наличие навыков коучинга у коуча.
Наличие желания развиваться, стремление к коучингу -логичное условие успешности беседы. Но, к сожалению, в бизнес-среде зачастую даже искренне желающий расти в профессиональном смысле и повышать уровень своих навыков сотрудник отнюдь не стремится к сеансу коучинга или совместному визиту со своим руководителем. Для сотрудника скорее это вынужденная необходимость. Здесь и страх допустить ошибку и выглядеть не в лучшем свете перед человеком, от которого зависишь, и боязнь непредсказуемых ситуаций. В общем, сеанс коучинга с руководителем сотрудники в большинстве случаев рассматривают как: - нечто вроде экзамена на рабочем месте;
- шанс решить сложные ситуации с трудными клиентами руками своего руководителя.
Коучинг же не имеет отношения ни к оценке, ни к решению чужих проблем. Неправильные представления, внутреннее неблагоприятное восприятие коучинга у сотрудников - это то, с чем, скорее всего, придется иметь дело коучу на первом этапе. Эти проблемы необходимо быстро и эффективно решать (созданию конструктивной атмосферы во время коучинга и условий для эффективного коучинга посвящена отдельная глава).
Пример
Выдержки с интернет-сайта, на котором обмениваются мнениями коммерческие представители: «Был у меня вчера менеджер. Откоучил. :( :( :( Работать сегодня не пойду, прихожу в себя».
«Я в прошлом квартале лучший по продажам. Вчера получил письмо от менеджера, что он со мной с визитами пойдет. Зачем? Из пустого в порожнее переливать? На что уходят деньги компании?!!!»
Коучинг, направленный на личную эффективность, из-начально более позитивный процесс, так как в ряде случает именно ученик делает первый шаг, обращается к коучу, что обеспечивает значительно большую заинтересованность в беседе.
Что касается навыков коучинга у коуча в области и профессионального, и личностного коучинга , то их уровень весьма различен.
Слишком часто бывают менеджеры, которые демоти-вируют сотрудника во время коучинга, не помогают развить навык, превращают коучинг в оценочную беседу. В области коучинга, направленного на личностное развитие, встречаются коучи, которые играют роль всезнающего гуру, снисходящего до ученика, или коучи, которые затягивают коучинг в стремлении получить материальную выгоду.
Для того, чтобы коучинг был эффективен, необходимо, чтобы коуч (источник: О.Самольянов «Коучинг до самой сути. Что важно.. Речь, 2008»):
1. установил контакт.
Атмосфера открытости, доверия, взаимного расположения - залог результативности беседы. Особенно это важно тогда, когда собеседник коуча не является инициатором беседы, как, например, в ситуации совместного визита;
2. внес ясность.
Роли обоих участников коучингового процесса должны быть четко определены с самого начала. Ясной должна быть цель коучинга, а также ожидаемый результат беседы;
3. помог прийти к обязательствам.
После коучинговой сессии сотрудник должен иметь четкий план дальнейших действий и взять на себя обязательства по его претворению в жизнь.
Совершенно очевидно, что без взаимного доверия, контакта, четких ролей и целей, ясности, и выполненных обязательств коучинг не принесет ожидаемых результатов. Задача коуча -обеспечить эти условия и проверять себя на их соблюдение после каждой коучинговой беседы.
Пример
На одной из летучек Элла случайно услышала о том, что в компанию приглашен бизнес-коуч для работы с топ-менеджерами. О коуче восторженно отзывалась ее коллега, подавая встречу с ним как нечто элитное, доступное лишь избранным, признанным талантам. Коллега восклицала, что у нее буквально открылись глаза на многие вещи, выросли крылья. Элла почувствовала укол белой зависти и легкую обиду на то, что ее обошли. И вот она среди избранных, на сессии коучинга перед невозмутимым молодым человеком, который говорит мало, в основном задает вопросы. Так где же обещанное озарение?
В нашем примере коучу понадобятся дополнительные усилия, чтобы установить полноценный контакт со своей визави, внести ясность в их роли, результаты беседы и помочь ей прийти к четким обязательствам. Похоже, пока ему это удается не полностью.
Эффективный коучинг всегда направлен на развитие, коуч и его визави - равноправные партнеры. Ответственность за результат коучинга несут оба участника процесса коучинга.
Коучинг - это конструктивный, позитивный и безоце-почный процесс, направленный на БУДУЩЕЕ, а не на предыдущие недочеты.
Контакт, ясность, обязательства - необходимые условия эффективной коучинговой беседы.
Тому, как добиться такой оптимальной картины, посвящено это руководство.
