1.2 Какие существуют виды коучинга?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Условно коучинг можно подразделить на две большие категории.
Коучинг, направленный на развитие профессиональных навыков.
Коучинг, направленный на увеличение личной эффективности.
Виды коучинга
Коучинг, направленный
Коучинг, направленный нa увеличение личной эффективности
на развитие
профессиональных
навыков
1. Коучинг, направленный на развитие профессиональных навыков.
В этой категории существует два вида коучинга: - коучинг, направленный на управление бизнесом, т.е. управление территорией, создание бизнес-планов, написание стратегии, управления данными, продажами, ресурсами, компьютерными программами, аппаратурой, клиентской базой и др.;
- коучинг, направленный на так называемые soft (наиболее правильным эквивалентом будет «поведенческие») навыки, т.е. навыки коммуникации, продаж, выступлений, управления людьми, постановки цели, предоставление обратной связи и др.
Основные понятия в коучинге
Коучинг на совместном визите всегда направлен на развитие профессиональных навыков (и в области управления бизнесом, и в области поведенческих навыков). Его относят к так называемому экспертному коучингу (когда коуч обладает большей экспертизой в вопросе, чем его визави) и за счет этого часто выводят в отдельный подтип коучинга.
Пример
В обязанности Василия, менеджера первой линии в торговой компании, входят ежемесячные совместные визиты с коммерческими представителями с целью коучинга. Ежеквартально представители получают бонусы за достижения. Менеджер проводит с каждым представителем 2 дня в квартал, развивая навыки продаж и коммуникативные навыки, и 1 день, развивая навыки управления бизнесом на основе полученных данных о результатах продаж. Кроме того, на каждой встрече он отслеживает наиболее актуальные моменты, связанные с ведением бизнеса и при необходимости проводит мини-коучинг. Иногда ему приходится отказываться от совместных визитов к клиентам с тем или иным представителем, чтобы провести внеочередной коучинг по управлению бизнесом. Он делает это всегда, когда происходят значимые изменения на рынке или он видит у кого-либо негативные тенденции в продажах или в планировании работы на территории. Что поделаешь, business first!
В крупных компаниях, особенно в представительствах западных фирм, часто встречается перекос в сторону навыкового коучинга на совместных визитах, а бизнес-коучинг отходит на второй план. Иногда менеджеры первой линии вообще ошибочно полагают, что коучинг -это только развитие soft навыков (навыков продаж, презентаций и др), или даже soft навыки сужают только до навыков проведения визитов к клиенту. Это в корне неверный подход.
Порядок развития профессиональных навыков должен быть следующим.
1 приоритет.
- Так называемые hard навыки: узкопрофессиональные навыки (владение программами, аппаратурой, знание продукции, навыки вождения, управления базами данных и др.). Возможности развития hard навыков за счет коучинга довольно ограничены. Здесь более уместно наставничество, инструктаж, коучинг может быть полезен уже на довольно высоком уровне мастерства. Тем не менее, это первый приоритет.
- Навыки ведения бизнеса: управление территорией, клиентской базой, продажами, ресурсами, отчетность и др.
2 приоритет.
Soft (поведенческие) навыки.
Техники этих видов профессионального коучинга различны. Мы рассмотрим их позже.
2. Коучинг, направленный на увеличение личной эффективности.
Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что человек делает с тем, что с ним происходит.
Олдос Хаксли
В этой категории можно выделить следующее:
1. Коучинг,
направленный на личностное развитие:
повышение мотивации, энергетики, принятие решений,
решение проблем, постановка цели на тот или иной жизнен
ный этап и др.
2. Коучинг,
направленный на создание имиджа: стиля,
манеры общения, умения держать/подать себя.
Часто внутри коучинга выделяют два типа коучинга, которые имеют свои приемы: - коучинг в чистом виде - коучинг всегда направлен
на повышение эффективности у мотивированных на
результат людей;
- каунселлинг (консультирование) - мотивационная беседа с людьми, которые испытывают снижение мотивации.
Как видите, часто приходится уточнять и разбираться, о каком именно виде, типе коучинга идет речь. Коучинг -это не точная наука.
В этом виде коучинга коуч редко или никогда не обладает большей экспертизой, чем ег о собеседник. Его задача -направить, подтолкнуть, дать понять, осознать.
В целом, коучинг - это любое индивидуальное развивающее мероприятие, направленное на повышение эффективности и мотивации у людей со сформировавшимися первичными навыками и/или представлениями.
Коучинг
аунселлинг
Условно коучинг можно подразделить на две большие категории.
Коучинг, направленный на развитие профессиональных навыков.
Коучинг, направленный на увеличение личной эффективности.
Виды коучинга
Коучинг, направленный
Коучинг, направленный нa увеличение личной эффективности
на развитие
профессиональных
навыков
1. Коучинг, направленный на развитие профессиональных навыков.
В этой категории существует два вида коучинга: - коучинг, направленный на управление бизнесом, т.е. управление территорией, создание бизнес-планов, написание стратегии, управления данными, продажами, ресурсами, компьютерными программами, аппаратурой, клиентской базой и др.;
- коучинг, направленный на так называемые soft (наиболее правильным эквивалентом будет «поведенческие») навыки, т.е. навыки коммуникации, продаж, выступлений, управления людьми, постановки цели, предоставление обратной связи и др.
Основные понятия в коучинге
Коучинг на совместном визите всегда направлен на развитие профессиональных навыков (и в области управления бизнесом, и в области поведенческих навыков). Его относят к так называемому экспертному коучингу (когда коуч обладает большей экспертизой в вопросе, чем его визави) и за счет этого часто выводят в отдельный подтип коучинга.
Пример
В обязанности Василия, менеджера первой линии в торговой компании, входят ежемесячные совместные визиты с коммерческими представителями с целью коучинга. Ежеквартально представители получают бонусы за достижения. Менеджер проводит с каждым представителем 2 дня в квартал, развивая навыки продаж и коммуникативные навыки, и 1 день, развивая навыки управления бизнесом на основе полученных данных о результатах продаж. Кроме того, на каждой встрече он отслеживает наиболее актуальные моменты, связанные с ведением бизнеса и при необходимости проводит мини-коучинг. Иногда ему приходится отказываться от совместных визитов к клиентам с тем или иным представителем, чтобы провести внеочередной коучинг по управлению бизнесом. Он делает это всегда, когда происходят значимые изменения на рынке или он видит у кого-либо негативные тенденции в продажах или в планировании работы на территории. Что поделаешь, business first!
В крупных компаниях, особенно в представительствах западных фирм, часто встречается перекос в сторону навыкового коучинга на совместных визитах, а бизнес-коучинг отходит на второй план. Иногда менеджеры первой линии вообще ошибочно полагают, что коучинг -это только развитие soft навыков (навыков продаж, презентаций и др), или даже soft навыки сужают только до навыков проведения визитов к клиенту. Это в корне неверный подход.
Порядок развития профессиональных навыков должен быть следующим.
1 приоритет.
- Так называемые hard навыки: узкопрофессиональные навыки (владение программами, аппаратурой, знание продукции, навыки вождения, управления базами данных и др.). Возможности развития hard навыков за счет коучинга довольно ограничены. Здесь более уместно наставничество, инструктаж, коучинг может быть полезен уже на довольно высоком уровне мастерства. Тем не менее, это первый приоритет.
- Навыки ведения бизнеса: управление территорией, клиентской базой, продажами, ресурсами, отчетность и др.
2 приоритет.
Soft (поведенческие) навыки.
Техники этих видов профессионального коучинга различны. Мы рассмотрим их позже.
2. Коучинг, направленный на увеличение личной эффективности.
Опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что человек делает с тем, что с ним происходит.
Олдос Хаксли
В этой категории можно выделить следующее:
1. Коучинг,
направленный на личностное развитие:
повышение мотивации, энергетики, принятие решений,
решение проблем, постановка цели на тот или иной жизнен
ный этап и др.
2. Коучинг,
направленный на создание имиджа: стиля,
манеры общения, умения держать/подать себя.
Часто внутри коучинга выделяют два типа коучинга, которые имеют свои приемы: - коучинг в чистом виде - коучинг всегда направлен
на повышение эффективности у мотивированных на
результат людей;
- каунселлинг (консультирование) - мотивационная беседа с людьми, которые испытывают снижение мотивации.
Как видите, часто приходится уточнять и разбираться, о каком именно виде, типе коучинга идет речь. Коучинг -это не точная наука.
В этом виде коучинга коуч редко или никогда не обладает большей экспертизой, чем ег о собеседник. Его задача -направить, подтолкнуть, дать понять, осознать.
В целом, коучинг - это любое индивидуальное развивающее мероприятие, направленное на повышение эффективности и мотивации у людей со сформировавшимися первичными навыками и/или представлениями.
Коучинг
аунселлинг