§ 3. Расчеты за строительные работы и построенные объекты с применением свободных (договорных) цен
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования
и сметного нормирования в строительстве была основана
на фиксированных, неизменных в течение длительного периода (до 20 лет) оптовых ценах, тарифах на энергоносители
и грузовые перевозки и других элементах, формирующих
стоимость строительной продукции. Эта система сохраняла
стабильный уровень сметных цен в строительстве и не
требовала кардинальных уточнений сметной документации.
Теперь, в условиях нерегулируемого рынка, неспадаю-
щей инфляции, определение сметной стоимости объектов
строительства осуществляется поэтапно:
1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО)
на предпроектной стадии разработки проекта.
В результате расчетов ТЭО определяется предварительная
сумма затрат по сооружению объекта на основе нормативов
удельных капитальных вложений.
2. На стадии разработки проектно-сметной документации.
В результате расчетов и использования сметных норм
проектировщики определяют сметную стоимость строительства
объекта, в том числе локальные и пообъектные сметы,
стоимость затрат на отдельные виды работ и сводный сметный
расчет стоимости строительства.
При определении сметной стоимости объекта принимаются
в расчет: прямые затраты ПЗ; накладные расходы HP;
плановые накопления ПН (сметная прибыль). Следовательно,
сметная цена (СЦ) строительной продукции (объекта) будет
выражена:
СЦ = ПЗ •^' HP + ПК
Сметная стоимость — основа для определения капитальных
вложений и формирования свободных (договорных) цен
на строительную продукцию.
В целях установления единого порядка определения договорных
цен на строительную продукцию Госстроем Российской
Федерации были разработаны и утверждены "Методические
рекомендации о порядке определения (договорных)
цен на строительную продукцию". Методические рекомендации
были согласованы с ведущими строительными концернами
и ассоциацией "Росстройзаказчик", осуществляющими строительство и капитальный ремонт на территории Российской
Федерации.
Рекомендуется следующий порядок определения свободных
(договорных) цен на строительную продукцию.
Свободные цены на строительную продукцию (выполнение
подрядных работ или оказание услуг) устанавливаются
инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе
при заключении договора подряда на капитальное строительство
и капитальный ремонт и формируются на основе
базисного уровня сметной стоимости и дополнительных затрат
подрядных организаций, вызванных рыночными отношениями.
Дополнительные затраты подрядных организаций, сверх
базисной стоимости, учитываются при определении свободной
цены на строительную продукцию по расчетам, согласованным
с заказчиком. К таким затратам могут относиться:
1) удорожание материальных ресурсов, приобретаемых
по свободным оптовым ценам, устанавливаемым в соответствии
с Временным положением о порядке применения свободных
(рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-
технического назначения, товары народного потребления
и услуги;
2) снабженческо-сбытовые надбавки к свободным ценам
на материалы, изделия и конструкции (при реализации через
посредников и товарные биржи, исключая управления
производствено-технологической комплектации), которые не
должны превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость);
3) удорожание, связанное с применением государственных
регулируемых оптовых цен на продукцию топливно-энергетического
комплекса и тарифов на грузовые транспортные
перевозки и услуги;
4) уточнение заработной платы рабочих, занятых в строительном
производстве, определенное как разница между
заработной платой, исчисленной на основе сметной трудоемкости
(чел./дн.) и нормативной продолжительностью строительства
по данным проекта организации строительства;
5) уточнение структуры накладных расходов;
6) затраты на возмещение убытков жилищно-коммунального
хозяйства и содержание объектов социальной сферы
(детских лагерей и др.), не покрываемые установленной нормой
плановых накоплений;
7) затраты на расширенное воспроизводство основных
фондов, развитие и модернизацию материально-технической
базы для строительно-монтажных и ремонтно-строительных
организаций.
Дополнительные затраты, приведенные в п. 7, отражаются
в составе прочих затрат свободной цены на строительную
продукцию и свободного сметного расчета стоимости строительства
и определяются без начисления накладных расходов,
плановых накоплений и лимитированных затрат.
За итогом свободной цены на строительную продукцию и
сводного сметного расчета стоимости строительства приводятся
средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную
стоимость. Сумма этих средств показывается в
расчете отдельной строкой.
Учитывая нестабильность ценообразующих факторов в
условиях становления рыночных отношений, по решению
заказчика и подрядчика в особых условиях к договору подряда
рекомендуется предусмотреть пункт следующего содержания:
"Расчеты за выполненные строительно-монтажные и
ремонтно-строительные работы осуществляются по фактически
произведенным затратам с учетом выхода последующих
законодательных и нормативных актов, регулирующих
ценообразующие факторы".
При возникновении разногласий по уровню свободных
(договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика
отсутствует возможность в выборе другого подрядчика,
подрядные организации представляют необходимые расчетные
материалы, обосновывающие уровень этих цен.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню
свободной цены на строительную продукцию при заключении договоров подряда рассматриваются в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
Изложенный выше порядок определения свободных цен
на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы
рекомендуется применять всем организациям, независимо
от ведомственной подчиненности.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования
и сметного нормирования в строительстве была основана
на фиксированных, неизменных в течение длительного периода (до 20 лет) оптовых ценах, тарифах на энергоносители
и грузовые перевозки и других элементах, формирующих
стоимость строительной продукции. Эта система сохраняла
стабильный уровень сметных цен в строительстве и не
требовала кардинальных уточнений сметной документации.
