3.1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕТЕЙ ПРЯМОГО ДОСТУПА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 

Поскольку электронные сети прямого доступа — это реалии современной

действительности, то при попытке воссоздать этапы их развития

нам пришлось опираться в большей степени на сайты российских

и зарубежных организованных и неорганизованных биржевых площадок,

чем на научные разработки ученых, так как таковых немного.

Появление электронных коммуникационных сетей и систем

прямого доступа к крупнейшим мировым биржевым площадкам в середине

1990-х гг. явилось поистине революционным шагом в развитии

индустрии рынка ценных бумаг, так как именно это позволило частным

инвесторам отказаться от услуг брокеров-посредников при управлении

собственными инвестиционными портфелями и приступить к самостоятельному

участию на фондовом рынке.

До недавних пор для небольшого инвестора существовал только

один способ принять участие в фондовой торговле: заключить договор

с брокерской компанией, открыть счет и пытаться заработать, отдавая

брокеру указания и, естественно, выплачивая ему комиссионные в размере

от нескольких десятых до 7% суммы сделки. Кроме того, брокер,

исполняя клиентский ордер, всегда мог дождаться благоприятного движения

цен и, совершив сделку по лучшей цене, получить дополнительную

выгоду. При таком положении не существовало условий для эффективной

работы на рынке, поскольку у трейдера не было ни доступа

к текущей информации о торгах, ни возможности оперативного реагирования

на изменения ситуации. Следовательно, ведение дэйтрейдинга

исключалось.

Необходимость уравнять больших и малых инвесторов привела

к появлению в 1988 г. принципиально нового способа торговли для частных

инвесторов — электронной системы Small Order Execution System

(SOES). SOES стала первым технологическим прообразом терминалов

прямого доступа, функционирующих на рынке в настоящее время. Благодаря

ей у трейдеров впервые появилась возможность принимать участие

в торгах акциями на NASDAQ с удаленных терминалов и пользоваться практически равными правами с маркет-мейкерами и профессиональными

брокерами. Одновременно было введено правило защиты

лимитных приказов, которое запрещало маркет-мейкеру игнорировать

клиентский ордер. У частных инвесторов появилась также возможность

покупать ценные бумаги в кредит.

SOES дала трейдеру возможности, ранее доступные только для

крупных корпоративных участников рынка. Но, вместе с тем, в системе

SOES присутствует ряд ограничений:

— количество акций в ордере не может превышать 1000 штук

и должно быть кратным 100;

— ордер может быть исполнен только по цене, уже существующей

на рынке (bid и ask), т.е. у трейдера отсутствует возможность торговли

внутри спрэда;

— цены bid и ask выставляются только маркет-мейкерами;

— применяются только маркет- и лимит-ордера;

— открытие следующей позиции по той же акции в том же направлении

возможно не менее, чем через 5 минут;

— неисполненный в течение 3 минут ордер отменяется;

— пользователи SOES видят только первый уровень котировок;

— сделки могут заключаться исключительно с маркет-мейкерами.

Система SOES существенно изменила ситуацию на фондовом

рынке, предоставив возможность доступа частным инвесторам. В результате

оживилась динамика торгов, повысилась ликвидность бумаг,

однако равных возможностей для всех участников рынка еще не существовало.

Брокерские компании высоко оценили возможности интернета.

Предоставлять услугу, названную Internet brokerage, стали и гиганты

фондового рынка, и небольшие брокерские фирмы. У клиентов интернет-

брокеров появилась возможность доступа к текущим котировкам,

новостям, аналитике. Система постановки ордеров стала более оперативной.

Одновременно начался технологический бум, вызвавший рост

котировок существующих акций и появление большого числа новых

высокотехнологичных компаний. Это также способствовало дальнейшему

росту клиентской базы интернет-брокеров.

