Глава 5 Коучинг по управлению бизнесом
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Управление - это делать дела правильно; лидерство - это делать правильные дела. Питер Друкер, Уоррен Беннис
Перед каждым линейным менеджером встает задача обучения сотрудника основам управления бизнесом на территории. Это может быть создание и управление базами данных клиентов, категоризации клиентов, планирование деятельности, навыки анализа результатов, навыки составления маршрутов и др.
В отличие от навыкового коучинга, который бесконечен (ведь всегда найдется область профессионального роста и развития), коучинг в области управления бизнесом дискретен, т.е. проводится по мере необходимости и используется чаще всего при подведении итогов за определенный период (например, при обсуждении квартальных результатов) или при возникновении явных недочетов.
При планировании коучинга по управлению бизнесом необходимо избегать трех, к сожалению, нередких ошибок менеджера.
1. Увлеченность навыковым коучингом в ущерб коучингу по управлению бизнесом. Если менеджер обнаруживает какой-либо недочет, gap в области управления бизнесом, необходимо именно его сделать приоритетом на совместных визитах. И визиты подстроить под этот приоритет.
Коучинг навыков ведения бизнесом (управление территорией, клиентской базой, продажами, ресурсами, отчетность и др.) - первый приоритет в коучинге в бизнес-среде.
Например, если сотрудник с неправильной частотой посещает целевых клиентов, необходимо предложить ему запланировать визиты к ним. Можно включить в план дня определенное количество как приоритетных, так и неприоритетных клиентов, чтобы сотрудник на собственном опыте убедился, какие визиты приносят наибольшую пользу. И коучинг должен быть построен вокруг разницы в выполнении цели визита.
2. Работа вместо или совместно с сотрудником во время коучинга по управлению бизнесом.
Подобную ситуацию можно описать следующим образом.
Менеджер обнаруживает, к примеру, ошибки в базе данных клиентов. Он приглашает сотрудника, и они вместе анализируют базу данных и вносят коррективы. Такой подход неверен. Сотруднику необходимо указать на недочеты, дать задание, дать возможность самостоятельно внести коррективы и затем провести коучинг на основе полученных результатов.
3. Разбор полетов, критика вместо коучинга по управлению бизнесом.
Если в подразделении отсутствует культура коучинга по управлению бизнесом, тема управления бизнесом выходит на первый план зачастую лишь при получении неудовлетворительных результатов. И беседа соответственно сводится к критике, разбору полетов. Однако нужно иметь в виду, что люди чаще всего совершают ошибки из-за отсутствия навыков и/или информации. Прежде чем переходить к критике, порицанию за недочеты или недостаточные результаты, менеджер должен быть уверен, что исчерпан ресурс коучинга. Подведение итогов, оценочные, бонусные интервью - это скорее ситуация коучинга по постановке цели, по составлению плана действий, нежели ситуация чистого предоставления обратной связи, тем более негативной.
В дальнейшем мы будем рассматривать коучинг общей ситуации управления бизнесом на территории, оставив за рамками этой работы коучинг отдельных навыков (база данных клиентов, маршрутизация, планирование и др.), который не имеет специфики по сравнению с навыковым коучингом на совместном коммерческом визите (навыки продаж, коммуникации и т.п.).
Процесс коучинга по управлению бизнесом можно условно разделить на четыре этапа.
1. Подготовительный этап.
Менеджер готовит данные для беседы с сотрудником, Анализирует эти данные. На основе данных он вырабатывает свою гипотезу оценки ситуации на территории сотрудника. Кроме того, он категоризирует ситуацию сотрудника для того чтобы выработать план беседы.
2. Беседа с сотрудником.
Во время беседы менеджер подтверждает или опровергает свою гипотезу оценки ситуации на территории сотрудника. Он вместе с сотрудником определяет критические факторы успеха и основные тормозящие факторы развития бизнеса для дальнейшего развития плана действий.
3. Создание
плана действий сотрудника по развитию бизнеса
на территории.
Итогом беседы становится конкретный план действий сотрудника.
4. Этап
отслеживания и контроля выполнения плана дей
ствий.
Менеджер обговаривает с сотрудником периодичность отчетности и контроля, отслеживает выполнение плана действий.
Анализ ситуации
Анализ результатов работы сотрудника и основных показателей его продуктивности (KPI)
Гипотеза (оценка) менеджера ситуации на территории
Беседа с сотрудником
Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса на территории
Разработка плана действий
Отслеживание выполнения/ Оценка результатов, контроль
Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.
