2.4.7 Цели коучинга
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Большое значение для эффективности коучинга, как, впрочем, и любого бизнес-процесса, имеет правильная постановка цели коучинга. Умение формулировать цель коучинга -ключевой навык коуча, без которого немыслим быстрый прогресс сотрудника.
Цель коучинга должна быть максимально конкретной, чтобы быть понятной сотруднику. Цель должна содержать инструменты (техники, приемы), которые помогут достичь цель и общие критерии оценки достижения цели (эффективный, минимальный, убедительный).
Приведем пример целей коучинга. - Научиться выявлять потенциал клиента при помощи оптимального количества профессионально заданных ситуационных вопросов.
- Научиться проводить убедительную презентацию при помощи показа выгоды для клиента.
техника
(при
помощи...)
конкретный навык
Научиться
при помощи показа выгод для клиента
проводить убедительную презентацию продукции
Научиться
При обсуждении цели менеджер конкретизирует, что значит убедительная презентация или профессионально заданные вопросы.
Сформулированная таким образом цель четко показывает сотруднику и области развития, и инструменты достижения цели.
Коуча не должна смущать некоторая тяжеловесность формулировок. Главное здесь - четкость, конкретика и элемент научения, который актуализирует у сотрудника пройденный ранее теоретический материал по технике продаж.
При формулировании целей коучинга встречается ряд типовых ошибок, которые крайне негативно влияют на результат коучинга. Эти ошибки можно условно разделить на две категории.
1. Цель сформулирована слишком обобщенно, неконкретно.
Неверно: «Развить навыки выявления потребностей».
Не указан ни конкретный навык, ни инструмент, ни критерий оценки эффективности. Этап выявления потребностей, как и другие этапы продаж, требует освоения целого ряда навыков.
Верно: «Научиться выявлять факторы, влияющие на принятие решения клиентом, при помощи открытых вопросов».
2. Цель не содержит навык, над которым необходимо работать сотруднику.
Неверно: поработать над FABom.
Эта цель конкретна, в ней указана техника, но не указаны ни цель (для чего, зачем), ни навык, область развития, над которыми будет работать сотрудник.
Верно: «Научиться проводить убедительную презентацию на основе показа выгод клиента при помощи техники FAB (свойство-преимущество-выгода)».
Ниже для удобства коучей приведен перечень целей коучинга, созданный на основе типичных ошибок в структуре коммерческого визита. Этот перечень достаточно полный, он покрывает практически все цели коучинга на коммерческом визите. Естественно, перечень подлежит некоторой адаптации в зависимости от специфики бизнеса каждой компании и терминологии, принятой в отделах продаж.
Табл. 2.3 — Области развития, типичные ошибки в структуре коммерческого визита и цели ко\чинга
Этап визита/ Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
Открытие визита |
Приветствие |
- Нечеткое
произнесение имени, - Неумение
работать с визитной - Неумение
договориться о - Неумение
установить партнерские |
- Научиться
эффективно проводить - Научиться
эффективно использовать |
|
Привлечение внимания (small talk, связь с предыдущим визитом, декларируемая цель визита, эмоциональные продажи, яркое открытие визита, другие приемы) |
- Неумение
выбрать привлекающую - Затянутый small talk - Неумение
осуществить связь с - Неумение
привлечь внимание в - Ошибки в невербальном языке |
- Научиться
выбирать привлекающую - Научиться
использовать small talk как - Научиться
использовать договоренности - Научиться
привлекать и удерживать - Научиться
эффективно использовать |
Все о коучинге в продажах
Этап визита/ Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
|
Выявление потребностей клиента |
Прояснение ситуации (возможностей) клиента (уточнение потенциала, степени лояльности клиента, опыта работа с продукцией компании, предпочтений клиента) |
- Слишком
большое количество - Неумение
сформулировать |
- Научиться
при помощи оптимального - Научиться
задавать ситуационные - Научиться
профессионально |
|
Выявление реальных потребностей клиента (факторов, влияющих на решение клиента/ факторов выбора клиента: удерживающих от положительного решения и способствующих положительному решению) |
- Нет
вопросов, направленных на - Нет
вопросов, направленных на - Неумение
сформулировать - Неумение
подтвердить понимание - Ошибки
в вербальном и |
- Научиться
выявлять реальные - Научиться
приемам подтверждения - Научиться
профессионально - Научиться
использовать разнообразные - Научиться
эффективно использовать |
|
|
Этап визита/ |
Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
Презентация продукции/ коммерческого предложения |
Презентация продукции/ коммерческого предложения |
- Неумение
адаптировать - Неумение
сформировать - Неумение
использовать наглядные - Неумение
предоставить - Неумение
представить - Несоответствие
презентации |
- Научиться
подбирать и - Научиться
профессионально - Научиться
предоставлять оптимальное - Научиться
подбирать аргументы в - Научиться
представлять преимущества |
|
Презентация выгод продукции/ коммерческого предложения |
- Неумение построить презентацию на выгодах для клиента |
- Научиться проводить убедительную презентацию на основе показа выгоды для клиента |
||
Вопросы и возражения клиента |
Вопросы и возражения клиента |
- Неумение
принять возражение в - Неумение
кратко |
- Научиться
профессионально отвечать на - Научиться
приемам эффективного |
|
Завершение визита |
Завершение визита |
- Неумение
достичь - Неумение
задать вопросы на - Неумение
четко договориться о |
- Научиться
использовать техники - Научиться
четко фиксировать с клиентом |
Большое значение для эффективности коучинга, как, впрочем, и любого бизнес-процесса, имеет правильная постановка цели коучинга. Умение формулировать цель коучинга -ключевой навык коуча, без которого немыслим быстрый прогресс сотрудника.