Основная проблема этого этапа заключалась в том, что инвесторы

не всегда получали лучшие цены из возможных при исполнении их

заказов на покупку или продажу акций. Кроме того, в данных системах

отсутствовали котировки второго уровня, отмечались задержки в передаче

или подтверждении заявки, а торговля по-прежнему велась через

посредника.

Разрешить существовавшие противоречия между интересами

инвесторов и профессиональных участников удалось в январе 1997 г.,

когда Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC)

ввела в действие новые правила исполнения заказов. Теперь законодательство

требовало от маркет-мейкера выводить на рынок лимит-ордера

клиентов в том случае, если они немедленно не исполнены. Цель принятых

изменений сводилась к уменьшению возможностей посредников

наживаться за счет плохих цен исполнения заказов инвесторов.

Второй этап включения частных инвесторов в работу фондового

рынка связывают с приходом на смену SOES в середине 1990-х гг.

систем прямого доступа, дающих доступ к ECN. Они были созданы не

государственными органами, а частными компаниями, и поэтому имеют

ряд отличий от рассмотренной выше SOES и от работы при управлении

инвестиционными портфелями традиционным способом, т.е. с помощью

брокера.

Основным аргументом в пользу коммуникационных систем прямого

доступа клиенты ECN называют большой выбор инструментов

и продуктов, а также (в порядке убывания важности фактора): быстрое

исполнение и подтверждение (91%), бегущую ленту котировок (56%),

управление портфелем в режиме реального времени (52%), графическое

представление результатов технического анализа (48%), развитое

программное обеспечение для маршрутизации ордеров (47%), тесную

связь с клиентом — техническую поддержку и новости (46%) , котировки

NASDAQ второго уровня (NASDAQ Level 2) (41%).

Трейдеры, работающие через системы прямого доступа, говорят

о том, что котировки NASDAQ второго уровня в режиме реального времени,

содержащие информацию о последних ценах покупки-продажи

и о последней проведенной сделке, а также графики в режиме реального

времени дают им более полное представление о происходящем на рынке.

Дополнительное преимущество — управление портфелем в режиме

реального времени — позволяет торговать с большей долей уверенности.

Поскольку электронные сети прямого доступа — это реалии современной

действительности, то при попытке воссоздать этапы их развития

нам пришлось опираться в большей степени на сайты российских

и зарубежных организованных и неорганизованных биржевых площадок,

чем на научные разработки ученых, так как таковых немного.

Появление электронных коммуникационных сетей и систем

прямого доступа к крупнейшим мировым биржевым площадкам в середине

1990-х гг. явилось поистине революционным шагом в развитии

индустрии рынка ценных бумаг, так как именно это позволило частным

инвесторам отказаться от услуг брокеров-посредников при управлении

собственными инвестиционными портфелями и приступить к самостоятельному

участию на фондовом рынке.

До недавних пор для небольшого инвестора существовал только

один способ принять участие в фондовой торговле: заключить договор

с брокерской компанией, открыть счет и пытаться заработать, отдавая

брокеру указания и, естественно, выплачивая ему комиссионные в размере

от нескольких десятых до 7% суммы сделки. Кроме того, брокер,

исполняя клиентский ордер, всегда мог дождаться благоприятного движения

цен и, совершив сделку по лучшей цене, получить дополнительную

выгоду. При таком положении не существовало условий для эффективной

работы на рынке, поскольку у трейдера не было ни доступа

к текущей информации о торгах, ни возможности оперативного реагирования

на изменения ситуации. Следовательно, ведение дэйтрейдинга

исключалось.

Необходимость уравнять больших и малых инвесторов привела

к появлению в 1988 г. принципиально нового способа торговли для частных

инвесторов — электронной системы Small Order Execution System

(SOES). SOES стала первым технологическим прообразом терминалов

прямого доступа, функционирующих на рынке в настоящее время. Благодаря

ей у трейдеров впервые появилась возможность принимать участие

в торгах акциями на NASDAQ с удаленных терминалов и пользоваться практически равными правами с маркет-мейкерами и профессиональными

брокерами. Одновременно было введено правило защиты

лимитных приказов, которое запрещало маркет-мейкеру игнорировать

клиентский ордер. У частных инвесторов появилась также возможность

покупать ценные бумаги в кредит.

