2.4.4 Предоставление обратной связи между визитами

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 

Процесс совместных визитов - эмоционально насыщенный, непростой для сотрудника. Поэтому между визитами он очень хочет получить обратную связь от своего руководителя. Полноценная беседа состоится в конце дня совместных визитов к клиенту, а между визитами менеджер должен быть готов кратко поделиться своими впечатлениями.

Темы обсуждения между визитами.

1.         Выполнение целей визита.

В некоторых случаях (не обязательно) важно бывает зафик­сировать выполнение целей визита. Во многих компаниях это обязательная практика. При обсуждении выполнения целей визита ни в коем случае нельзя переходить к длительным дискуссиям для этого есть коучинговая сессия в конце дня. Длительные негативные дискуссии обязательно сведут эффект дня совместных визитов на нет. Сотрудник впоследствии будет помнить только их. Поэтому правило здесь такое: или кратко (простая фиксация), или никак. Очень хорошее паллиативное решение: после каждого визита и менеджер, и сотрудник отмечают для себя, на сколько процентов удалось выполнить цели визита, чтобы обменяться впечатлениями в конце дня. Таким образом, и выполнение цели зафиксировано, и удается избежать потенциально конфликтных моментов.

2.         Особенно удачные моменты визита (находки, очевидный прогресс).

Предоставление краткой позитивной обратной связи -основа коучинга. Пара слов похвалы делает чудеса. Менеджеру обязательно нужно найти позитивные моменты, за которые можно похвалить сотрудника, - ему очень нужно это одобрение.

3.         Провалы, крайне неудачные (вопиющие) моменты на визите.

В некоторых, крайне редких случаях менеджер не может пройти мимо какого-либо вопиющего момента на визите. Но этo должен быть действительно серьезный момент. Например, это может быть заведомо ложная информация, введение к заблуждение клиента, неэтичное поведение сотрудника, обман самого менеджера (ложные сведения о клиенте и о предварительных договоренностях).

Такой неудачный визит, как в нашем последнем примере, совсем не причина для негативной обратной связи. Да, визит провальный, но на таком отрицательном примере сотрудник научится делать хорошие визиты. Отрицательный результат -лучший урок и предмет для коучинга. При принятии решения о негативной обратной связи сотруднику после визита менеджеру стоит очень серьезно взвесить, насколько серьезен просчет. Негативная обратная связь в подавляющем большинстве обескуражит сотрудника и поставит под сомнение эффект от последующего коучинга.

В некоторых компаниях существует практика детального обсуждения всего визита после каждого визита. Мы уже затрагивали эту тему. Эта практика - чисто российское изобретение, выросшее из советской школьной системы. К коучингу она не имеет никакого отношения, не имеет отно­шения и профессиональному наставничеству. Развитие взрослых людей должно быть построено на ограниченном количестве областей развития и должно по своей природе быть безоценочным, основываться на взаимоотношениях «взрослый-взрослый», на партнерстве и взаимоуважении.

Обсуждение каждого визита с проставлением галочек или оценок - скорее оценочный визит, аудит, контроль, но никак не коучинг. Оценочные визиты малорезультативны в смысле развития навыков, поэтому они должны проводиться не чаще чем раз в квартал и ни в коем случае не должны именоваться коучингом.

Таким образом, между визитами менеджер дает краткую позитивную обратную связь сотруднику, формализует выполнение целей визита, лишь в редких случаях затрагивая другие темы.

4. Сессия коучинга в конце дня совместных визитов (беседа в середине дня).

Области для развития определены, примеры собраны -это значит, что менеджер готов к беседе с целью коучинга.

В практике коучинга на совместном коммерческом визи­те традиционно проводится: S одна беседа в конце дня совместных визитов;

S при необходимости и дополнительная беседа в середине дня (обычно в обеденное время).

Технология, методика проведения обеих бесед одинакова, мы остановимся на ней чуть позже, после рассмотрения случаев, в которых требуется провести дополнительную беседу.

Дополнительная беседа в середине дня может понадо­биться в следующих слечаях.

1. Если необходимо изменить цели коучинга.

В течение первой половины дня менеджер может увидеть,

что:

- есть недочеты в более приоритетных областях развития, регресс сотрудника. В этом случае имеет смысл провести сеанс коучинга на эти области в середине дня с тем, чтобы сотрудник посвятил оставшиеся визиты именно этим приоритетным темам;

- для сотрудника уже неактуальны цели коучинга на день, он с легкостью справляется с намеченными задачами. Не имеет смысла терять на данную область развития день коучинга. В этом случае менеджер предлагает новую цель коучинга или просит сотрудника предложить новую тему.

