§ 4. Формирование и классификация подрядных строительных организаций

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 

Для выполнения подрядных строительно-монтажных работ

в стране создаются постоянно действующие хозрасчетные

строительные организации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть первая),

принятым Государственной Думой России 21 октября

1994 г., в Российской Федерации могут создаваться и действовать

организации и предприятия, в том числе строительные,

любой формы собственности. В частности, Гражданским кодексом

РФ предусмотрено, что в Российской Федерации могут

создаваться и действовать государственные и муниципальные

унитарные предприятия, производственные кооперативы,

акционерные общества и иные коммерческие организации,

в том числе частные. В РФ могут создаваться и действовать

предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной

и государственной собственности, а также собственности

общественных организаций, иностранных государств,

юридических лиц.

До 1992 г. в России функционировали строительные министерства,

которые осуществляли руководство строительными

и строительно-монтажными организациями, находящимися

в их подчинении. Так, на территории России в свое время

были образованы следующие строительные министерства:

Мршистерство строительства в северных и западных районах

(Минсевзапстрой СССР); Министерство строительства в южных

районах (Минюгстрой); Министерство строительства в

районах Урала и Западной Сибири (Минуралсибстрой); Министерство

строительства в восточных районах (Минвосток-

строй). Министерства осуществляли руководство строительством

на соответствующих территориях. Заказчиками строек

могли выступать любые отрасли.

Кроме указанных министерств, были Министерство монтажных

и специализированных строительных работ (Минтяж-

спецстрой); Министерство транспортного строительства (Мин-

трансстрой); Министерство промышленности строительных

материалов. Деятельность этих министерств распространялась

на всю территорию страны.

Были отдельные организации, специализирующиеся на

строительстве объектов отраслевого профиля. К ним относятся

строительные организации, ведущие строительство

ТЭЦ, ГЭС, АЭС и крупных линий электропередачи, предприятий

нефтяной и газовой промышленности. Строительные

организации отраслевого профиля входили в состав Министерства

энергетики и электрификации (Минэнерго), Министерства

строительства предприятий нефтяной и газовой

промышленности. Министерства мелиорации и водного хозяйства.

В 1992 году была утверждена подготовленная Правительством

России Государственная программа приватизации государственных

и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Согласно этой Программе государственные строительные

предприятия (организации) в значительной части

приватизированы в 1992—1993 гг.

В 1992—1993 гг. строительные министерства реорганизовались

в акционерные общества: "Россевзапстрой", "Росюг-

строй", "Росвостокстрой", "Росстром", "Росгражданреконст-

рукция", Нечерноземагропромстрой", "Санкт-Петербургская

строительная корпорация", "Роснефтегазстрой".

После реорганизации республиканских строительных

министерств и создания в 1992—1993 гг. российских акционерных

обществ в строительстве создаются предпринимательские

организации и предприятия различных форм собственности.

Статус (правовое положение) строительного предприятия

или фирмы зависит от способа формирования капитала

(государственный, кооперативный, акционерный, паевой,

частный), от принципов принятия управленческих решений

(учредитель, собрание пайщиков, акционеров, собственник)

и от формы распределения прибыли.

Многообразные условия строительства и его специфика

не позволяют однозначно решать вопросы создания строительных

организаций. Однако первичным звеном во всех случаях

являются хозрасчетные строительные управления (СУ),

строительно-монтажные управления (СМУ), строительные кооперативы,

фирмы, акционерные общества, передвижные

механизированные колонны (ПМК), строительные поезда и

др. Строительные организации объединяются в тресты.

Строительные организации в народном хозяйстве России,

объединения, АО классифицируют по ряду признаков:

1) по форме собственности (см. таблицу 5.5); 2) по характеру

выполняемых работ; 3) по району деятельности.

По характеру выполняемых работ строительные организации

подразделяются на: а) общестроительные организации,

занятые выполнением общестроительных работ и б) специализированные

организации, выполняющие только отдельные

виды строительно-монтажных работ.

По району деятельности строительные организации подразделяются

на: а) городские строительные организации,

осуществляющие работы в одном городе; б) тресты-площадки,

ведущие работы на одной строительной площадке; в) территориальные

строительные организации, осуществляющие

работы в разных пунктах определенного района, области,

края, республики.

