2.4.6 Постановка целей до следующего дня коучинга
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45
По итогам моделирования менеджер ставит цель коучинга до следующего дня совместных визитов, обсуждает задание до следующего дня совместных визитов.
Смысл задания до следующего дня коучинга -удержание области развития в фокусе внимания сотрудника. Помня о необходимости выполнить задание, сотрудник невольно фокусируется и на цели коучинга.
Задание должно быть направлено на закрепление навыка и связано с областью развития. Например, перечитать учебные материалы, выучить свойства продукта, ознакомиться с конкурентным анализом, отработать наглядный материал, создать несколько аргументов, написать несколько вопросов. Задание должно быть несложным, нетрудоемким.
Приведем пример коучинговой беседы в конце дня совместных визитов.
Этап |
Пример |
1. Позитивный прием |
|
Small talk* (позитивное приветствие) менеджера |
Менеджер: Ну вот, отлично поработали. Наконец есть возможность пообщаться в спокойной обстановке. Сотрудник: Да. Я люблю это место. Здесь уютно. |
Этап |
Пример |
Обсуждение общих позитивных впечатлений, црогресса. Открытый вопрос менеджера |
Менеджер: На визитах мне многое понравилось. А по твоему мнению, что удалось лучше всего? Сотрудник: Даже не знаю, вроде все было нормально. Менеджер: В каких навыках ты ощущаешь самый большой прогресс? Сотрудник: В презентации выгод нашего предложения я чувствую себя уверенно. Сегодня было гораздо меньше вопросов. Менеджер: И ты стал говорить меньше, но намного четче. Я тоже это отметил. Еще мне понравилось, что во всех визитах тебе удалось с самого начала направлять клиента в нужное русло, ты не давал отвлекаться на посторонние вещи. |
2. Выполнение целей визита в течение дня |
|
Открытые вопросы менеджера |
Менеджер: Отлично. Я предлагаю, как всегда, начать с обсуждения целей визитов. Скажи, пожалуйста, на каких визитах тебе удалось выполнить цели на сто процентов? Сотрудник: Почти на всех. Цели были реалистичные, клиенты все знакомые, да и новый бренд предлагать всегда выигрышно. Менеджер: Выполнением целей каких визитов ты не совсем доволен? Сотрудник: В принципе, я доволен всеми визитами. Но на визите к X мне не хватило настойчивости. Он самого начала сказал, что у него нет времени, что он не заинтересован в новой продукции, которая появится еще не скоро. Менеджер: На сколько процентов ты оцениваешь выполнение цели этого визита? Сотрудник: Пожалуй, что визит не удался. |
|
Менеджер: Что тебе помешало? Сотрудник: Ну, в первую очередь занятость клиента. Менеджер: То есть внешние факторы. А в том, что касается техники продаж, какие навыки могли бы помочь заинтересовать занятого клиента? Сотрудник: Все навыки продаж... |
Этап |
Пример |
3. Коучинг |
|
Обсуждение конкретных примеров на выделенные менеджером области развития, поиск оптимальных решений (подробнее см. Техники коучинга) |
Менеджер: Во время этого визита я обратил внимание, что ты задал клиенту несколько вопросов. Разреши, я зачитаю. Заинтересован ли он в увеличении продаж? Тогда наверняка заинтересуется нашим новым предложением в следующем квартале. А также ты спросил, сколько он планирует закупить аналогов и на сколько увеличить долю нашего продукта? Сотрудник: Ну да. Ведь нашей целью было представить новую продукцию. Менеджер: Скажи, пожалуйста, чего ты хотел добиться, какую информацию хотел получить, задавая эти вопросы? Сотрудник: Это понятно, я хотел прояснить ситуацию клиента, его потенциал. Менеджер: А с точки зрения дальнейшего сотрудничества? Сотрудник: Ну, и поддержать контакт и интерес к нам, конечно. Наш новый бренд принесет ему хорошую прибыль, если он закажет одним из первых. Менеджер: Это точно. Скажи, пожалуйста, какую информацию тебе