2.1.4. Европейская валютная система

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 

Европейская валютная система прошла в своем развитии

три основных этапа.

1. Подготовительный — с начала 19500х до 1978 г.

2. Период действия денежно0кредитной системы на базе ECU

(European Currency Unit) и поддержания валютного коридора —

1978–1999 гг.

3. Введение единой европейской валюты евро (EUR).

Сама по себе идея общеевропейской интеграции была оформле0

на Римским договором, по которому создавалась общеевропейская

экономическая структура, часто называемая «Общим рынком», а

более официально — Европейским Экономическим Сообществом.

Тогда еще не велась речь о введении единой валюты — для этого

шага еще не наступил момент. Целью существования ЕЭС явля0

лось повышение уровня экономического развития его участников

и объединения их в единое экономическое пространство.

Вначале в состав ЕЭС входили 6 стран: Франция, Германия, Ита0

лия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позже, в 1973 г., к ним при0

соединились Великобритания, Дания, Ирландия; затем, в 1981 г., —

Греция, а в 1986 г. — Испания и Португалия.

К началу 900х стало возможным констатировать, что ЕЭС свои

функции выполнило и должно продолжить свою работу. Парал0

лельно ЕЭС на территории Европы работали «по частным вопро0

сам» Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европей0

ское сообщество по атомной энергии (Евроатом), также, безусловно,

внесшие значительный вклад в процесс интеграции. В 1986 г. был

принят Единый европейский акт, провозглашавший стремление

к созданию Европейского Союза.

Договор о Евросоюзе был подписан в Маастрихте (Голландия)

в феврале 1992 г. министрами иностранных дел и финансов 12 стран.

Он вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Участниками договора стали:

Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия,

Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Фран0

ция. Чуть позже, в 1994 г., в состав участников ЕС вступили Авст0

рия, Финляндия и Швеция.

По договору о создании ЕС входящие в него страны брали на себя

обязательства о проведении согласованных действий в таких сфе0

рах, как экономика, безопасность, внешняя политика, охрана окру0

жающей среды и т. д. Также в договоре провозгалашалось суще0

ствование единого европейского гражданства.

Договор о Евросоюзе стал чрезвычайно важным этапом в станов0

лении Европейской валютной системы (ЕВС), хотя он, к счастью,

и не предполагал насильственного перевода всех государств на еди0

ную валюту.

В рамках этого договора был утвержден временной график про0

ведения мер для перехода к единой валюте:

полная либерализация передвижения капиталов — 1993 г.;

подготовка институциональной базы Валютного союза.

В мае 1998 г. был создан Европейский центральный банк.

Этот этап обозначил переход к единой денежно0кредитной по0

литике и введение единой валюты.

Были выбраны 4 критерия, которым должны отвечать кандидаты

на вступление в ЕВС.

1. Стабильность цен. Темпы роста цен страны за последние 12 ме0

сяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать

1,5% темпов роста показателя для стран0членов с наиболее ста0

бильными ценами.

2. Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным

государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не

должны превышать более чем на 2% ставки трех стран0членов

с максимальной ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий государственный долг страны не должен

превышать 60%, а годовой дефицит бюджета — 3% валового

внутреннего продукта (в розничных ценах).

4. Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев

должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные

колебания ее курса не должны выходить за рамки установлен0

ных границ.

Единая европейская валюта была введена в действие с 0:00 по

европейскому времени 1 января 1999 г. и стала официальной валютой для 11 стран ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Ис0

пании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финлян0

дии и Франции. Позже, в 2001 г., к зоне евро присоединилась Гре0

ция, став двенадцатой страной зоны евро. Национальные валюты

стран — членов ЕВС подлежали изъятию из обращения.

В табл. 2.1.1 приведены обменные курсы национальных валют

по отношению к евро.

Современный этап развития Европейской валютной системы

связан, с одной стороны, с тем, что в зону евро не вошли Швеция,

Дания и Великобритания, что подтверждает признание Европей0

ским Союзом «права каждого своего члена на самоопределение».