Управление - это делать дела правильно; лидерство - это делать правильные дела. Питер Друкер, Уоррен Беннис
Перед каждым линейным менеджером встает задача обучения сотрудника основам управления бизнесом на территории. Это может быть создание и управление базами данных клиентов, категоризации клиентов, планирование деятельности, навыки анализа результатов, навыки составления маршрутов и др.
В отличие от навыкового коучинга, который бесконечен (ведь всегда найдется область профессионального роста и развития), коучинг в области управления бизнесом дискретен, т.е. проводится по мере необходимости и используется чаще всего при подведении итогов за определенный период (например, при обсуждении квартальных результатов) или при возникновении явных недочетов.
При планировании коучинга по управлению бизнесом необходимо избегать трех, к сожалению, нередких ошибок менеджера.
1. Увлеченность навыковым коучингом в ущерб коучингу по управлению бизнесом. Если менеджер обнаруживает какой-либо недочет, gap в области управления бизнесом, необходимо именно его сделать приоритетом на совместных визитах. И визиты подстроить под этот приоритет.
Коучинг навыков ведения бизнесом (управление территорией, клиентской базой, продажами, ресурсами, отчетность и др.) - первый приоритет в коучинге в бизнес-среде.
Например, если сотрудник с неправильной частотой посещает целевых клиентов, необходимо предложить ему запланировать визиты к ним. Можно включить в план дня определенное количество как приоритетных, так и неприоритетных клиентов, чтобы сотрудник на собственном опыте убедился, какие визиты приносят наибольшую пользу. И коучинг должен быть построен вокруг разницы в выполнении цели визита.
2. Работа вместо или совместно с сотрудником во время коучинга по управлению бизнесом.
Подобную ситуацию можно описать следующим образом.
Менеджер обнаруживает, к примеру, ошибки в базе данных клиентов. Он приглашает сотрудника, и они вместе анализируют базу данных и вносят коррективы. Такой подход неверен. Сотруднику необходимо указать на недочеты, дать задание, дать возможность самостоятельно внести коррективы и затем провести коучинг на основе полученных результатов.
3. Разбор полетов, критика вместо коучинга по управлению бизнесом.
Если в подразделении отсутствует культура коучинга по управлению бизнесом, тема управления бизнесом выходит на первый план зачастую лишь при получении неудовлетворительных результатов. И беседа соответственно сводится к критике, разбору полетов. Однако нужно иметь в виду, что люди чаще всего совершают ошибки из-за отсутствия навыков и/или информации. Прежде чем переходить к критике, порицанию за недочеты или недостаточные результаты, менеджер должен быть уверен, что исчерпан ресурс коучинга. Подведение итогов, оценочные, бонусные интервью - это скорее ситуация коучинга по постановке цели, по составлению плана действий, нежели ситуация чистого предоставления обратной связи, тем более негативной.
В дальнейшем мы будем рассматривать коучинг общей ситуации управления бизнесом на территории, оставив за рамками этой работы коучинг отдельных навыков (база данных клиентов, маршрутизация, планирование и др.), который не имеет специфики по сравнению с навыковым коучингом на совместном коммерческом визите (навыки продаж, коммуникации и т.п.).
Процесс коучинга по управлению бизнесом можно условно разделить на четыре этапа.
1. Подготовительный этап.
Менеджер готовит данные для беседы с сотрудником, Анализирует эти данные. На основе данных он вырабатывает свою гипотезу оценки ситуации на территории сотрудника. Кроме того, он категоризирует ситуацию сотрудника для того чтобы выработать план беседы.
2. Беседа с сотрудником.
Во время беседы менеджер подтверждает или опровергает свою гипотезу оценки ситуации на территории сотрудника. Он вместе с сотрудником определяет критические факторы успеха и основные тормозящие факторы развития бизнеса для дальнейшего развития плана действий.
3. Создание
плана действий сотрудника по развитию бизнеса
на территории.
Итогом беседы становится конкретный план действий сотрудника.
4. Этап
отслеживания и контроля выполнения плана дей
ствий.
Менеджер обговаривает с сотрудником периодичность отчетности и контроля, отслеживает выполнение плана действий.
Анализ ситуации
Анализ результатов работы сотрудника и основных показателей его продуктивности (KPI)
Гипотеза (оценка) менеджера ситуации на территории
Беседа с сотрудником
Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса на территории
Разработка плана действий
Отслеживание выполнения/ Оценка результатов, контроль
Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.