§ 3 Прямое и особое государственное регулирование инвестиционной деятельности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110
Прямое государственное регулирование инвестиционной
деятельности осуществляется в основном путем направления
финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых
программ и на другие федеральные нужды, определяемые в
порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды
предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных
инвестиционных программах как государственные централизованные
капитальные вложения.
Государственные централизованные капитальные вложения
— это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство
основных фондов за счет финансовых средств
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Приоритетные направления, для которых необходима
государственная поддержка в финансировании инвестиционных
проектов за счет средств федерального бюджета, определяются
Министерством экономического развития и торговли
РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и
других федеральных органов исполнительной власти, в том
числе на жилищное строительство.
Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная.
Проблема жилья остается острой для многочисленного
не только бедного, но и среднего слоев населения.
На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей
жилой площади, в то время как в Европе — 50—60 кв. м
на человека. Главная трудность — это недостаток средств на
финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета — ограниченно.
Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно.
Кредиты коммерческих банков — дороги.
Таким образом, формы деятельности органов государственной
власти в области прямого регулирования инвестиций
заключаются в следующем:
1) выделение средств на капитальные вложения из государственного
бюджета;
2) на практике прямым регулирующим воздействием на
инвестирование считается предоставление финансовой помощи
в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов
на развитие отдельных регионов, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается
и путем проведения кредитной политики, политики
ценообразования, амортизационной политики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных
строительных программ;
5) разработка и проведение единой государственной научно-
технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью
налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации,
регулирования учетной ставки банковского кредита.
Важным методом прямого государственного регулирования
инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением
государственных технических регламентов и норм,
обязательных для всех предприятий и организаций, независимо
от формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной
деятельности является экспертиза инвестиционных проектов.
Порядок государственной экспертизы и утверждения
инвестиционных проектов устанавливаются Градостроительным
кодексом РФ и Правительством России.
Государственное регулирование градостроительной деятельности,
согласно Градостроительному кодексу и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами,
основывается на следующих принципах:
• осуществление строительства на основе документов
территориального планирования и правил землепользования
и застройки;
• ответственность органов государственной власти РФ,
органов субъектов РФ и органов местного самоуправления за
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• осуществление градостроительной деятельности с соблюдением
требований: технических регламентов, безопасности
территорий, инженерно-технических требований, требований
гражданской обороны, обеспечения предупреждения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
охраны окружающей среды и экономической безопасности;
сохранения объектов культурного наследия и особо
охраняемых природных территорий.
Регулирование градостроительной деятельности в субъектах
РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-
Петербурге, осуществляемой с учетом особенностей, предусмотренных
гл. 9 ГсК РФ.
Инвестиционная деятельность в капитальном строительстве
может осуществляться во всех сферах экономической
деятельности и применима в отношении любых объектов. В
то же время исключительной инвестиционной деятельностью
государства являются объекты, связанные с обороной,
созданием космических систем, федеральных систем связи и
информации, железнодорожного, морского, а также магистрального
трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность
государства по этим объектам отражена в Государственных
инвестиционных программах.
Инвестиционные проекты целевых программ наиболее
важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются
населением регионов, чьи интересы затрагиваются
при их реализации.
Прямое государственное регулирование инвестиционной
деятельности осуществляется в основном путем направления
финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых
программ и на другие федеральные нужды, определяемые в
порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды
предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных
инвестиционных программах как государственные централизованные
капитальные вложения.
Государственные централизованные капитальные вложения
— это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство
основных фондов за счет финансовых средств
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Приоритетные направления, для которых необходима
государственная поддержка в финансировании инвестиционных
проектов за счет средств федерального бюджета, определяются
Министерством экономического развития и торговли
РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и
других федеральных органов исполнительной власти, в том
числе на жилищное строительство.
Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная.
Проблема жилья остается острой для многочисленного
не только бедного, но и среднего слоев населения.
На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей
жилой площади, в то время как в Европе — 50—60 кв. м
на человека. Главная трудность — это недостаток средств на
финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета — ограниченно.
Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно.
Кредиты коммерческих банков — дороги.
Таким образом, формы деятельности органов государственной
власти в области прямого регулирования инвестиций
заключаются в следующем:
1) выделение средств на капитальные вложения из государственного
бюджета;
2) на практике прямым регулирующим воздействием на
инвестирование считается предоставление финансовой помощи
в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов
на развитие отдельных регионов, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается
и путем проведения кредитной политики, политики
ценообразования, амортизационной политики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных
строительных программ;
5) разработка и проведение единой государственной научно-
технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью
налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации,
регулирования учетной ставки банковского кредита.
Важным методом прямого государственного регулирования
инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением
государственных технических регламентов и норм,
обязательных для всех предприятий и организаций, независимо
от формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной
деятельности является экспертиза инвестиционных проектов.
Порядок государственной экспертизы и утверждения
инвестиционных проектов устанавливаются Градостроительным
кодексом РФ и Правительством России.
Государственное регулирование градостроительной деятельности,
согласно Градостроительному кодексу и издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами,
основывается на следующих принципах:
• осуществление строительства на основе документов
территориального планирования и правил землепользования
и застройки;
• ответственность органов государственной власти РФ,
органов субъектов РФ и органов местного самоуправления за
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• осуществление градостроительной деятельности с соблюдением
требований: технических регламентов, безопасности
территорий, инженерно-технических требований, требований
гражданской обороны, обеспечения предупреждения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
охраны окружающей среды и экономической безопасности;
сохранения объектов культурного наследия и особо
охраняемых природных территорий.
Регулирование градостроительной деятельности в субъектах
РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-
Петербурге, осуществляемой с учетом особенностей, предусмотренных
гл. 9 ГсК РФ.
Инвестиционная деятельность в капитальном строительстве
может осуществляться во всех сферах экономической
деятельности и применима в отношении любых объектов. В
то же время исключительной инвестиционной деятельностью
государства являются объекты, связанные с обороной,
созданием космических систем, федеральных систем связи и
информации, железнодорожного, морского, а также магистрального
трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность
государства по этим объектам отражена в Государственных
инвестиционных программах.
Инвестиционные проекты целевых программ наиболее
важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются
населением регионов, чьи интересы затрагиваются
при их реализации.