Табл. 2.2 — Схема обсуждения новой цели коучинга

Регресс

возврат к предыдущим приоритетным темам

Быстрый прогресс

новая, более актуальная область развития

Позитивный прием

«Я решил не дожидаться конца дня

и поговорить с тобой о моих

впечатлениях».

Позитивный прием

«У меня замечательные впечатления.

И я хочу поделиться с тобой,

не дожидаясь конца дня».

Обсуждение конкретных примеров «Давай обсудим ситуацию. Во время визита к...» (далее см. Беседа с целью в конце дня совместных визитов)

Обсуждение конкретных примеров «Мне очень понравилось, как ты...»

Предложение новой цели коучинга «Я предлагаю вернуться к теме...»

Предложение новой цели коучинга «Я предлагаю закрыть тему... Предложи, пожалуйста, на что бы ты хотел обратить внимание до конца дня?»

Регресс

возврат к предыдущим приоритетным темам

Быстрый прогресс

новая, более актуальная область развития

Договоренность до конца дня совместных визитов «Давай договоримся: до конца сегодняшнего дня ты будешь... В конце дня мы обсудим, какие цели мы поставим до следующего дня совместных визитов».

Договоренность до конца дня совместных визитов «Давай договоримся: до конца сегодняшнего дня ты будешь... В конце дня мы обсудим, какие цели мы поставим до следующего дня совместных визитов».

2. Если сотрудник настойчиво спрашивает обратную связь руководителя.

Иногда для сотрудников, особенно новых, совместный визит является настолько непростым с эмоциональной точки зрения, что они стремятся узнать впечатления менеджера как можно скорее. Если в принципе менеджер уже определился с областями развития, он может перейти к сеансу коучинга, понимая, что это не идеальный вариант.

В случае если менеджер планирует уделить совместным визитам только половину дня (но не менее пяти визитов), бесе­да в обеденное время считается беседой в конце дня совмест­ных визитов.

Половина дня совместных визитов - прекрасная прак­тика для «звезд», высокомотивированных и высококомпе­тентных сотрудников. Оставшуюся половину дня менеджер может посвятить:

- совместному посещению ключевых клиентов, лиц, принимающих решение, ВИП-клиентов уже с ком­мерческими целями;

- обсуждению и подготовке мероприятий; - совместной работе над проектами.

Или даже он может просто дать сотруднику самостоятельно завершить запланированные на вторую половину дня визиты.

Процесс совместных визитов - эмоционально насыщенный, непростой для сотрудника. Поэтому между визитами он очень хочет получить обратную связь от своего руководителя. Полноценная беседа состоится в конце дня совместных визитов к клиенту, а между визитами менеджер должен быть готов кратко поделиться своими впечатлениями.

Темы обсуждения между визитами.

1.         Выполнение целей визита.

В некоторых случаях (не обязательно) важно бывает зафик­сировать выполнение целей визита. Во многих компаниях это обязательная практика. При обсуждении выполнения целей визита ни в коем случае нельзя переходить к длительным дискуссиям для этого есть коучинговая сессия в конце дня. Длительные негативные дискуссии обязательно сведут эффект дня совместных визитов на нет. Сотрудник впоследствии будет помнить только их. Поэтому правило здесь такое: или кратко (простая фиксация), или никак. Очень хорошее паллиативное решение: после каждого визита и менеджер, и сотрудник отмечают для себя, на сколько процентов удалось выполнить цели визита, чтобы обменяться впечатлениями в конце дня. Таким образом, и выполнение цели зафиксировано, и удается избежать потенциально конфликтных моментов.

2.         Особенно удачные моменты визита (находки, очевидный прогресс).

Предоставление краткой позитивной обратной связи -основа коучинга. Пара слов похвалы делает чудеса. Менеджеру обязательно нужно найти позитивные моменты, за которые можно похвалить сотрудника, - ему очень нужно это одобрение.

3.         Провалы, крайне неудачные (вопиющие) моменты на визите.

В некоторых, крайне редких случаях менеджер не может пройти мимо какого-либо вопиющего момента на визите. Но этo должен быть действительно серьезный момент. Например, это может быть заведомо ложная информация, введение к заблуждение клиента, неэтичное поведение сотрудника, обман самого менеджера (ложные сведения о клиенте и о предварительных договоренностях).

Такой неудачный визит, как в нашем последнем примере, совсем не причина для негативной обратной связи. Да, визит провальный, но на таком отрицательном примере сотрудник научится делать хорошие визиты. Отрицательный результат -лучший урок и предмет для коучинга. При принятии решения о негативной обратной связи сотруднику после визита менеджеру стоит очень серьезно взвесить, насколько серьезен просчет. Негативная обратная связь в подавляющем большинстве обескуражит сотрудника и поставит под сомнение эффект от последующего коучинга.