удалось получить? Сотрудник: Я уже признал, что визит неудачный. Клиент с самого начала не был настроен на общение. Менеджер: Как можно было построить вопросы по-другому, чтобы вызвать желание ответить даже у такого занятого клиента? Сотрудник: Ну, не знаю. Может быть, не спрашивать, заинтересован ли он в увеличении продаж. И так понятно, что заинтересован. Менеджер: А с точки зрения прояснения возможностей клиента? Сотрудник: Здесь, мне кажется, все было хорошо. Нормальные деловые вопросы. Менеджер: Давай вспомним, какие требования существуют в технике продаж к профессиональным ситуационным вопросам. Сотрудник: Ну, ты меня прямо азы спрашиваешь!.. |
Этап |
Пример |
|
Менеджер: Во время этого визита я обратил внимание, что ты задал клиенту несколько вопросов. Разреши, я зачитаю. Заинтересован ли он в увеличении продаж? Тогда наверняка заинтересуется нашим новым предложением в следующем квартале. А также ты спросил, сколько он планирует закупить аналогов и на сколько увеличить долю нашего продукта? Сотрудник: Ну, да. Ведь нашей целью было представить новую продукцию. Менеджер: Скажи, пожалуйста, чего ты хотел добиться, какую информацию хотел получить, задавая эти вопросы? Сотрудник: Это понятно, я хотел прояснить ситуацию клиента, его потенциал. Менеджер: А с точки зрения дальнейшего сотрудничества? Сотрудник: Ну, и поддержать контакт и интерес к нам, конечно. Наш новый бренд принесет ему хорошую прибыль, если он закажет одним из первых. Менеджер: Это точно. Скажи, пожалуйста, какую информацию тебе удалось получить? Сотрудник: Я уже признал, что визит неудачный. Клиент с самого начала не был настроен на общение. Менеджер: Как можно было построить вопросы по-другому, чтобы вызвать желание ответить даже у такого занятого клиента? Сотрудник: Ну, не знаю. Может быть, не спрашивать, заинтересован ли он в увеличении продаж. И так понятно, что заинтересован. Менеджер: А с точки зрения прояснения возможностей клиента? Сотрудник: Здесь, мне кажется, все было хорошо. Нормальные деловые вопросы. Менеджер: Давай вспомним, какие требования существуют в технике продаж к профессиональным ситуационным вопросам. |
Этап |
Пример |
|
Сотрудник: Ну, ты меня прямо азы спрашиваешь!... Менеджер: (пауза) Сотрудник: Хорошо, этих вопросов не должно быть много. Они не должны раздражать клиента... Менеджер: Как мы можем этого добиться? Не вызвать негатив, так сказать. Сотрудник: Например, сначала показать ему морковку, закинуть удочку о всеобщем интересе к новому бренду. Менеджер: Супер. То есть подключить эмоции. Это особенно важно, если клиент не настроен на беседу и находится в цейтноте. Сотрудник: Ну да. Можно было, например, согласиться, что время - деньги. В наше время очень важно успеть, чтобы оказаться победителем в конкурентной гонке. Вот мы как раз и пришли с предложением, как успеть первым с новым мегапотенциальным брендом... Да уж. Что-то я крепок задним умом.. Менеджер: Но это ты пока только подбираешься к ситуационным вопросам. Сотрудник: Я обычно всегда спрашиваю разрешения задать один уточняющий вопрос. Как-то он сразу сбил меня со своей занятостью в этот раз. Менеджер: Отличная идея. Уж на один вопрос после такого вступления он бы ответил. Что ты у него спросишь? Сотрудник: На сколько, в идеале, он бы хотел увеличить продажи продуктов этой категории? Менеджер: Мне нравится этот вопрос. Он звучит скорее в интересах клиента, чем в наших. После такого вопроса вполне уместно задать еще пару. Сотрудник: Можно спросить об общем объеме закупок, то есть сколько это в деньгах, чтобы оценить потенциал на будущее. |
Этап |
Пример |
4. Моделирование |
|
Мини-монолог менеджера, опрос сотрудника |
