§ 3. Расчеты за строительные работы и построенные объекты с применением свободных (договорных) цен

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 

Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования

и сметного нормирования в строительстве была основана

на фиксированных, неизменных в течение длительного периода (до 20 лет) оптовых ценах, тарифах на энергоносители

и грузовые перевозки и других элементах, формирующих

стоимость строительной продукции. Эта система сохраняла

стабильный уровень сметных цен в строительстве и не

требовала кардинальных уточнений сметной документации.

Теперь, в условиях нерегулируемого рынка, неспадаю-

щей инфляции, определение сметной стоимости объектов

строительства осуществляется поэтапно:

1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО)

на предпроектной стадии разработки проекта.

В результате расчетов ТЭО определяется предварительная

сумма затрат по сооружению объекта на основе нормативов

удельных капитальных вложений.

2. На стадии разработки проектно-сметной документации.

В результате расчетов и использования сметных норм

проектировщики определяют сметную стоимость строительства

объекта, в том числе локальные и пообъектные сметы,

стоимость затрат на отдельные виды работ и сводный сметный

расчет стоимости строительства.

При определении сметной стоимости объекта принимаются

в расчет: прямые затраты ПЗ; накладные расходы HP;

плановые накопления ПН (сметная прибыль). Следовательно,

сметная цена (СЦ) строительной продукции (объекта) будет

выражена:

СЦ = ПЗ •^' HP + ПК

Сметная стоимость — основа для определения капитальных

вложений и формирования свободных (договорных) цен

на строительную продукцию.

В целях установления единого порядка определения договорных

цен на строительную продукцию Госстроем Российской

Федерации были разработаны и утверждены "Методические

рекомендации о порядке определения (договорных)

цен на строительную продукцию". Методические рекомендации

были согласованы с ведущими строительными концернами

и ассоциацией "Росстройзаказчик", осуществляющими строительство и капитальный ремонт на территории Российской

Федерации.

Рекомендуется следующий порядок определения свободных

(договорных) цен на строительную продукцию.

Свободные цены на строительную продукцию (выполнение

подрядных работ или оказание услуг) устанавливаются

инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе

при заключении договора подряда на капитальное строительство

и капитальный ремонт и формируются на основе

базисного уровня сметной стоимости и дополнительных затрат

подрядных организаций, вызванных рыночными отношениями.

Дополнительные затраты подрядных организаций, сверх

базисной стоимости, учитываются при определении свободной

цены на строительную продукцию по расчетам, согласованным

с заказчиком. К таким затратам могут относиться:

1) удорожание материальных ресурсов, приобретаемых

по свободным оптовым ценам, устанавливаемым в соответствии

с Временным положением о порядке применения свободных

(рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-

технического назначения, товары народного потребления

и услуги;

2) снабженческо-сбытовые надбавки к свободным ценам

на материалы, изделия и конструкции (при реализации через

посредников и товарные биржи, исключая управления

производствено-технологической комплектации), которые не

должны превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость);

3) удорожание, связанное с применением государственных

регулируемых оптовых цен на продукцию топливно-энергетического

комплекса и тарифов на грузовые транспортные

перевозки и услуги;

4) уточнение заработной платы рабочих, занятых в строительном

производстве, определенное как разница между

заработной платой, исчисленной на основе сметной трудоемкости

(чел./дн.) и нормативной продолжительностью строительства

по данным проекта организации строительства;

5) уточнение структуры накладных расходов;

6) затраты на возмещение убытков жилищно-коммунального

хозяйства и содержание объектов социальной сферы

(детских лагерей и др.), не покрываемые установленной нормой

плановых накоплений;

7) затраты на расширенное воспроизводство основных

фондов, развитие и модернизацию материально-технической

базы для строительно-монтажных и ремонтно-строительных

организаций.

Дополнительные затраты, приведенные в п. 7, отражаются

в составе прочих затрат свободной цены на строительную

продукцию и свободного сметного расчета стоимости строительства

и определяются без начисления накладных расходов,

плановых накоплений и лимитированных затрат.

За итогом свободной цены на строительную продукцию и

сводного сметного расчета стоимости строительства приводятся

средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную

стоимость. Сумма этих средств показывается в

расчете отдельной строкой.

Учитывая нестабильность ценообразующих факторов в

условиях становления рыночных отношений, по решению

заказчика и подрядчика в особых условиях к договору подряда

рекомендуется предусмотреть пункт следующего содержания:

"Расчеты за выполненные строительно-монтажные и

ремонтно-строительные работы осуществляются по фактически

произведенным затратам с учетом выхода последующих

законодательных и нормативных актов, регулирующих

ценообразующие факторы".

При возникновении разногласий по уровню свободных

(договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика

отсутствует возможность в выборе другого подрядчика,

подрядные организации представляют необходимые расчетные

материалы, обосновывающие уровень этих цен.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню

свободной цены на строительную продукцию при заключении договоров подряда рассматриваются в порядке, предусмотренном

действующим законодательством.

Изложенный выше порядок определения свободных цен

на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы

рекомендуется применять всем организациям, независимо

от ведомственной подчиненности.

Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования

и сметного нормирования в строительстве была основана

на фиксированных, неизменных в течение длительного периода (до 20 лет) оптовых ценах, тарифах на энергоносители

и грузовые перевозки и других элементах, формирующих

стоимость строительной продукции. Эта система сохраняла

стабильный уровень сметных цен в строительстве и не

требовала кардинальных уточнений сметной документации.

Теперь, в условиях нерегулируемого рынка, неспадаю-

щей инфляции, определение сметной стоимости объектов

строительства осуществляется поэтапно:

1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО)

на предпроектной стадии разработки проекта.

В результате расчетов ТЭО определяется предварительная

сумма затрат по сооружению объекта на основе нормативов

удельных капитальных вложений.

2. На стадии разработки проектно-сметной документации.

В результате расчетов и использования сметных норм

проектировщики определяют сметную стоимость строительства

объекта, в том числе локальные и пообъектные сметы,

стоимость затрат на отдельные виды работ и сводный сметный

расчет стоимости строительства.

При определении сметной стоимости объекта принимаются

в расчет: прямые затраты ПЗ; накладные расходы HP;

плановые накопления ПН (сметная прибыль). Следовательно,

сметная цена (СЦ) строительной продукции (объекта) будет

выражена:

СЦ = ПЗ •^' HP + ПК

Сметная стоимость — основа для определения капитальных

вложений и формирования свободных (договорных) цен

на строительную продукцию.

В целях установления единого порядка определения договорных

цен на строительную продукцию Госстроем Российской

Федерации были разработаны и утверждены "Методические

рекомендации о порядке определения (договорных)

цен на строительную продукцию". Методические рекомендации

были согласованы с ведущими строительными концернами

и ассоциацией "Росстройзаказчик", осуществляющими строительство и капитальный ремонт на территории Российской

Федерации.

Рекомендуется следующий порядок определения свободных

(договорных) цен на строительную продукцию.

Свободные цены на строительную продукцию (выполнение

подрядных работ или оказание услуг) устанавливаются

инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе

при заключении договора подряда на капитальное строительство

и капитальный ремонт и формируются на основе

базисного уровня сметной стоимости и дополнительных затрат

подрядных организаций, вызванных рыночными отношениями.

Дополнительные затраты подрядных организаций, сверх

базисной стоимости, учитываются при определении свободной

цены на строительную продукцию по расчетам, согласованным

с заказчиком. К таким затратам могут относиться:

1) удорожание материальных ресурсов, приобретаемых

по свободным оптовым ценам, устанавливаемым в соответствии

с Временным положением о порядке применения свободных

(рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-

технического назначения, товары народного потребления

и услуги;

2) снабженческо-сбытовые надбавки к свободным ценам

на материалы, изделия и конструкции (при реализации через

посредников и товарные биржи, исключая управления

производствено-технологической комплектации), которые не

должны превышать 25% (с налогом на добавленную стоимость);

3) удорожание, связанное с применением государственных

регулируемых оптовых цен на продукцию топливно-энергетического

комплекса и тарифов на грузовые транспортные

перевозки и услуги;

4) уточнение заработной платы рабочих, занятых в строительном

производстве, определенное как разница между

заработной платой, исчисленной на основе сметной трудоемкости

(чел./дн.) и нормативной продолжительностью строительства

по данным проекта организации строительства;

5) уточнение структуры накладных расходов;

6) затраты на возмещение убытков жилищно-коммунального

хозяйства и содержание объектов социальной сферы

(детских лагерей и др.), не покрываемые установленной нормой

плановых накоплений;

7) затраты на расширенное воспроизводство основных

фондов, развитие и модернизацию материально-технической

базы для строительно-монтажных и ремонтно-строительных

организаций.

Дополнительные затраты, приведенные в п. 7, отражаются

в составе прочих затрат свободной цены на строительную

продукцию и свободного сметного расчета стоимости строительства

и определяются без начисления накладных расходов,

плановых накоплений и лимитированных затрат.

За итогом свободной цены на строительную продукцию и

сводного сметного расчета стоимости строительства приводятся

средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную

стоимость. Сумма этих средств показывается в

расчете отдельной строкой.

Учитывая нестабильность ценообразующих факторов в

условиях становления рыночных отношений, по решению

заказчика и подрядчика в особых условиях к договору подряда

рекомендуется предусмотреть пункт следующего содержания:

"Расчеты за выполненные строительно-монтажные и

ремонтно-строительные работы осуществляются по фактически

произведенным затратам с учетом выхода последующих

законодательных и нормативных актов, регулирующих

ценообразующие факторы".

При возникновении разногласий по уровню свободных

(договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика

отсутствует возможность в выборе другого подрядчика,

подрядные организации представляют необходимые расчетные

материалы, обосновывающие уровень этих цен.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню

свободной цены на строительную продукцию при заключении договоров подряда рассматриваются в порядке, предусмотренном

действующим законодательством.

Изложенный выше порядок определения свободных цен

на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы

рекомендуется применять всем организациям, независимо

от ведомственной подчиненности.