Теперь, в условиях нерегулируемого рынка, неспадаю-
щей инфляции, определение сметной стоимости объектов
строительства осуществляется поэтапно:
1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО)
на предпроектной стадии разработки проекта.
В результате расчетов ТЭО определяется предварительная
сумма затрат по сооружению объекта на основе нормативов
удельных капитальных вложений.
2. На стадии разработки проектно-сметной документации.
В результате расчетов и использования сметных норм
проектировщики определяют сметную стоимость строительства
объекта, в том числе локальные и пообъектные сметы,
стоимость затрат на отдельные виды работ и сводный сметный
расчет стоимости строительства.
При определении сметной стоимости объекта принимаются
в расчет: прямые затраты ПЗ; накладные расходы HP;
плановые накопления ПН (сметная прибыль). Следовательно,
сметная цена (СЦ) строительной продукции (объекта) будет
выражена:
СЦ = ПЗ •^' HP + ПК
Сметная стоимость — основа для определения капитальных
вложений и формирования свободных (договорных) цен
на строительную продукцию.
В целях установления единого порядка определения договорных
цен на строительную продукцию Госстроем Российской
Федерации были разработаны и утверждены "Методические
рекомендации о порядке определения (договорных)
цен на строительную продукцию". Методические рекомендации
были согласованы с ведущими строительными концернами
и ассоциацией "Росстройзаказчик", осуществляющими строительство и капитальный ремонт на территории Российской
Федерации.
Рекомендуется следующий порядок определения свободных
(договорных) цен на строительную продукцию.
Свободные цены на строительную продукцию (выполнение
подрядных работ или оказание услуг) устанавливаются
инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе
при заключении договора подряда на капитальное строительство
и капитальный ремонт и формируются на основе
базисного уровня сметной стоимости и дополнительных затрат
подрядных организаций, вызванных рыночными отношениями.
Дополнительные затраты подрядных организаций, сверх
базисной стоимости, учитываются при определении свободной
цены на строительную продукцию по расчетам, согласованным
с заказчиком. К таким затратам могут относиться:
1) удорожание материальных ресурсов, приобретаемых
по свободным оптовым ценам, устанавливаемым в соответствии
с Временным положением о порядке применения свободных
(рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-
технического назначения, товары народного потребления
и услуги;
2) снабженческо-сбытовые надбавки к свободным ценам
на материалы, изделия и конструкции (при реализации через
посредников и товарные биржи, исключая управления
производствено-технологической комплектации), которые не
должны превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость);
3) удорожание, связанное с применением государственных
регулируемых оптовых цен на продукцию топливно-энергетического
комплекса и тарифов на грузовые транспортные
перевозки и услуги;
4) уточнение заработной платы рабочих, занятых в строительном
производстве, определенное как разница между
заработной платой, исчисленной на основе сметной трудоемкости
(чел./дн.) и нормативной продолжительностью строительства
по данным проекта организации строительства;
5) уточнение структуры накладных расходов;
6) затраты на возмещение убытков жилищно-коммунального
хозяйства и содержание объектов социальной сферы
(детских лагерей и др.), не покрываемые установленной нормой
плановых накоплений;
7) затраты на расширенное воспроизводство основных
фондов, развитие и модернизацию материально-технической
базы для строительно-монтажных и ремонтно-строительных
организаций.
Дополнительные затраты, приведенные в п. 7, отражаются
в составе прочих затрат свободной цены на строительную
продукцию и свободного сметного расчета стоимости строительства
и определяются без начисления накладных расходов,
плановых накоплений и лимитированных затрат.
За итогом свободной цены на строительную продукцию и
сводного сметного расчета стоимости строительства приводятся
средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную
стоимость. Сумма этих средств показывается в
расчете отдельной строкой.
Учитывая нестабильность ценообразующих факторов в
условиях становления рыночных отношений, по решению
заказчика и подрядчика в особых условиях к договору подряда
рекомендуется предусмотреть пункт следующего содержания:
"Расчеты за выполненные строительно-монтажные и
ремонтно-строительные работы осуществляются по фактически
произведенным затратам с учетом выхода последующих
законодательных и нормативных актов, регулирующих
ценообразующие факторы".
При возникновении разногласий по уровню свободных
(договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика
отсутствует возможность в выборе другого подрядчика,
подрядные организации представляют необходимые расчетные
материалы, обосновывающие уровень этих цен.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню
свободной цены на строительную продукцию при заключении договоров подряда рассматриваются в порядке, предусмотренном
действующим законодательством.
Изложенный выше порядок определения свободных цен
на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы
рекомендуется применять всем организациям, независимо
от ведомственной подчиненности.