В некоторых компаниях существует практика детального обсуждения всего визита после каждого визита. Мы уже затрагивали эту тему. Эта практика - чисто российское изобретение, выросшее из советской школьной системы. К коучингу она не имеет никакого отношения, не имеет отно­шения и профессиональному наставничеству. Развитие взрослых людей должно быть построено на ограниченном количестве областей развития и должно по своей природе быть безоценочным, основываться на взаимоотношениях «взрослый-взрослый», на партнерстве и взаимоуважении.

Обсуждение каждого визита с проставлением галочек или оценок - скорее оценочный визит, аудит, контроль, но никак не коучинг. Оценочные визиты малорезультативны в смысле развития навыков, поэтому они должны проводиться не чаще чем раз в квартал и ни в коем случае не должны именоваться коучингом.

Таким образом, между визитами менеджер дает краткую позитивную обратную связь сотруднику, формализует выполнение целей визита, лишь в редких случаях затрагивая другие темы.

4. Сессия коучинга в конце дня совместных визитов (беседа в середине дня).

Области для развития определены, примеры собраны -это значит, что менеджер готов к беседе с целью коучинга.

В практике коучинга на совместном коммерческом визи­те традиционно проводится: S одна беседа в конце дня совместных визитов;

S при необходимости и дополнительная беседа в середине дня (обычно в обеденное время).

Технология, методика проведения обеих бесед одинакова, мы остановимся на ней чуть позже, после рассмотрения случаев, в которых требуется провести дополнительную беседу.

Дополнительная беседа в середине дня может понадо­биться в следующих слечаях.

1. Если необходимо изменить цели коучинга.

В течение первой половины дня менеджер может увидеть,

что:

- есть недочеты в более приоритетных областях развития, регресс сотрудника. В этом случае имеет смысл провести сеанс коучинга на эти области в середине дня с тем, чтобы сотрудник посвятил оставшиеся визиты именно этим приоритетным темам;

- для сотрудника уже неактуальны цели коучинга на день, он с легкостью справляется с намеченными задачами. Не имеет смысла терять на данную область развития день коучинга. В этом случае менеджер предлагает новую цель коучинга или просит сотрудника предложить новую тему.

Табл. 2.2 — Схема обсуждения новой цели коучинга

Регресс

возврат к предыдущим приоритетным темам

Быстрый прогресс

новая, более актуальная область развития

Позитивный прием

«Я решил не дожидаться конца дня

и поговорить с тобой о моих

впечатлениях».

Позитивный прием

«У меня замечательные впечатления.

И я хочу поделиться с тобой,

не дожидаясь конца дня».

Обсуждение конкретных примеров «Давай обсудим ситуацию. Во время визита к...» (далее см. Беседа с целью в конце дня совместных визитов)

Обсуждение конкретных примеров «Мне очень понравилось, как ты...»

Предложение новой цели коучинга «Я предлагаю вернуться к теме...»

Предложение новой цели коучинга «Я предлагаю закрыть тему... Предложи, пожалуйста, на что бы ты хотел обратить внимание до конца дня?»

Регресс

возврат к предыдущим приоритетным темам

Быстрый прогресс

новая, более актуальная область развития

Договоренность до конца дня совместных визитов «Давай договоримся: до конца сегодняшнего дня ты будешь... В конце дня мы обсудим, какие цели мы поставим до следующего дня совместных визитов».

Договоренность до конца дня совместных визитов «Давай договоримся: до конца сегодняшнего дня ты будешь... В конце дня мы обсудим, какие цели мы поставим до следующего дня совместных визитов».

2. Если сотрудник настойчиво спрашивает обратную связь руководителя.

Иногда для сотрудников, особенно новых, совместный визит является настолько непростым с эмоциональной точки зрения, что они стремятся узнать впечатления менеджера как можно скорее. Если в принципе менеджер уже определился с областями развития, он может перейти к сеансу коучинга, понимая, что это не идеальный вариант.

В случае если менеджер планирует уделить совместным визитам только половину дня (но не менее пяти визитов), бесе­да в обеденное время считается беседой в конце дня совмест­ных визитов.

Половина дня совместных визитов - прекрасная прак­тика для «звезд», высокомотивированных и высококомпе­тентных сотрудников. Оставшуюся половину дня менеджер может посвятить:

- совместному посещению ключевых клиентов, лиц, принимающих решение, ВИП-клиентов уже с ком­мерческими целями;

- обсуждению и подготовке мероприятий; - совместной работе над проектами.

Или даже он может просто дать сотруднику самостоятельно завершить запланированные на вторую половину дня визиты.