Менеджер: Хорошо, мы с тобой пришли к выводу, что в идеале необходимо задавать не более двух-трех ситуационных вопросов клиенту и ставить эти вопросы в зависимости от целей визига. Например, если цель визита - продажа нового бренда, то и вопросы будут об области применения, конкурентах и о его возможной доле. Сотрудник: Да. Имеет смысл до визита прикинуть, какие вопросы будешь задавать. Менеджер: По твоему опыту, какие ситуационные вопросы воспринимаются клиентом лучше всего? Сотрудник: Те, которые завернуты в привлекательную для него упаковку, интересны и не давят? Например, о его максимальных планах в разрезе того, что мы поспособствуем? Менеджер: Насколько такие вопросы укладываются в рамки твоей цели визита? Сотрудник: По-моему, вполне. Ты сам видишь. |
Моделирование. Ролевая игра. Подведение итогов менеджером |
Менеджер: Хорошо. Давай попробуем сыграть выявление потенциала у клиента X при помощи твоих вопросов. Потом ты сам оценишь, какие вопросы оказались более удачными. Играют мини ролевую игру: выявление потенциала клиента. Менеджер играет клиента X. Менеджер: Спасибо. Сколько вопросов ты использовал? Сотрудник: Два вопроса. Больше такому клиенту задавать не стоит. Можно получить негатив. Менеджер: Согласен. Можно ли было задать еще меньше вопросов? Сотрудник: Мне кажется, что нет. Тогда не удастся узнать его потенциал по отношению к новому бренду. Менеджер: Я тоже так думаю. Почему в этот раз вопросы звучали более позитивно, да и воспринимались тоже? Сотрудник: Я старался говорить в его ключе, подхватывать его же слова и не давить. Менеджер: И у тебя это получилось. Выявление потребностей клиента на визите - один из ключевых моментов продаж. Поэтому я предлагаю поработать над этой важной темой до нашей следующей встречи. |
|
|
Этап |
Пример |
4. Договоренность о целях коучинга до следующего дня совместных визитов, задание до следующего дня совместных визитов |
|
Договоренность о целях коучинга, задании до следующего дня совместных визитов |
Сотрудник: Хорошо, буду работать над потребностями. Менеджер: На что именно ты будешь обращать внимание? Сотрудник: Я буду задавать ситуационные вопросы в максимально позитивной и интересной для клиента форме. Менеджер: То есть цель будет научиться выявлять потенциал клиента при помощи оптимального количества ситуационных вопросов, заданных в профессиональной форме. Сотрудник: Можно сказать и так. Менеджер: Могу я попросить тебя, кроме того, придумать еще 2-3 конкретных примера, как можно было перейти от открытия визита к вопросам у такого занятого клиента? Сотрудник: Что ты имеешь в виду? Менеджер: Ты уже предложил идею присоединиться и сыграть на экономии времени. Но это же не единственная возможность. Сотрудник: Так сразу в голову и не приходит. Я подумаю. |
В конце коучинговой беседы заполняется форма коучинга, в которой фиксируются области развития и договоренности до следующего дня совместных визитов.
Подробнее о формах коучинга мы поговорим ниже.
Памятка
Схема беседы с целью коучинга в конце дня совместных визитов.
1. Позитивный прием.
- открытый вопрос менеджера
« Что удалось?»
2. Обсуждение выполнения целей визита в течение дня.
- Открытые вопросы менеджера
«На каких визитах тебе полностью удалось выполнить цель визита?», «На каких визитах тебе удалось выполнить цель визита не на сто процентов?», «Что тебе помешало?»
3. Коучинг
- Обсуждение конкретных примеров с визитов: наблюдение (пример), мотив (чего хотел добиться), результат (что получилось), действие в будущем (как поступишь в следующий раз)
4. Моделирование: «Давай попробуем!»
- ролевая игра, менеджера играет клиента, обсуждение в открытой форме
«Помнишь клиента X, которого мы обсуждали в прошлый раз. Давай попробуем сыграть только этот фрагмент визита. Я буду X.»
5. Договоренность
о целях коучинга до следующего
дня совместных визитов.