Основа для коучинга - отношения равенства. Джина Харрис. Коучинг: личностный рост и успех
Условий для идеального (оптимального) коучинга два: - наличие желания развиваться у сотрудника (ученика, собеседника);
- наличие навыков коучинга у коуча.
Наличие желания развиваться, стремление к коучингу -логичное условие успешности беседы. Но, к сожалению, в бизнес-среде зачастую даже искренне желающий расти в профессиональном смысле и повышать уровень своих навыков сотрудник отнюдь не стремится к сеансу коучинга или совместному визиту со своим руководителем. Для сотрудника скорее это вынужденная необходимость. Здесь и страх допустить ошибку и выглядеть не в лучшем свете перед человеком, от которого зависишь, и боязнь непредсказуемых ситуаций. В общем, сеанс коучинга с руководителем сотрудники в большинстве случаев рассматривают как: - нечто вроде экзамена на рабочем месте;
- шанс решить сложные ситуации с трудными клиентами руками своего руководителя.
Коучинг же не имеет отношения ни к оценке, ни к решению чужих проблем. Неправильные представления, внутреннее неблагоприятное восприятие коучинга у сотрудников - это то, с чем, скорее всего, придется иметь дело коучу на первом этапе. Эти проблемы необходимо быстро и эффективно решать (созданию конструктивной атмосферы во время коучинга и условий для эффективного коучинга посвящена отдельная глава).
Пример
Выдержки с интернет-сайта, на котором обмениваются мнениями коммерческие представители: «Был у меня вчера менеджер. Откоучил. :( :( :( Работать сегодня не пойду, прихожу в себя».
«Я в прошлом квартале лучший по продажам. Вчера получил письмо от менеджера, что он со мной с визитами пойдет. Зачем? Из пустого в порожнее переливать? На что уходят деньги компании?!!!»
Коучинг, направленный на личную эффективность, из-начально более позитивный процесс, так как в ряде случает именно ученик делает первый шаг, обращается к коучу, что обеспечивает значительно большую заинтересованность в беседе.
Что касается навыков коучинга у коуча в области и профессионального, и личностного коучинга , то их уровень весьма различен.
Слишком часто бывают менеджеры, которые демоти-вируют сотрудника во время коучинга, не помогают развить навык, превращают коучинг в оценочную беседу. В области коучинга, направленного на личностное развитие, встречаются коучи, которые играют роль всезнающего гуру, снисходящего до ученика, или коучи, которые затягивают коучинг в стремлении получить материальную выгоду.
Для того, чтобы коучинг был эффективен, необходимо, чтобы коуч (источник: О.Самольянов «Коучинг до самой сути. Что важно.. Речь, 2008»):
1. установил контакт.
Атмосфера открытости, доверия, взаимного расположения - залог результативности беседы. Особенно это важно тогда, когда собеседник коуча не является инициатором беседы, как, например, в ситуации совместного визита;
2. внес ясность.
Роли обоих участников коучингового процесса должны быть четко определены с самого начала. Ясной должна быть цель коучинга, а также ожидаемый результат беседы;
3. помог прийти к обязательствам.
После коучинговой сессии сотрудник должен иметь четкий план дальнейших действий и взять на себя обязательства по его претворению в жизнь.
Совершенно очевидно, что без взаимного доверия, контакта, четких ролей и целей, ясности, и выполненных обязательств коучинг не принесет ожидаемых результатов. Задача коуча -обеспечить эти условия и проверять себя на их соблюдение после каждой коучинговой беседы.
Пример
На одной из летучек Элла случайно услышала о том, что в компанию приглашен бизнес-коуч для работы с топ-менеджерами. О коуче восторженно отзывалась ее коллега, подавая встречу с ним как нечто элитное, доступное лишь избранным, признанным талантам. Коллега восклицала, что у нее буквально открылись глаза на многие вещи, выросли крылья. Элла почувствовала укол белой зависти и легкую обиду на то, что ее обошли. И вот она среди избранных, на сессии коучинга перед невозмутимым молодым человеком, который говорит мало, в основном задает вопросы. Так где же обещанное озарение?
В нашем примере коучу понадобятся дополнительные усилия, чтобы установить полноценный контакт со своей визави, внести ясность в их роли, результаты беседы и помочь ей прийти к четким обязательствам. Похоже, пока ему это удается не полностью.
Эффективный коучинг всегда направлен на развитие, коуч и его визави - равноправные партнеры. Ответственность за результат коучинга несут оба участника процесса коучинга.
Коучинг - это конструктивный, позитивный и безоце-почный процесс, направленный на БУДУЩЕЕ, а не на предыдущие недочеты.
Контакт, ясность, обязательства - необходимые условия эффективной коучинговой беседы.
Тому, как добиться такой оптимальной картины, посвящено это руководство.