С другой стороны, о перспективах ЕВС говорит рост количества

членов Европейского Союза (с 1 мая 2004 г. в ЕС втупили еще де0

сять стран — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Сло0

вакия, Словения, Чехия, Эстония), и этот факт в итоге непременно

приведет к расширению зоны евро.

Итак, впервые в истории мировых валют, в отличие от других

современных валютных союзов (зоны доллара США, южноафри0

канского реала), где ключевым звеном является признание денеж0

ной единицы одного из участников в качестве лидирующей и при0

меняется жесткая привязка к нему валют других членов зоны

Наименование валюты Курс за 1 евро

Немецкая марка 1,95583

Французский франк 6,55957

Итальянская лира 1936,21

Испанская песета 166,386

Португальский эскудо 200,482

Финская марка 5,94573

Ирландский фунт 0,787564

Бельгийский/Люксембургский франк 40,3399

Голландский гульден 2,20371

Австрийский шиллинг 13,7603

Греческая драхма 340,750

Таблица 2.1.1

Обменные курсы национальных валют по отношению к EURO

 (currency board), была создана принципиально новая денежная еди0

ница — евро, возникшая в результате длительных и трудных поли0

тических действий.

Перевод экономики на европейскую валюту знаменует создание

важного формального основания для ускорения государственно0

политической интеграции членов ЕС, движение к конфедеративно0

му устройству Европы. Конечно, процесс этот непростой и потре0

бует времени, он будет неравномерным, вероятно, будут повороты

назад, естественно, что и условия подключения разных участников

к европейской конфедерации окажутся разными. В любом случае

важно то, что процесс интеграции в целом идет вперед.

Основные цели создания валютного союза и введения евро мож0

но определить следующим:

создание мощнейшего мирового экономического и финансового

центра с ключевым инструментом евро (по плану создателей

ЕВС должна являться мощным стимулом, способствующим ин0

теграции западноевропейских финансовых рынков; как резуль0

тат — создание в Европе крупнейшего в мире финансового рынка);

упрощенное проведение валютнообменных операций и между0

народных расчетов (волатильность обменных курсов внутри

действующей европейской валютной системы вынуждала стра0

ны страховаться от обменных рисков);

согласование экономических политик;

создание противовеса влиянию США, долларизации мировой

экономики;

усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Как же развиваются события вокруг Европейского Союза в це0

лом и Европейской валютной системы? Оказалось, что не все скла0

дывается так красиво, как казалось изначально.

Принятый накануне создания зоны евро Пакт стабильности яв0

ляется одним из основополагающих документов Евросоюза, требо0

вания которого обязаны выполнять, само собой, и все участники

зоны евро. По условиям Пакта дефицит госбюджета не должен пре0

вышать 3% от ВВП. По правилам Евросоюза, нарушение этих по0

казателей карается штрафом в размере 0,5% ВВП и прекращением

денежных вливаний из специального фонда, откуда идет финанси0

рование отстающих стран ЕС.

Осенью 2003 г. в Евросоюзе разгорелся настоящий скандал по

поводу целесообразности выполнения всех условий Пакта стабиль0

ности. Первой страной, посеявшей смуту в рядах Евросоюза, стала

Португалия. В середине июля премьер0министр страны Дурау Бар0

розу признал, что Португалия не соблюдает все требования Пакта

стабильности. По итогам 2001 г. дефицит бюджета страны достиг

4,9%. Португалии грозили большие штрафы, но наказать ее Евро0

комиссии не удалось. С Португалией оказались солидарны наибо0

лее сильные в экономическом плане страны Евросоюза — Герма0

ния, Франция и Италия, которые заявили, что едва ли будут

способны выполнить это решение, что Пакт стабильности не от0

вечает современной экономической ситуации. Строго говоря, их

можно за это исключить из Евросоюза. Понимая абсурдность сло0

жившейся ситуации, Романо Проди, Председатель Еврокомиссии,

в интервью французской газете «Monde» немедленно сообщил, что

пакт «глуп, как любое прямолинейное решение».