Обсуждение, достижение соглашения
По итогам моделирования менеджер ставит цель коучинга до следующего дня совместных визитов, обсуждает задание до следующего дня совместных визитов.
Смысл задания до следующего дня коучинга -удержание области развития в фокусе внимания сотрудника. Помня о необходимости выполнить задание, сотрудник невольно фокусируется и на цели коучинга.
Задание должно быть направлено на закрепление навыка и связано с областью развития. Например, перечитать учебные материалы, выучить свойства продукта, ознакомиться с конкурентным анализом, отработать наглядный материал, создать несколько аргументов, написать несколько вопросов. Задание должно быть несложным, нетрудоемким.
Приведем пример коучинговой беседы в конце дня совместных визитов.
Этап |
Пример |
1. Позитивный прием |
|
Small talk* (позитивное приветствие) менеджера |
Менеджер: Ну вот, отлично поработали. Наконец есть возможность пообщаться в спокойной обстановке. Сотрудник: Да. Я люблю это место. Здесь уютно. |
Этап |
Пример |
Обсуждение общих позитивных впечатлений, црогресса. Открытый вопрос менеджера |
Менеджер: На визитах мне многое понравилось. А по твоему мнению, что удалось лучше всего? Сотрудник: Даже не знаю, вроде все было нормально. Менеджер: В каких навыках ты ощущаешь самый большой прогресс? Сотрудник: В презентации выгод нашего предложения я чувствую себя уверенно. Сегодня было гораздо меньше вопросов. Менеджер: И ты стал говорить меньше, но намного четче. Я тоже это отметил. Еще мне понравилось, что во всех визитах тебе удалось с самого начала направлять клиента в нужное русло, ты не давал отвлекаться на посторонние вещи. |
2. Выполнение целей визита в течение дня |
|
Открытые вопросы менеджера |
Менеджер: Отлично. Я предлагаю, как всегда, начать с обсуждения целей визитов. Скажи, пожалуйста, на каких визитах тебе удалось выполнить цели на сто процентов? Сотрудник: Почти на всех. Цели были реалистичные, клиенты все знакомые, да и новый бренд предлагать всегда выигрышно. Менеджер: Выполнением целей каких визитов ты не совсем доволен? Сотрудник: В принципе, я доволен всеми визитами. Но на визите к X мне не хватило настойчивости. Он самого начала сказал, что у него нет времени, что он не заинтересован в новой продукции, которая появится еще не скоро. Менеджер: На сколько процентов ты оцениваешь выполнение цели этого визита? Сотрудник: Пожалуй, что визит не удался. |
|
Менеджер: Что тебе помешало? Сотрудник: Ну, в первую очередь занятость клиента. Менеджер: То есть внешние факторы. А в том, что касается техники продаж, какие навыки могли бы помочь заинтересовать занятого клиента? Сотрудник: Все навыки продаж... |
Этап |
Пример |
3. Коучинг |
|
Обсуждение конкретных примеров на выделенные менеджером области развития, поиск оптимальных решений (подробнее см. Техники коучинга) |
Менеджер: Во время этого визита я обратил внимание, что ты задал клиенту несколько вопросов. Разреши, я зачитаю. Заинтересован ли он в увеличении продаж? Тогда наверняка заинтересуется нашим новым предложением в следующем квартале. А также ты спросил, сколько он планирует закупить аналогов и на сколько увеличить долю нашего продукта? Сотрудник: Ну да. Ведь нашей целью было представить новую продукцию. Менеджер: Скажи, пожалуйста, чего ты хотел добиться, какую информацию хотел получить, задавая эти вопросы? Сотрудник: Это понятно, я хотел прояснить ситуацию клиента, его потенциал. Менеджер: А с точки зрения дальнейшего сотрудничества? Сотрудник: Ну, и поддержать контакт и интерес к нам, конечно. Наш новый бренд принесет ему хорошую прибыль, если он закажет одним из первых. Менеджер: Это точно. Скажи, пожалуйста, какую информацию тебе удалось получить? Сотрудник: Я уже признал, что визит