§ 1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных

(денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными

инвесторами, а также зарубежными филиалами

российских юридических лиц в объекты предпринимательской

и других видов деятельности на территории России с целью

получения последующего дохода.

Инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и

прочие.

Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные юридическими

или физическими лицами, полностью владеющими

предприятием или контролирующими не менее 10% акций

или акционерного (складочного) капитала предприятия.

Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев,

облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Она

составляет менее 10% в уставном (складочном) капитале предприятия.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых

и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты,

кредиты правительств иностранных государств под гарантии

Правительства Российской Федерации (кредиты международных

финансовых организаций и т. п.), банковские вклады.

В теории и государственной статистике выделяют инвестиции

в основной капитал (в основные фонды) и финансовые

инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный

капитал).

Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение

иностранных инвестиций в экономику России.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в

российскую экономику объясняется следующими основными

обстоятельствами:

1. За годы экономических (рыночных) реформ промышленное

производство в Российской Федерации значительно

сократилось (табл. 17.1). Продолжительное время наблюдается

упадок. В 2004 году промьппленное производство сократилось

и составило 70% того объема, который был до реформ

(в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары

для народа) — лишь 14% производства от того уровня, который

был до реформ.

Таблица 17.1

Динамика промышленного производства по отраслям

промышленности Российской Федерации за 1990—2003 гг.^ (%)

Отрасли

1 промышленности

1 Вся промышленность

1 Электроэнергетика

1 Нефтедобывающая

1 Газовая

1 Угольная

1 Черная металлургия

1 Цветная металлургия

Химическая промышлен-

1ность

1 Нефтехимическая

Машиностроение

Лесная, деревообрабатывающая

и целлюлозно-

бумажная промышленность

1990 г.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

1995 г.

50

80

69

87

74

59

55

49

42

39

44

2000 г.

57

76

72

89

76

70

68

60

52

46

45

2001 г.

' 60

77

78

89

80

70

71

64

57

49

46

2002 г.

62

77

85

92

77

72

76

65

57

50

47

2003 г.

66

77

94

97

83

79

80

67

62

54

48

2004 г.

70

78

102

99

88

83

83

73

65

61

50

Окончание табл. 17.1

Отрасли

1 промышленности

Промышленность строительных

материалов

Легкая промышленность

Кожевенная, меховая и

обувная промышленность

Пищевая промышленность

Рыбная промышленность

1990 г.

100

100

100

100

100

1995 г.

44

18

19

52

59

2000 г.

36

16

14

55

72

2001 г.

38

16

13

60

71

2002 г.

40

16

14

63

65

2003 г.

42

15

14

67

64

2004 г.

44

14

14

69

62

Сокращение промышленного производства произошло

почти по всем отраслям экономики России.

2. С помош;ью иностранных инвестиций государство намерено

приостановить упадок промышленного производства

в стране, возникший проведением непродуманных рыночных

реформ.

3. Одной из главных причин упадка промышленного производства

в ряде отраслей стала большая степень износа основных

производственных фондов, падения их производительности.

4. Основные фонды отраслей промышленности России,

по состоянию на начало 2004 года, оказались изношенными

на 43%, на крайне низком уровне коэффициент обновления

(табл. 17.2).

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные

инвестиции как фактор:

1) ускорения техни:ческого и экономического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) подготовки кадров, отвечаюыцих требованиям рыночной

экономики.

Таблица 17,2

Степень износа основных фондов и коэффициент

обновления основных фондов в РФ

(на начало года, в процентах)^

1 Степень износа

1 Все основные фонды

В том числе:

промышленность

Коэффициент обновления

(ввод в действие

основных фондов

в процентах от наличия

основных фондов

на конец года в сопоставимых

ценах)

1992 г.

40,6

46,8

2,8

1995 г.

38,6

47,9

1,3

2000 г.

39,4

51,6

1,3

2001 г.

41,2

52,3

1,5

2002 г.

44,0

54,0

1,5

2003 г.

42,2

52,7

1,5

2004 г.

43,0

52,8

1,7

Для нормализации российской экономики в ближайшие

5—7 лет, по оценке американской консалтинговой компании

"Энрют и Янг", нужно привлечь 200—300 млрд долл., для преодоления

кризисных явлений потребуется 100—140 млрд долл.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности

России придется конкурировать за более скромный объем

инвестиционного капитала — где-то в пределах 10 млрд долл.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той

или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного

климата.

Политическая и экономическая нестабильность, разгул

преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют

крайне низкий рейтинг РОССРШ у западных организаций,

занимающихся сравнительным анализом условий для

инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

Из-за спада производства и накоплений страна испытывает

недостаток собственных средств для финансирования

капитальных вложений в основные фонды.

Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных

(денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными

инвесторами, а также зарубежными филиалами

российских юридических лиц в объекты предпринимательской

и других видов деятельности на территории России с целью

получения последующего дохода.

Инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и

прочие.

Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные юридическими

или физическими лицами, полностью владеющими

предприятием или контролирующими не менее 10% акций

или акционерного (складочного) капитала предприятия.

Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев,

облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Она

составляет менее 10% в уставном (складочном) капитале предприятия.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых

и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты,

кредиты правительств иностранных государств под гарантии

Правительства Российской Федерации (кредиты международных

финансовых организаций и т. п.), банковские вклады.

В теории и государственной статистике выделяют инвестиции

в основной капитал (в основные фонды) и финансовые

инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный

капитал).

Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение

иностранных инвестиций в экономику России.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в

российскую экономику объясняется следующими основными

обстоятельствами:

1. За годы экономических (рыночных) реформ промышленное

производство в Российской Федерации значительно

сократилось (табл. 17.1). Продолжительное время наблюдается

упадок. В 2004 году промьппленное производство сократилось

и составило 70% того объема, который был до реформ

(в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары

для народа) — лишь 14% производства от того уровня, который

был до реформ.

Таблица 17.1

Динамика промышленного производства по отраслям

промышленности Российской Федерации за 1990—2003 гг.^ (%)

Отрасли

1 промышленности

1 Вся промышленность

1 Электроэнергетика

1 Нефтедобывающая

1 Газовая

1 Угольная

1 Черная металлургия

1 Цветная металлургия

Химическая промышлен-

1ность

1 Нефтехимическая

Машиностроение

Лесная, деревообрабатывающая

и целлюлозно-

бумажная промышленность

1990 г.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

1995 г.

50

80

69

87

74

59

55

49

42

39

44

2000 г.

57

76

72

89

76

70

68

60

52

46

45

2001 г.

' 60

77

78

89

80

70

71

64

57

49

46

2002 г.

62

77

85

92

77

72

76

65

57

50

47

2003 г.

66

77

94

97

83

79

80

67

62

54

48

2004 г.

70

78

102

99

88

83

83

73

65

61

50

Окончание табл. 17.1

Отрасли

1 промышленности

Промышленность строительных

материалов

Легкая промышленность

Кожевенная, меховая и

обувная промышленность

Пищевая промышленность

Рыбная промышленность

1990 г.

100

100

100

100

100

1995 г.

44

18

19

52

59

2000 г.

36

16

14

55

72

2001 г.

38

16

13

60

71

2002 г.

40

16

14

63

65

2003 г.

42

15

14

67

64

2004 г.

44

14

14

69

62

Сокращение промышленного производства произошло

почти по всем отраслям экономики России.

2. С помош;ью иностранных инвестиций государство намерено

приостановить упадок промышленного производства

в стране, возникший проведением непродуманных рыночных

реформ.

3. Одной из главных причин упадка промышленного производства

в ряде отраслей стала большая степень износа основных

производственных фондов, падения их производительности.

4. Основные фонды отраслей промышленности России,

по состоянию на начало 2004 года, оказались изношенными

на 43%, на крайне низком уровне коэффициент обновления

(табл. 17.2).

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные

инвестиции как фактор:

1) ускорения техни:ческого и экономического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) подготовки кадров, отвечаюыцих требованиям рыночной

экономики.

Таблица 17,2

Степень износа основных фондов и коэффициент

обновления основных фондов в РФ

(на начало года, в процентах)^

1 Степень износа

1 Все основные фонды

В том числе:

промышленность

Коэффициент обновления

(ввод в действие

основных фондов

в процентах от наличия

основных фондов

на конец года в сопоставимых

ценах)

1992 г.

40,6

46,8

2,8

1995 г.

38,6

47,9

1,3

2000 г.

39,4

51,6

1,3

2001 г.

41,2

52,3

1,5

2002 г.

44,0

54,0

1,5

2003 г.

42,2

52,7

1,5

2004 г.

43,0

52,8

1,7

Для нормализации российской экономики в ближайшие

5—7 лет, по оценке американской консалтинговой компании

"Энрют и Янг", нужно привлечь 200—300 млрд долл., для преодоления

кризисных явлений потребуется 100—140 млрд долл.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности

России придется конкурировать за более скромный объем

инвестиционного капитала — где-то в пределах 10 млрд долл.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той

или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного

климата.

Политическая и экономическая нестабильность, разгул

преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют

крайне низкий рейтинг РОССРШ у западных организаций,

занимающихся сравнительным анализом условий для

инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

Из-за спада производства и накоплений страна испытывает

недостаток собственных средств для финансирования

капитальных вложений в основные фонды.