Организационная структура строительных организаций

определяется масштабами специализации, комбинирования,

концентрации строительного производства.

Специализация представляет собой одну из форм общественного

разделения труда. Сущность специализации заключается

в сосредоточении производства на изготовлении определенного

вида изделий или выполнении однородных видов

работ.

Для строительства характерны два направления специализации:

отраслевая и технологрхческая.

Отраслевая специализация (предметная) заключается в

том, что строительная организация специализируется на сооружении

объектов для определенной отрасли народного хозяйства

или сферы (например, жилых зданий, каналов, шоссейных

дорог, теплосетей, железнодорожного строительства и др.).

Технологическая специализация заключается в том, что

строительная организация выполняет однородные виды отделочных,

санитарно-технических, по монтажу металлоконструкций,

электромонтажных работ.

Комбинирование в строительстве заключается в объединении

нескольких организаций и создании комбинатов, например,

в жилищном строительстве образование домостроительных

комбинатов (ДСК).

Комбинаты — прогрессивная форма управления строительством.

Внутри комбината сохраняется специализация его организационных

структур (заводов, цехов). Одни структуры специализируются

на изготовлении блоков и панелей, другие —

на монтаже конструкций, третьи — на отделке зданий, четвертые

— на внутренней отделке и оборудовании и т. п.

Концентрация производства является одной из прогрессивных

форм организации общественного производства и вместе

с тем общеэкономическим законом.

Сущность процесса концентрации производства заключается

в сосредоточении производства на крупных предприятиях.

Следовательно, этот процесс связан с укреплением предприятий.

Концентрация обеспечивается сосредоточением денежных

и материальных средств, трудовых ресурсов на ограниченном

количестве строек, объектов.

В строительстве имеют место организационно-хозяйственная

и территориальная формы концентрации.

Организационно-хозяйственная полнее всего проявляется

при создании промышленно-строительных комбинатов,

территориальная — на примере строительства промышленных

узлов, а также объединения строительных организаций

в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге).

Для выполнения подрядных строительно-монтажных работ

в стране создаются постоянно действующие хозрасчетные

строительные организации.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть первая),

принятым Государственной Думой России 21 октября

1994 г., в Российской Федерации могут создаваться и действовать

организации и предприятия, в том числе строительные,

любой формы собственности. В частности, Гражданским кодексом

РФ предусмотрено, что в Российской Федерации могут

создаваться и действовать государственные и муниципальные

унитарные предприятия, производственные кооперативы,

акционерные общества и иные коммерческие организации,

в том числе частные. В РФ могут создаваться и действовать

предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной

и государственной собственности, а также собственности

общественных организаций, иностранных государств,

юридических лиц.

До 1992 г. в России функционировали строительные министерства,

которые осуществляли руководство строительными

и строительно-монтажными организациями, находящимися

в их подчинении. Так, на территории России в свое время

были образованы следующие строительные министерства:

Мршистерство строительства в северных и западных районах

(Минсевзапстрой СССР); Министерство строительства в южных

районах (Минюгстрой); Министерство строительства в

районах Урала и Западной Сибири (Минуралсибстрой); Министерство

строительства в восточных районах (Минвосток-

строй). Министерства осуществляли руководство строительством

на соответствующих территориях. Заказчиками строек

могли выступать любые отрасли.

Кроме указанных министерств, были Министерство монтажных

и специализированных строительных работ (Минтяж-

спецстрой); Министерство транспортного строительства (Мин-

трансстрой); Министерство промышленности строительных

материалов. Деятельность этих министерств распространялась

на всю территорию страны.

Были отдельные организации, специализирующиеся на

строительстве объектов отраслевого профиля. К ним относятся

строительные организации, ведущие строительство

ТЭЦ, ГЭС, АЭС и крупных линий электропередачи, предприятий

нефтяной и газовой промышленности. Строительные

организации отраслевого профиля входили в состав Министерства

энергетики и электрификации (Минэнерго), Министерства

строительства предприятий нефтяной и газовой

промышленности. Министерства мелиорации и водного хозяйства.