Цель коучинга должна быть максимально конкретной, чтобы быть понятной сотруднику. Цель должна содержать инструменты (техники, приемы), которые помогут достичь цель и общие критерии оценки достижения цели (эффективный, минимальный, убедительный).
Приведем пример целей коучинга. - Научиться выявлять потенциал клиента при помощи оптимального количества профессионально заданных ситуационных вопросов.
- Научиться проводить убедительную презентацию при помощи показа выгоды для клиента.
техника
(при
помощи...)
конкретный навык
Научиться
при помощи показа выгод для клиента
проводить убедительную презентацию продукции
Научиться
При обсуждении цели менеджер конкретизирует, что значит убедительная презентация или профессионально заданные вопросы.
Сформулированная таким образом цель четко показывает сотруднику и области развития, и инструменты достижения цели.
Коуча не должна смущать некоторая тяжеловесность формулировок. Главное здесь - четкость, конкретика и элемент научения, который актуализирует у сотрудника пройденный ранее теоретический материал по технике продаж.
При формулировании целей коучинга встречается ряд типовых ошибок, которые крайне негативно влияют на результат коучинга. Эти ошибки можно условно разделить на две категории.
1. Цель сформулирована слишком обобщенно, неконкретно.
Неверно: «Развить навыки выявления потребностей».
Не указан ни конкретный навык, ни инструмент, ни критерий оценки эффективности. Этап выявления потребностей, как и другие этапы продаж, требует освоения целого ряда навыков.
Верно: «Научиться выявлять факторы, влияющие на принятие решения клиентом, при помощи открытых вопросов».
2. Цель не содержит навык, над которым необходимо работать сотруднику.
Неверно: поработать над FABom.
Эта цель конкретна, в ней указана техника, но не указаны ни цель (для чего, зачем), ни навык, область развития, над которыми будет работать сотрудник.
Верно: «Научиться проводить убедительную презентацию на основе показа выгод клиента при помощи техники FAB (свойство-преимущество-выгода)».
Ниже для удобства коучей приведен перечень целей коучинга, созданный на основе типичных ошибок в структуре коммерческого визита. Этот перечень достаточно полный, он покрывает практически все цели коучинга на коммерческом визите. Естественно, перечень подлежит некоторой адаптации в зависимости от специфики бизнеса каждой компании и терминологии, принятой в отделах продаж.
Табл. 2.3 — Области развития, типичные ошибки в структуре коммерческого визита и цели ко\чинга
Этап визита/ Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
Открытие визита |
Приветствие |
- Нечеткое
произнесение имени, - Неумение
работать с визитной - Неумение
договориться о - Неумение
установить партнерские |
- Научиться
эффективно проводить - Научиться
эффективно использовать |
|
Привлечение внимания (small talk, связь с предыдущим визитом, декларируемая цель визита, эмоциональные продажи, яркое открытие визита, другие приемы) |
- Неумение
выбрать привлекающую - Затянутый small talk - Неумение
осуществить связь с - Неумение
привлечь внимание в - Ошибки в невербальном языке |
- Научиться
выбирать привлекающую - Научиться
использовать small talk как - Научиться
использовать договоренности - Научиться
привлекать и удерживать - Научиться
эффективно использовать |
Все о коучинге в продажах
Этап визита/ Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
|
Выявление потребностей клиента |
Прояснение ситуации (возможностей) клиента (уточнение потенциала, степени лояльности клиента, опыта работа с продукцией компании, предпочтений клиента) |
- Слишком
большое количество - Неумение
сформулировать |
- Научиться
при помощи оптимального - Научиться
задавать ситуационные - Научиться
профессионально |
|
Выявление реальных потребностей клиента (факторов, влияющих на решение клиента/ факторов выбора клиента: удерживающих от положительного решения и способствующих положительному решению) |
- Нет
вопросов, направленных на - Нет
вопросов, направленных на - Неумение
сформулировать - Неумение
подтвердить понимание - Ошибки
в вербальном и |
- Научиться
выявлять реальные - Научиться
приемам подтверждения - Научиться
профессионально - Научиться
использовать разнообразные - Научиться
эффективно использовать |
|
|
Этап визита/ |
Область развития |
Типичная ошибка |
Цель коучинга |
|
Презентация продукции/ коммерческого предложения |
Презентация продукции/ коммерческого предложения |
- Неумение
адаптировать - Неумение
сформировать - Неумение
использовать наглядные - Неумение
предоставить - Неумение
представить - Несоответствие
презентации |
- Научиться
подбирать и - Научиться
профессионально - Научиться
предоставлять оптимальное - Научиться
подбирать аргументы в - Научиться
представлять преимущества |
|
Презентация выгод продукции/ коммерческого предложения |
- Неумение построить презентацию на выгодах для клиента |
- Научиться проводить убедительную презентацию на основе показа выгоды для клиента |
||
Вопросы и возражения клиента |
Вопросы и возражения клиента |
- Неумение
принять возражение в - Неумение
кратко |
- Научиться
профессионально отвечать на - Научиться
приемам эффективного |
|
Завершение визита |
Завершение визита |
- Неумение
достичь - Неумение
задать вопросы на - Неумение
четко договориться о |
- Научиться
использовать техники - Научиться
четко фиксировать с клиентом |