неудачный. Клиент с самого начала не был настроен на общение. Менеджер: Как можно было построить вопросы по-другому, чтобы вызвать желание ответить даже у такого занятого клиента? Сотрудник: Ну, не знаю. Может быть, не спрашивать, заинтересован ли он в увеличении продаж. И так понятно, что заинтересован. Менеджер: А с точки зрения прояснения возможностей клиента? Сотрудник: Здесь, мне кажется, все было хорошо. Нормальные деловые вопросы. Менеджер: Давай вспомним, какие требования существуют в технике продаж к профессиональным ситуационным вопросам. Сотрудник: Ну, ты меня прямо азы спрашиваешь!.. |
Этап |
Пример |
|
Менеджер: Во время этого визита я обратил внимание, что ты задал клиенту несколько вопросов. Разреши, я зачитаю. Заинтересован ли он в увеличении продаж? Тогда наверняка заинтересуется нашим новым предложением в следующем квартале. А также ты спросил, сколько он планирует закупить аналогов и на сколько увеличить долю нашего продукта? Сотрудник: Ну, да. Ведь нашей целью было представить новую продукцию. Менеджер: Скажи, пожалуйста, чего ты хотел добиться, какую информацию хотел получить, задавая эти вопросы? Сотрудник: Это понятно, я хотел прояснить ситуацию клиента, его потенциал. Менеджер: А с точки зрения дальнейшего сотрудничества? Сотрудник: Ну, и поддержать контакт и интерес к нам, конечно. Наш новый бренд принесет ему хорошую прибыль, если он закажет одним из первых. Менеджер: Это точно. Скажи, пожалуйста, какую информацию тебе удалось получить? Сотрудник: Я уже признал, что визит неудачный. Клиент с самого начала не был настроен на общение. Менеджер: Как можно было построить вопросы по-другому, чтобы вызвать желание ответить даже у такого занятого клиента? Сотрудник: Ну, не знаю. Может быть, не спрашивать, заинтересован ли он в увеличении продаж. И так понятно, что заинтересован. Менеджер: А с точки зрения прояснения возможностей клиента? Сотрудник: Здесь, мне кажется, все было хорошо. Нормальные деловые вопросы. Менеджер: Давай вспомним, какие требования существуют в технике продаж к профессиональным ситуационным вопросам. |
Этап |
Пример |
|
Сотрудник: Ну, ты меня прямо азы спрашиваешь!... Менеджер: (пауза) Сотрудник: Хорошо, этих вопросов не должно быть много. Они не должны раздражать клиента... Менеджер: Как мы можем этого добиться? Не вызвать негатив, так сказать. Сотрудник: Например, сначала показать ему морковку, закинуть удочку о всеобщем интересе к новому бренду. Менеджер: Супер. То есть подключить эмоции. Это особенно важно, если клиент не настроен на беседу и находится в цейтноте. Сотрудник: Ну да. Можно было, например, согласиться, что время - деньги. В наше время очень важно успеть, чтобы оказаться победителем в конкурентной гонке. Вот мы как раз и пришли с предложением, как успеть первым с новым мегапотенциальным брендом... Да уж. Что-то я крепок задним умом.. Менеджер: Но это ты пока только подбираешься к ситуационным вопросам. Сотрудник: Я обычно всегда спрашиваю разрешения задать один уточняющий вопрос. Как-то он сразу сбил меня со своей занятостью в этот раз. Менеджер: Отличная идея. Уж на один вопрос после такого вступления он бы ответил. Что ты у него спросишь? Сотрудник: На сколько, в идеале, он бы хотел увеличить продажи продуктов этой категории? Менеджер: Мне нравится этот вопрос. Он звучит скорее в интересах клиента, чем в наших. После такого вопроса вполне уместно задать еще пару. Сотрудник: Можно спросить об общем объеме закупок, то есть сколько это в деньгах, чтобы оценить потенциал на будущее. |
Этап |
Пример |
4. Моделирование |
|
Мини-монолог менеджера, опрос сотрудника |
