2.4. «ТРЕТИЙ» РЫНОК
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61
Неотъемлемой частью внебиржевого вторичного фондового
рынка, помимо NASDAQ, является так называемый «третий» рынок
(third market), на котором обращаются, как правило, большие объемы
акций корпораций, прошедших листинг на ведущих биржах (NYSE и т.п.).
«Третьим» он называется потому, что NYSE и АМЕХ закрепили за собой
право называться первым и вторым рынками ценных бумаг в США.
Этот рынок возник в начале 70-х гг. XX в. для сокращения комиссионных
выплат при размещении крупных блоков ценных бумаг.
Изначально с этой целью инвесторы стремились осуществить сделку
через брокера, не являющегося членом биржи. До 1970-х гг. найти такого
брокера было сложно, так как брокеры с местом на NYSE обязаны
были осуществлять сделки со всеми акциями, торгующимися на бирже,
только в ее стенах и взимать за свои услуги фиксированные комиссионные.
Эта проблема была решена в два этапа. Сначала в 1976 г. членам
NYSE было разрешено выполнять заявки институциональных инвесторов
по акциям, обращающимся на бирже и на «третьем» рынке, только
не в роли маркет-мейкеров. Затем в 1979 г. Комиссия по ценным бумагам
и биржам разрешила компаниям с местом на NYSE быть маркет-
мейкерами на «третьем» рынке.
Потребность в существовании «третьего» рынка для обслуживания
крупных клиентов несет в себе глубокий экономический смысл,
поскольку предотвращает возможность обвала рынка при выбросе на
него большого пакета акций единовременно и гарантирует продажу актива
в максимально сжатые сроки (а не частями и не в несколько этапов).
В таком случае брокер может предпринять следующие варианты
действий:
— найти покупателя на весь блок или на большую его часть;
— связаться с корпорацией, чьи акции продает, и предложить
ей выкупить этот блок;
— обратиться к специалисту на бирже по этому виду акций или
к маркет-мейкеру на внебиржевом рынке. Маркет-мейкер может обратиться
к своим коллегам, выполняющим заказы крупных финансовых
учреждений, а также приобрести часть блока себе за свой счет;
— приобрести часть блока для себя, выступая в роли дилера.
Дальнейшая эволюция компьютерных сетей и электронных систем
привела к появлению на «третьем» рынке ECN, с помощью которых
на «третьем» рынке появились автоматические системы синхронной
продажи и покупки больших партий акций, что позволило им в конечном
итоге выделиться в самостоятельный «четвертый» рынок.
Неотъемлемой частью внебиржевого вторичного фондового
рынка, помимо NASDAQ, является так называемый «третий» рынок
(third market), на котором обращаются, как правило, большие объемы
акций корпораций, прошедших листинг на ведущих биржах (NYSE и т.п.).
«Третьим» он называется потому, что NYSE и АМЕХ закрепили за собой
право называться первым и вторым рынками ценных бумаг в США.
Этот рынок возник в начале 70-х гг. XX в. для сокращения комиссионных
выплат при размещении крупных блоков ценных бумаг.
Изначально с этой целью инвесторы стремились осуществить сделку
через брокера, не являющегося членом биржи. До 1970-х гг. найти такого
брокера было сложно, так как брокеры с местом на NYSE обязаны
были осуществлять сделки со всеми акциями, торгующимися на бирже,
только в ее стенах и взимать за свои услуги фиксированные комиссионные.
Эта проблема была решена в два этапа. Сначала в 1976 г. членам
NYSE было разрешено выполнять заявки институциональных инвесторов
по акциям, обращающимся на бирже и на «третьем» рынке, только
не в роли маркет-мейкеров. Затем в 1979 г. Комиссия по ценным бумагам
и биржам разрешила компаниям с местом на NYSE быть маркет-
мейкерами на «третьем» рынке.
Потребность в существовании «третьего» рынка для обслуживания
крупных клиентов несет в себе глубокий экономический смысл,
поскольку предотвращает возможность обвала рынка при выбросе на
него большого пакета акций единовременно и гарантирует продажу актива
в максимально сжатые сроки (а не частями и не в несколько этапов).
В таком случае брокер может предпринять следующие варианты
действий:
— найти покупателя на весь блок или на большую его часть;
— связаться с корпорацией, чьи акции продает, и предложить
ей выкупить этот блок;
— обратиться к специалисту на бирже по этому виду акций или
к маркет-мейкеру на внебиржевом рынке. Маркет-мейкер может обратиться
к своим коллегам, выполняющим заказы крупных финансовых
учреждений, а также приобрести часть блока себе за свой счет;
— приобрести часть блока для себя, выступая в роли дилера.
Дальнейшая эволюция компьютерных сетей и электронных систем
привела к появлению на «третьем» рынке ECN, с помощью которых
на «третьем» рынке появились автоматические системы синхронной
продажи и покупки больших партий акций, что позволило им в конечном
итоге выделиться в самостоятельный «четвертый» рынок.