5.1.2 Выработка гипотезы по оценке управления бизнесом на территории
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
Вырабатывая свою гипотезу по оценке управления бизнесом на территории, менеджер проходит следующие шаги:
1. Анализ причин расхождений между результатами и качеством работы.
Общий анализ ситуации на территории (рынок, конкуренты, внешние факторы).
Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса для последующего плана действий.
Подчеркнем, что до беседы с сотрудником выводы менеджера остаются лишь гипотезой, предположением менеджера. Во время беседы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Менеджер не должен идти на беседу с готовым решением.
Рассмотрим более детально процесс выработки гипотезы. 1. Анализ причин расхождений между результатами и качеством работы.
Естественно, если качество работы не соответствует результатам, это должно насторожить менеджера как в случае «высокие результаты, низкое качество», так и в случае «низкие результаты, высокое качество».
Определение причин подобных расхождений - важнейшая менеджерская задача.
В целом, все причины расхождений можно свести к следующему перечню.
1. Внешние факторы.
Очень частой причиной расхождений могут быть внешние факторы (принятие новых законов, изменение ситуации на рынке, всплеск деятельности конкурентов, трудности с поставками, особенности дистрибьюции на территории и др.). Часто эти факторы называют факторы неожиданности. Такие факторы могут как способствовать, так и препятствовать получению результатов вне зависимости от качества работы сотрудников.
2. Фактор наследства.
Сотрудник, принимая ответственность за территорию, может получить «в наследство» как высокие результаты, так и низкие. Эти результаты могут оставаться такими еще некоторое время вне зависимости от качества работы сотрудников.
3. Фактор отсрочки.
Как известно, маркетинговая деятельность приносит полноценный эффект, результаты через некоторое время. Это значит, что как спад, так и подъем активности сотрудника дает эффект спустя некоторый период отсрочки, в среднем три - пять месяцев.
4. Ложная
отчетность/Неверные данные.
Сотрудник может приписывать себе показатели. Если
проводится оценка внешними источниками, они также могут ошибаться. Неверные данные - нередкая причина расхождений. Задача менеджера - провести аудит деятельности сотрудника, чтобы убедиться в правильности показателей качества его работы.
5. Неверная стратегия.
К сожалению, стратегия деятельности компании может оказаться недостаточно удачной, что может объяснять расхождение результатов и качество работы.
Это внутренний фактор.
6. Фактор ко-промоции.
В некоторых случаях не имеется возможности оценить индивидуальный вклад сотрудника в результаты, тогда они делятся поровну на всю команду. Естественно, фактор ко-промоции дает большой простор для расхождений.
Менеджер включает возможные причины расхождений (одну или несколько) в гипотезу оценки управления бизнесом на территории для последующего обсуждения с сотрудником.
2. Общий анализ ситуации на территории (рынок, конкуренты, внешние факторы).
На основе имеющихся данных менеджер проводит общий анализ ситуации на территории. Это могут быть данные о доле рынка, тенденциях в продвижении продуктов, результатах конкурентов, административные моменты и т.д. Источниками могут быть как внутренние базы данных, гак внешние источники. Задача анализа: определить и спрогнозировать общие тенденции на рынке.
Наиболее известный инструмент такого анализа - SWOT анализ (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы) (мы не будем подробно рассматривать эту известнейшую методику в нашей работе).
3. Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса, для последующего плана действий.
На основе всего предыдущего анализа менеджер определяет ключевые (часто их называют «критические» факторы успеха) и основные факторы, тормозящие развитие бизнеса. Эти факторы могут включать как показатели деятельности сотрудника, так и внешние или экономические факторы.
Пример:
Татьяна работает в команде торговых агентов уже три года. Она пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, считается экспертом. Недавно ее перевели в команду, которая продвигает новый бренд компании. Результаты сразу снизились. Тем не менее, менеджер считает, что проводить беседу о снижении результатов преждевременно. Пока в действии фактор отсрочки.