SOES дала трейдеру возможности, ранее доступные только для

крупных корпоративных участников рынка. Но, вместе с тем, в системе

SOES присутствует ряд ограничений:

— количество акций в ордере не может превышать 1000 штук

и должно быть кратным 100;

— ордер может быть исполнен только по цене, уже существующей

на рынке (bid и ask), т.е. у трейдера отсутствует возможность торговли

внутри спрэда;

— цены bid и ask выставляются только маркет-мейкерами;

— применяются только маркет- и лимит-ордера;

— открытие следующей позиции по той же акции в том же направлении

возможно не менее, чем через 5 минут;

— неисполненный в течение 3 минут ордер отменяется;

— пользователи SOES видят только первый уровень котировок;

— сделки могут заключаться исключительно с маркет-мейкерами.

Система SOES существенно изменила ситуацию на фондовом

рынке, предоставив возможность доступа частным инвесторам. В результате

оживилась динамика торгов, повысилась ликвидность бумаг,

однако равных возможностей для всех участников рынка еще не существовало.

Брокерские компании высоко оценили возможности интернета.

Предоставлять услугу, названную Internet brokerage, стали и гиганты

фондового рынка, и небольшие брокерские фирмы. У клиентов интернет-

брокеров появилась возможность доступа к текущим котировкам,

новостям, аналитике. Система постановки ордеров стала более оперативной.

Одновременно начался технологический бум, вызвавший рост

котировок существующих акций и появление большого числа новых

высокотехнологичных компаний. Это также способствовало дальнейшему

росту клиентской базы интернет-брокеров.

Основная проблема этого этапа заключалась в том, что инвесторы

не всегда получали лучшие цены из возможных при исполнении их

заказов на покупку или продажу акций. Кроме того, в данных системах

отсутствовали котировки второго уровня, отмечались задержки в передаче

или подтверждении заявки, а торговля по-прежнему велась через

посредника.

Разрешить существовавшие противоречия между интересами

инвесторов и профессиональных участников удалось в январе 1997 г.,

когда Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC)

ввела в действие новые правила исполнения заказов. Теперь законодательство

требовало от маркет-мейкера выводить на рынок лимит-ордера

клиентов в том случае, если они немедленно не исполнены. Цель принятых

изменений сводилась к уменьшению возможностей посредников

наживаться за счет плохих цен исполнения заказов инвесторов.

Второй этап включения частных инвесторов в работу фондового

рынка связывают с приходом на смену SOES в середине 1990-х гг.

систем прямого доступа, дающих доступ к ECN. Они были созданы не

государственными органами, а частными компаниями, и поэтому имеют

ряд отличий от рассмотренной выше SOES и от работы при управлении

инвестиционными портфелями традиционным способом, т.е. с помощью

брокера.

Основным аргументом в пользу коммуникационных систем прямого

доступа клиенты ECN называют большой выбор инструментов

и продуктов, а также (в порядке убывания важности фактора): быстрое

исполнение и подтверждение (91%), бегущую ленту котировок (56%),

управление портфелем в режиме реального времени (52%), графическое

представление результатов технического анализа (48%), развитое

программное обеспечение для маршрутизации ордеров (47%), тесную

связь с клиентом — техническую поддержку и новости (46%) , котировки

NASDAQ второго уровня (NASDAQ Level 2) (41%).

Трейдеры, работающие через системы прямого доступа, говорят

о том, что котировки NASDAQ второго уровня в режиме реального времени,

содержащие информацию о последних ценах покупки-продажи

и о последней проведенной сделке, а также графики в режиме реального

времени дают им более полное представление о происходящем на рынке.

Дополнительное преимущество — управление портфелем в режиме

реального времени — позволяет торговать с большей долей уверенности.