Некоторые политики Германии, Франции и Италии сейчас от0

крыто говорят о необходимости отмены пакта. Ряд государств «вто0

рого эшелона» ЕС уже заговорил о появлении в Евросоюзе двой0

ных стандартов. Дело в том, что в сентябре Европейская комиссия

предложила предоставить Германии, Франции и Италии дополни0

тельное время для выравнивания своих бюджетов. При этом четы0

ре месяца назад на саммите в Севилье 15 государств ЕС подписали

соглашение об обязательстве решить все проблемы с национальны0

ми бюджетами до 2006 г. Ради этого небольшие страны ЕС были

вынуждены предпринять ряд очень болезненных для экономики

мер. Каково же было их изумление, когда оказалось, что «сильней0

шие» получают от Еврокомиссии отсрочку еще на два года. Ситуа0

ция в Европейском Союзе осложняется и общим ухудшением эко0

номического положения европейских государств. Отказ от пакта

также не является выходом из положения. Он, несомненно, будет

воспринят как отказ евро от определенного качественного стандар0

та. Однако его корректировка потребует согласия от всех стран

Евросоюза. По мнению Проди, добиться «единогласной поддерж0

ки всех стран зоны евро практически невозможно».

Чтобы как0то разрядить ситуацию, Романо Проди пришлось при0

знать неэффективность Пакта стабильности. Глава Европейской

комиссии предложил сделать пакт более «умным и гибким». Для

этого Романо Проди выступает за наделение своего ведомства боль0

шими полномочиями. Правда, учитывая сохраняющееся стремле0

ние Германии и Франции иметь право самостоятельно определять

свое положение в ЕС, это может вызвать еще большее напряжение

в Евросоюзе. Таким образом, в контексте нашего разговора, единая

европейская валюта евро хоть и объединяет под своим знаком мно0

жество государств, но оказывается в то же время зависимой от со0

стояния дел и урегулированности внутренних проблем в самом

Европейском Союзе.

Европейская валютная система прошла в своем развитии

три основных этапа.

1. Подготовительный — с начала 19500х до 1978 г.

2. Период действия денежно0кредитной системы на базе ECU

(European Currency Unit) и поддержания валютного коридора —

1978–1999 гг.

3. Введение единой европейской валюты евро (EUR).

Сама по себе идея общеевропейской интеграции была оформле0

на Римским договором, по которому создавалась общеевропейская

экономическая структура, часто называемая «Общим рынком», а

более официально — Европейским Экономическим Сообществом.

Тогда еще не велась речь о введении единой валюты — для этого

шага еще не наступил момент. Целью существования ЕЭС явля0

лось повышение уровня экономического развития его участников

и объединения их в единое экономическое пространство.

Вначале в состав ЕЭС входили 6 стран: Франция, Германия, Ита0

лия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позже, в 1973 г., к ним при0

соединились Великобритания, Дания, Ирландия; затем, в 1981 г., —

Греция, а в 1986 г. — Испания и Португалия.

К началу 900х стало возможным констатировать, что ЕЭС свои

функции выполнило и должно продолжить свою работу. Парал0

лельно ЕЭС на территории Европы работали «по частным вопро0

сам» Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европей0

ское сообщество по атомной энергии (Евроатом), также, безусловно,

внесшие значительный вклад в процесс интеграции. В 1986 г. был

принят Единый европейский акт, провозглашавший стремление

к созданию Европейского Союза.

Договор о Евросоюзе был подписан в Маастрихте (Голландия)

в феврале 1992 г. министрами иностранных дел и финансов 12 стран.

Он вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Участниками договора стали:

Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия,

Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Фран0

ция. Чуть позже, в 1994 г., в состав участников ЕС вступили Авст0

рия, Финляндия и Швеция.

По договору о создании ЕС входящие в него страны брали на себя

обязательства о проведении согласованных действий в таких сфе0

рах, как экономика, безопасность, внешняя политика, охрана окру0

жающей среды и т. д. Также в договоре провозгалашалось суще0

ствование единого европейского гражданства.

Договор о Евросоюзе стал чрезвычайно важным этапом в станов0

лении Европейской валютной системы (ЕВС), хотя он, к счастью,

и не предполагал насильственного перевода всех государств на еди0

ную валюту.

В рамках этого договора был утвержден временной график про0

ведения мер для перехода к единой валюте:

полная либерализация передвижения капиталов — 1993 г.;

подготовка институциональной базы Валютного союза.

В мае 1998 г. был создан Европейский центральный банк.

Этот этап обозначил переход к единой денежно0кредитной по0

литике и введение единой валюты.

Были выбраны 4 критерия, которым должны отвечать кандидаты

на вступление в ЕВС.

1. Стабильность цен. Темпы роста цен страны за последние 12 ме0

сяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать

1,5% темпов роста показателя для стран0членов с наиболее ста0

бильными ценами.

2. Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным

государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не

должны превышать более чем на 2% ставки трех стран0членов

с максимальной ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий государственный долг страны не должен

превышать 60%, а годовой дефицит бюджета — 3% валового

внутреннего продукта (в розничных ценах).

4. Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев

должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные

колебания ее курса не должны выходить за рамки установлен0

ных границ.

Единая европейская валюта была введена в действие с 0:00 по

европейскому времени 1 января 1999 г. и стала официальной валютой для 11 стран ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Ис0

пании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финлян0

дии и Франции. Позже, в 2001 г., к зоне евро присоединилась Гре0

ция, став двенадцатой страной зоны евро. Национальные валюты

стран — членов ЕВС подлежали изъятию из обращения.

В табл. 2.1.1 приведены обменные курсы национальных валют

по отношению к евро.

Современный этап развития Европейской валютной системы

связан, с одной стороны, с тем, что в зону евро не вошли Швеция,

Дания и Великобритания, что подтверждает признание Европей0

ским Союзом «права каждого своего члена на самоопределение».

С другой стороны, о перспективах ЕВС говорит рост количества

членов Европейского Союза (с 1 мая 2004 г. в ЕС втупили еще де0

сять стран — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Сло0

вакия, Словения, Чехия, Эстония), и этот факт в итоге непременно

приведет к расширению зоны евро.

Итак, впервые в истории мировых валют, в отличие от других

современных валютных союзов (зоны доллара США, южноафри0

канского реала), где ключевым звеном является признание денеж0

ной единицы одного из участников в качестве лидирующей и при0

меняется жесткая привязка к нему валют других членов зоны

Наименование валюты Курс за 1 евро

Немецкая марка 1,95583

Французский франк 6,55957

Итальянская лира 1936,21

Испанская песета 166,386

Португальский эскудо 200,482

Финская марка 5,94573

Ирландский фунт 0,787564

Бельгийский/Люксембургский франк 40,3399

Голландский гульден 2,20371

Австрийский шиллинг 13,7603

Греческая драхма 340,750

Таблица 2.1.1

Обменные курсы национальных валют по отношению к EURO

 (currency board), была создана принципиально новая денежная еди0

ница — евро, возникшая в результате длительных и трудных поли0

тических действий.

Перевод экономики на европейскую валюту знаменует создание

важного формального основания для ускорения государственно0

политической интеграции членов ЕС, движение к конфедеративно0

му устройству Европы. Конечно, процесс этот непростой и потре0

бует времени, он будет неравномерным, вероятно, будут повороты

назад, естественно, что и условия подключения разных участников

к европейской конфедерации окажутся разными. В любом случае

важно то, что процесс интеграции в целом идет вперед.

Основные цели создания валютного союза и введения евро мож0

но определить следующим:

создание мощнейшего мирового экономического и финансового

центра с ключевым инструментом евро (по плану создателей

ЕВС должна являться мощным стимулом, способствующим ин0

теграции западноевропейских финансовых рынков; как резуль0

тат — создание в Европе крупнейшего в мире финансового рынка);

упрощенное проведение валютнообменных операций и между0

народных расчетов (волатильность обменных курсов внутри

действующей европейской валютной системы вынуждала стра0

ны страховаться от обменных рисков);

согласование экономических политик;

создание противовеса влиянию США, долларизации мировой

экономики;

усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

Как же развиваются события вокруг Европейского Союза в це0

лом и Европейской валютной системы? Оказалось, что не все скла0

дывается так красиво, как казалось изначально.

Принятый накануне создания зоны евро Пакт стабильности яв0

ляется одним из основополагающих документов Евросоюза, требо0

вания которого обязаны выполнять, само собой, и все участники

зоны евро. По условиям Пакта дефицит госбюджета не должен пре0

вышать 3% от ВВП. По правилам Евросоюза, нарушение этих по0

казателей карается штрафом в размере 0,5% ВВП и прекращением

денежных вливаний из специального фонда, откуда идет финанси0

рование отстающих стран ЕС.

Осенью 2003 г. в Евросоюзе разгорелся настоящий скандал по

поводу целесообразности выполнения всех условий Пакта стабиль0

ности. Первой страной, посеявшей смуту в рядах Евросоюза, стала

Португалия. В середине июля премьер0министр страны Дурау Бар0

розу признал, что Португалия не соблюдает все требования Пакта

стабильности. По итогам 2001 г. дефицит бюджета страны достиг

4,9%. Португалии грозили большие штрафы, но наказать ее Евро0

комиссии не удалось. С Португалией оказались солидарны наибо0

лее сильные в экономическом плане страны Евросоюза — Герма0

ния, Франция и Италия, которые заявили, что едва ли будут

способны выполнить это решение, что Пакт стабильности не от0

вечает современной экономической ситуации. Строго говоря, их

можно за это исключить из Евросоюза. Понимая абсурдность сло0

жившейся ситуации, Романо Проди, Председатель Еврокомиссии,

в интервью французской газете «Monde» немедленно сообщил, что

пакт «глуп, как любое прямолинейное решение».

Некоторые политики Германии, Франции и Италии сейчас от0

крыто говорят о необходимости отмены пакта. Ряд государств «вто0

рого эшелона» ЕС уже заговорил о появлении в Евросоюзе двой0

ных стандартов. Дело в том, что в сентябре Европейская комиссия

предложила предоставить Германии, Франции и Италии дополни0

тельное время для выравнивания своих бюджетов. При этом четы0

ре месяца назад на саммите в Севилье 15 государств ЕС подписали

соглашение об обязательстве решить все проблемы с национальны0

ми бюджетами до 2006 г. Ради этого небольшие страны ЕС были

вынуждены предпринять ряд очень болезненных для экономики

мер. Каково же было их изумление, когда оказалось, что «сильней0

шие» получают от Еврокомиссии отсрочку еще на два года. Ситуа0

ция в Европейском Союзе осложняется и общим ухудшением эко0

номического положения европейских государств. Отказ от пакта

также не является выходом из положения. Он, несомненно, будет

воспринят как отказ евро от определенного качественного стандар0

та. Однако его корректировка потребует согласия от всех стран

Евросоюза. По мнению Проди, добиться «единогласной поддерж0

ки всех стран зоны евро практически невозможно».

Чтобы как0то разрядить ситуацию, Романо Проди пришлось при0

знать неэффективность Пакта стабильности. Глава Европейской

комиссии предложил сделать пакт более «умным и гибким». Для

этого Романо Проди выступает за наделение своего ведомства боль0

шими полномочиями. Правда, учитывая сохраняющееся стремле0

ние Германии и Франции иметь право самостоятельно определять

свое положение в ЕС, это может вызвать еще большее напряжение

в Евросоюзе. Таким образом, в контексте нашего разговора, единая

европейская валюта евро хоть и объединяет под своим знаком мно0

жество государств, но оказывается в то же время зависимой от со0

стояния дел и урегулированности внутренних проблем в самом

Европейском Союзе.