Вырабатывая свою гипотезу по оценке управления бизнесом на территории, менеджер проходит следующие шаги:
1. Анализ причин расхождений между результатами и качеством работы.
Общий анализ ситуации на территории (рынок, конкуренты, внешние факторы).
Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса для последующего плана действий.
Подчеркнем, что до беседы с сотрудником выводы менеджера остаются лишь гипотезой, предположением менеджера. Во время беседы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Менеджер не должен идти на беседу с готовым решением.
Рассмотрим более детально процесс выработки гипотезы. 1. Анализ причин расхождений между результатами и качеством работы.
Естественно, если качество работы не соответствует результатам, это должно насторожить менеджера как в случае «высокие результаты, низкое качество», так и в случае «низкие результаты, высокое качество».
Определение причин подобных расхождений - важнейшая менеджерская задача.
В целом, все причины расхождений можно свести к следующему перечню.
1. Внешние факторы.
Очень частой причиной расхождений могут быть внешние факторы (принятие новых законов, изменение ситуации на рынке, всплеск деятельности конкурентов, трудности с поставками, особенности дистрибьюции на территории и др.). Часто эти факторы называют факторы неожиданности. Такие факторы могут как способствовать, так и препятствовать получению результатов вне зависимости от качества работы сотрудников.
2. Фактор наследства.
Сотрудник, принимая ответственность за территорию, может получить «в наследство» как высокие результаты, так и низкие. Эти результаты могут оставаться такими еще некоторое время вне зависимости от качества работы сотрудников.
3. Фактор отсрочки.
Как известно, маркетинговая деятельность приносит полноценный эффект, результаты через некоторое время. Это значит, что как спад, так и подъем активности сотрудника дает эффект спустя некоторый период отсрочки, в среднем три - пять месяцев.
4. Ложная
отчетность/Неверные данные.
Сотрудник может приписывать себе показатели. Если
проводится оценка внешними источниками, они также могут ошибаться. Неверные данные - нередкая причина расхождений. Задача менеджера - провести аудит деятельности сотрудника, чтобы убедиться в правильности показателей качества его работы.
5. Неверная стратегия.
К сожалению, стратегия деятельности компании может оказаться недостаточно удачной, что может объяснять расхождение результатов и качество работы.
Это внутренний фактор.
6. Фактор ко-промоции.
В некоторых случаях не имеется возможности оценить индивидуальный вклад сотрудника в результаты, тогда они делятся поровну на всю команду. Естественно, фактор ко-промоции дает большой простор для расхождений.
Менеджер включает возможные причины расхождений (одну или несколько) в гипотезу оценки управления бизнесом на территории для последующего обсуждения с сотрудником.
2. Общий анализ ситуации на территории (рынок, конкуренты, внешние факторы).
На основе имеющихся данных менеджер проводит общий анализ ситуации на территории. Это могут быть данные о доле рынка, тенденциях в продвижении продуктов, результатах конкурентов, административные моменты и т.д. Источниками могут быть как внутренние базы данных, гак внешние источники. Задача анализа: определить и спрогнозировать общие тенденции на рынке.
Наиболее известный инструмент такого анализа - SWOT анализ (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы) (мы не будем подробно рассматривать эту известнейшую методику в нашей работе).
3. Определение критических факторов успеха и факторов, тормозящих развитие бизнеса, для последующего плана действий.
На основе всего предыдущего анализа менеджер определяет ключевые (часто их называют «критические» факторы успеха) и основные факторы, тормозящие развитие бизнеса. Эти факторы могут включать как показатели деятельности сотрудника, так и внешние или экономические факторы.
Пример:
Татьяна работает в команде торговых агентов уже три года. Она пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, считается экспертом. Недавно ее перевели в команду, которая продвигает новый бренд компании. Результаты сразу снизились. Тем не менее, менеджер считает, что проводить беседу о снижении результатов преждевременно. Пока в действии фактор отсрочки.