Менеджер: Хорошо, мы с тобой пришли к выводу, что в идеале необходимо задавать не более двух-трех ситуационных вопросов клиенту и ставить эти вопросы в зависимости от целей визига. Например, если цель визита - продажа нового бренда, то и вопросы будут об области применения, конкурентах и о его возможной доле. Сотрудник: Да. Имеет смысл до визита прикинуть, какие вопросы будешь задавать. Менеджер: По твоему опыту, какие ситуационные вопросы воспринимаются клиентом лучше всего? Сотрудник: Те, которые завернуты в привлекательную для него упаковку, интересны и не давят? Например, о его максимальных планах в разрезе того, что мы поспособствуем? Менеджер: Насколько такие вопросы укладываются в рамки твоей цели визита? Сотрудник: По-моему, вполне. Ты сам видишь. |
Моделирование. Ролевая игра. Подведение итогов менеджером |
Менеджер: Хорошо. Давай попробуем сыграть выявление потенциала у клиента X при помощи твоих вопросов. Потом ты сам оценишь, какие вопросы оказались более удачными. Играют мини ролевую игру: выявление потенциала клиента. Менеджер играет клиента X. Менеджер: Спасибо. Сколько вопросов ты использовал? Сотрудник: Два вопроса. Больше такому клиенту задавать не стоит. Можно получить негатив. Менеджер: Согласен. Можно ли было задать еще меньше вопросов? Сотрудник: Мне кажется, что нет. Тогда не удастся узнать его потенциал по отношению к новому бренду. Менеджер: Я тоже так думаю. Почему в этот раз вопросы звучали более позитивно, да и воспринимались тоже? Сотрудник: Я старался говорить в его ключе, подхватывать его же слова и не давить. Менеджер: И у тебя это получилось. Выявление потребностей клиента на визите - один из ключевых моментов продаж. Поэтому я предлагаю поработать над этой важной темой до нашей следующей встречи. |
|
|
Этап |
Пример |
4. Договоренность о целях коучинга до следующего дня совместных визитов, задание до следующего дня совместных визитов |
|
Договоренность о целях коучинга, задании до следующего дня совместных визитов |
Сотрудник: Хорошо, буду работать над потребностями. Менеджер: На что именно ты будешь обращать внимание? Сотрудник: Я буду задавать ситуационные вопросы в максимально позитивной и интересной для клиента форме. Менеджер: То есть цель будет научиться выявлять потенциал клиента при помощи оптимального количества ситуационных вопросов, заданных в профессиональной форме. Сотрудник: Можно сказать и так. Менеджер: Могу я попросить тебя, кроме того, придумать еще 2-3 конкретных примера, как можно было перейти от открытия визита к вопросам у такого занятого клиента? Сотрудник: Что ты имеешь в виду? Менеджер: Ты уже предложил идею присоединиться и сыграть на экономии времени. Но это же не единственная возможность. Сотрудник: Так сразу в голову и не приходит. Я подумаю. |
В конце коучинговой беседы заполняется форма коучинга, в которой фиксируются области развития и договоренности до следующего дня совместных визитов.
Подробнее о формах коучинга мы поговорим ниже.
Памятка
Схема беседы с целью коучинга в конце дня совместных визитов.
1. Позитивный прием.
- открытый вопрос менеджера
« Что удалось?»
2. Обсуждение выполнения целей визита в течение дня.
- Открытые вопросы менеджера
«На каких визитах тебе полностью удалось выполнить цель визита?», «На каких визитах тебе удалось выполнить цель визита не на сто процентов?», «Что тебе помешало?»
3. Коучинг
- Обсуждение конкретных примеров с визитов: наблюдение (пример), мотив (чего хотел добиться), результат (что получилось), действие в будущем (как поступишь в следующий раз)
4. Моделирование: «Давай попробуем!»
- ролевая игра, менеджера играет клиента, обсуждение в открытой форме
«Помнишь клиента X, которого мы обсуждали в прошлый раз. Давай попробуем сыграть только этот фрагмент визита. Я буду X.»
5. Договоренность
о целях коучинга до следующего
дня совместных визитов.
Обсуждение, достижение соглашения