В 1992 году была утверждена подготовленная Правительством

России Государственная программа приватизации государственных

и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Согласно этой Программе государственные строительные

предприятия (организации) в значительной части

приватизированы в 1992—1993 гг.

В 1992—1993 гг. строительные министерства реорганизовались

в акционерные общества: "Россевзапстрой", "Росюг-

строй", "Росвостокстрой", "Росстром", "Росгражданреконст-

рукция", Нечерноземагропромстрой", "Санкт-Петербургская

строительная корпорация", "Роснефтегазстрой".

После реорганизации республиканских строительных

министерств и создания в 1992—1993 гг. российских акционерных

обществ в строительстве создаются предпринимательские

организации и предприятия различных форм собственности.

Статус (правовое положение) строительного предприятия

или фирмы зависит от способа формирования капитала

(государственный, кооперативный, акционерный, паевой,

частный), от принципов принятия управленческих решений

(учредитель, собрание пайщиков, акционеров, собственник)

и от формы распределения прибыли.

Многообразные условия строительства и его специфика

не позволяют однозначно решать вопросы создания строительных

организаций. Однако первичным звеном во всех случаях

являются хозрасчетные строительные управления (СУ),

строительно-монтажные управления (СМУ), строительные кооперативы,

фирмы, акционерные общества, передвижные

механизированные колонны (ПМК), строительные поезда и

др. Строительные организации объединяются в тресты.

Строительные организации в народном хозяйстве России,

объединения, АО классифицируют по ряду признаков:

1) по форме собственности (см. таблицу 5.5); 2) по характеру

выполняемых работ; 3) по району деятельности.

По характеру выполняемых работ строительные организации

подразделяются на: а) общестроительные организации,

занятые выполнением общестроительных работ и б) специализированные

организации, выполняющие только отдельные

виды строительно-монтажных работ.

По району деятельности строительные организации подразделяются

на: а) городские строительные организации,

осуществляющие работы в одном городе; б) тресты-площадки,

ведущие работы на одной строительной площадке; в) территориальные

строительные организации, осуществляющие

работы в разных пунктах определенного района, области,

края, республики.

Организационная структура строительных организаций

определяется масштабами специализации, комбинирования,

концентрации строительного производства.

Специализация представляет собой одну из форм общественного

разделения труда. Сущность специализации заключается

в сосредоточении производства на изготовлении определенного

вида изделий или выполнении однородных видов

работ.

Для строительства характерны два направления специализации:

отраслевая и технологрхческая.

Отраслевая специализация (предметная) заключается в

том, что строительная организация специализируется на сооружении

объектов для определенной отрасли народного хозяйства

или сферы (например, жилых зданий, каналов, шоссейных

дорог, теплосетей, железнодорожного строительства и др.).

Технологическая специализация заключается в том, что

строительная организация выполняет однородные виды отделочных,

санитарно-технических, по монтажу металлоконструкций,

электромонтажных работ.

Комбинирование в строительстве заключается в объединении

нескольких организаций и создании комбинатов, например,

в жилищном строительстве образование домостроительных

комбинатов (ДСК).

Комбинаты — прогрессивная форма управления строительством.

Внутри комбината сохраняется специализация его организационных

структур (заводов, цехов). Одни структуры специализируются

на изготовлении блоков и панелей, другие —

на монтаже конструкций, третьи — на отделке зданий, четвертые

— на внутренней отделке и оборудовании и т. п.

Концентрация производства является одной из прогрессивных

форм организации общественного производства и вместе

с тем общеэкономическим законом.

Сущность процесса концентрации производства заключается

в сосредоточении производства на крупных предприятиях.

Следовательно, этот процесс связан с укреплением предприятий.

Концентрация обеспечивается сосредоточением денежных

и материальных средств, трудовых ресурсов на ограниченном

количестве строек, объектов.

В строительстве имеют место организационно-хозяйственная

и территориальная формы концентрации.

Организационно-хозяйственная полнее всего проявляется

при создании промышленно-строительных комбинатов,

территориальная — на примере строительства промышленных

узлов, а также объединения строительных организаций

в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге).