7.2.3. Измерение инфляции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 

Основными показателями, используемыми для оценки и

измерения инфляции, являются:

индекс потребительских цен — Consumer Price Index, CPI;

индекс производственных цен — Producer Price Index, PPI.

CPI — Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) —

основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен това_

ров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзи_

ну, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты

питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание

и т. д.). Включает в себя импортные товары, услуги и налоги. Бюро по учету занятости ежемесячно выясняет цену базовой потребитель_

ской корзины. Выбор состава потребительской корзины является

непростой задачей и основывается на специальных статистических

исследованиях, поскольку он должен отражать типичный для дан_

ной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые

действительно объективно показывало бы направление происхо_

дящих экономических процессов. В США статистика охватывает

19 000 розничных торговых фирм и 57 000 домашних хозяйств в

качестве представительной выборки из примерно 80% населения

страны. В составе потребительской корзины 44,1% представляют

товары, а 55,9% — услуги. Данные собираются в 85 городах по всей

стране и усредняются в соответствии с их относительной важ_

ностью. Для определения состава корзины и относительных весов

Бюро статистики труда США (BLS) проводит раз в 10 лет исследо_

вание структуры расходов населения. Отметим, что CPI не учиты_

вает тенденцию потребителей покупать более дешевые товары

фирм, менее известных, чем те, цены которых в нем учитываются.

Кроме того, он исходит из заявленных цен и игнорирует всевоз_

можные скидки. Влияние этих факторов оценивается в 0,5–1,5%.

Кроме этого, в нем не учитывается быстро улучшающееся со вре_

менем качество товаров и услуг.

В США показатель выходит в двух видах:

СPI_U — более глубокий, так как оценивает влияние инфляции

на все слои населения, в том числе безработных и пенсионеров;

CPI_W — охватывает только наемных рабочих и канцелярских

служащих.

Ввиду того, что цены на продукты питания и энергоносители под_

вержены наибольшим изменениям, отдельно также поставляется

индикатор CoreCPI, в котором из состава корзины исключены про_

дукты питания и источники энергии (CPI EX FOOD & ENERGY).

Считается, что недостатком данного индекса является то, что он

несколько завышает показатель инфляции из_за того, что не учи_

тывает условий поставки; используется фиксированная корзина, не

включающая изменения цены новых товаров и услуг. Тем не менее

большинство экономистов использует CPI в качестве показателя

инфляции и для прогнозирования движения цен (рис. 7.2.1).

Этот индекс анализируется вместе с показателем PPI. Если эко_

номика развивается в нормальных условиях, то рост показателей

CPI и PPI может привести к повышению основных процентных

ставок в стране. Это, в свою очередь, способствует росту курса дол_

лара, так как увеличивается привлекательность вложения средств

в валюту с большей процентной ставкой (рис. 7.2.2). Однако высо_

кие темпы роста инфляционных показателей, скорее всего, вызо_

вут обратную реакцию рынка.

Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегося значения быва_

ет достаточно, чтобы вызвать заметную реакцию валютного рынка.

Публикуется: 16:30 МСК, в 13_й день каждого месяца (данные

за предыдущий месяц).

В Великобритании аналогичный показатель носит название ин_

декс розничных цен (RPI — Retail Price Index), колеблется от –0,5

до +0,5%. Необходимо обратить внимание на то, что в Великобри_

тании показатель выходит сезонно некорректированным, т. е. не_

обходимо обращать внимание на следующие месяцы:

январь и июль — в период традиционных зимних и летних рас_

продаж цены снижаются;

июль — цены обычно падают (сезонные продукты), август — flat.

 

Пример. 20.01.2004 г. Британский фунт сегодня вырос на 4 цента

относительно доллара. Росту пары способствовали возродившиеся

ожидания относительно повышения процентных ставок Банком

Англии. Вышедший сегодня индекс потребительских цен оказался

выше прогноза и составил +0,4% мм, прогноз был +0,3%, пред.

значение –0,1%, а также +1,3% гг., прогноз был +1,2%, пред. значе_

ние +1,3% (рис. 7.2.3).

В Германии индекс первоначально выходит сезонно некоррек_

тированным: продукты, подверженные сезонным колебаниям, из_

вестны, и CPI публикуется без учета этих продуктов. Позже пуб_

ликуется и сезонно корректированный CPI, хотя особого влияния

на рынок уже не оказывает.

Во Франции CPI охватывает 32% всего населения, 44% город_

ского. Показатель сезонно не корректирован, но сезонно лимити_

рован, например, цены конца месяца не включены; помимо этого,

корзина составляется специально на месяц с учетом продуктов текущего сезона, поэтому данные следует сверять с этим же перио_

дом прошлого года.

PPI — Индекс цен производителей

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) —

оценивает среднее изменение цен, определяемых производителями

на всех этапах изготовления. Индекс состоит из двух показателей:

входящие цены (полуфабрикаты, комплектующие и т. д.) и цены на

выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включа_

ет в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции,

связанной с изменением стоимости рабочей силы. Составлен на базе

месячных отчетов 22 000 компаний, 3000 товаров, 75 000 котировок

цен в месяце. Отчеты собираются во вторник той недели, которая со_

держит 18_е число. Охватывают текстильную, горнодобывающую,

лесную, военную промышленность, энергетику и сельское хозяйство.

Не входят сервис, строительство и импорт. Хотя цены импортных

товаров в индекс не входят, но они оказывают влияние через цены

импортируемых сырья и комплектующих. Таким образом, главное

отличие индекса PPI от индекса потребительских цен в том, что он

охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реа_

лизации. Часто этот индекс называют индексом оптовых цен, посколь_

ку со времени своего возникновения и до 1978 г. он назывался

Wholesales Price Index (WPI). В Англии он публикуется под этим

названием на базе информации о ценах по 10 000 пунктам, ежемесяч_

но предоставляемой 3500 компаниями. В Японии данный индекс так_

же носит название WPI.

Отслеживается не отдельное значение индекса, а его изменение

в течение определенного периода времени (рис. 7.2.4). Рост PPI

приводит к инфляции издержек, которая, по мнению аналитиков,

является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубо_

кое влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса. Обыч_

но является опережающим CPI.

Индекс промышленных цен считается более достоверным, если

в нем не учитываются пищевая и энергетическая отрасли промыш_

ленности. CorePPI = (PPI EX FOOD & ENERGY). Если потреби_

тельские цены имеют свойство всегда расти, то цены производите_

лей могут иметь и периоды вполне заметного падения.

Публикуется: 16:30 МСК, 11_го числа ежемесячно (данные за

предыдущий месяц).

Источник: The Bureau of Labor Statistics

(http://stats.bls.gov/news.release/ppi.toc.php).

HICP

Harmonized Index Consumer Prices — гармонизированный

индекс потребительских цен. Фактически является мерой средних

цен по всем странам ЕС, согласно общей методологии, и использу_

ется ECB как ориентир ценовой стабильности. Индекс корректи_

руется в соответствии с динамикой делового цикла, определяемого

по ВВП. В Европе отчет по CPI ежемесячно официально публику_

ется Евростатом.

CoreHICP — гармонизированный индекс «чистой» потребитель_

ской инфляции без учета цен на продукты питания, нефть, бензин

и прочие энергетические компоненты. Является частью отчета по

уровню цен на потребительские товары.

Данные предоставляются в процентном изменении за месяц и за

год на расчетный период.

GDP Deflator — дефлятор ВВП

Для расчета дефлятора ВВП внутренний валовой продукт

(прошлые отчеты) выражают «в постоянных ценах», т. е. пересчи_

тывают данные с учетом инфляции таким образом, чтобы прошлый

ВВП выражался в денежных единицах с такой покупательской спо_

собностью, какую они имеют сейчас. Высчитанный ВВП принима_

ется за номинал. Это необходимо для корректности расчета дефля_

тора. Отношение номинального ВВП к реальному есть дефлятор

ВВП (Implicit Price Deflator), он также публикуется в качестве од_

ного из показателей инфляции. Данные по ВВП выпускаются еже_

квартально; обычное время выхода для США — 20_е число месяца,

следующего за окончанием квартала. В течение последующих двух

месяцев публикуются уточненные (пересмотренные — revised) зна_

чения показателя.

Показатель является альтернативным показателем индексу по_

требительских цен (CPI) для выявления инфляционного давления

в экономике. В отличие от CPI, данный показатель рассчитывается не на основе фиксированной корзины товаров и услуг, что позволя_

ет контролировать любые изменения, происходящие за счет изме_

нения предпочтения потребителей, а также в результате появления

новых товаров и услуг. В условиях ожидания повышения основ_

ных процентных ставок рост его значения приводит к росту курса

доллара. Оказывает значительное влияние на рынок. Принцип вли_

яния отражен на рис. 7.2.5.

Публикуется: 16:30 МСК, одновременно с данными по ВВП.

Источник: The Bureau of Labor Statistics (http://stats.bls.gov).

Import Prices — цены на импорт

Индекс отражает изменение цен на импорт за месяц (рис.

7.2.6). Является индикатором инфляции. Поскольку при расчете

индекса потребительских цен (CPI) учитываются цены на им_

портные товары и услуги, то данное значение характеризует вклад

цен на импорт в общую картину изменения розничных цен на

«корзину» товаров и услуг. Оказывает ограниченное влияние на

рынок. В условиях ожидания повышения основных процентных

ставок рост значения индекса приводит к росту курса доллара

(рис. 7.2.7).

Публикуется: 16:30 МСК, каждый месяц около 10_го числа, од_

новременно с показателем Export Prices.

Основными показателями, используемыми для оценки и

измерения инфляции, являются:

индекс потребительских цен — Consumer Price Index, CPI;

индекс производственных цен — Producer Price Index, PPI.

CPI — Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) —

основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен това_

ров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзи_

ну, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты

питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание

и т. д.). Включает в себя импортные товары, услуги и налоги. Бюро по учету занятости ежемесячно выясняет цену базовой потребитель_

ской корзины. Выбор состава потребительской корзины является

непростой задачей и основывается на специальных статистических

исследованиях, поскольку он должен отражать типичный для дан_

ной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые

действительно объективно показывало бы направление происхо_

дящих экономических процессов. В США статистика охватывает

19 000 розничных торговых фирм и 57 000 домашних хозяйств в

качестве представительной выборки из примерно 80% населения

страны. В составе потребительской корзины 44,1% представляют

товары, а 55,9% — услуги. Данные собираются в 85 городах по всей

стране и усредняются в соответствии с их относительной важ_

ностью. Для определения состава корзины и относительных весов

Бюро статистики труда США (BLS) проводит раз в 10 лет исследо_

вание структуры расходов населения. Отметим, что CPI не учиты_

вает тенденцию потребителей покупать более дешевые товары

фирм, менее известных, чем те, цены которых в нем учитываются.

Кроме того, он исходит из заявленных цен и игнорирует всевоз_

можные скидки. Влияние этих факторов оценивается в 0,5–1,5%.

Кроме этого, в нем не учитывается быстро улучшающееся со вре_

менем качество товаров и услуг.

В США показатель выходит в двух видах:

СPI_U — более глубокий, так как оценивает влияние инфляции

на все слои населения, в том числе безработных и пенсионеров;

CPI_W — охватывает только наемных рабочих и канцелярских

служащих.

Ввиду того, что цены на продукты питания и энергоносители под_

вержены наибольшим изменениям, отдельно также поставляется

индикатор CoreCPI, в котором из состава корзины исключены про_

дукты питания и источники энергии (CPI EX FOOD & ENERGY).

Считается, что недостатком данного индекса является то, что он

несколько завышает показатель инфляции из_за того, что не учи_

тывает условий поставки; используется фиксированная корзина, не

включающая изменения цены новых товаров и услуг. Тем не менее

большинство экономистов использует CPI в качестве показателя

инфляции и для прогнозирования движения цен (рис. 7.2.1).

Этот индекс анализируется вместе с показателем PPI. Если эко_

номика развивается в нормальных условиях, то рост показателей

CPI и PPI может привести к повышению основных процентных

ставок в стране. Это, в свою очередь, способствует росту курса дол_

лара, так как увеличивается привлекательность вложения средств

в валюту с большей процентной ставкой (рис. 7.2.2). Однако высо_

кие темпы роста инфляционных показателей, скорее всего, вызо_

вут обратную реакцию рынка.

Как правило, отклонения на 0,2 от ожидавшегося значения быва_

ет достаточно, чтобы вызвать заметную реакцию валютного рынка.

Публикуется: 16:30 МСК, в 13_й день каждого месяца (данные

за предыдущий месяц).

В Великобритании аналогичный показатель носит название ин_

декс розничных цен (RPI — Retail Price Index), колеблется от –0,5

до +0,5%. Необходимо обратить внимание на то, что в Великобри_

тании показатель выходит сезонно некорректированным, т. е. не_

обходимо обращать внимание на следующие месяцы:

январь и июль — в период традиционных зимних и летних рас_

продаж цены снижаются;

июль — цены обычно падают (сезонные продукты), август — flat.

 

Пример. 20.01.2004 г. Британский фунт сегодня вырос на 4 цента

относительно доллара. Росту пары способствовали возродившиеся

ожидания относительно повышения процентных ставок Банком

Англии. Вышедший сегодня индекс потребительских цен оказался

выше прогноза и составил +0,4% мм, прогноз был +0,3%, пред.

значение –0,1%, а также +1,3% гг., прогноз был +1,2%, пред. значе_

ние +1,3% (рис. 7.2.3).

В Германии индекс первоначально выходит сезонно некоррек_

тированным: продукты, подверженные сезонным колебаниям, из_

вестны, и CPI публикуется без учета этих продуктов. Позже пуб_

ликуется и сезонно корректированный CPI, хотя особого влияния

на рынок уже не оказывает.

Во Франции CPI охватывает 32% всего населения, 44% город_

ского. Показатель сезонно не корректирован, но сезонно лимити_

рован, например, цены конца месяца не включены; помимо этого,

корзина составляется специально на месяц с учетом продуктов текущего сезона, поэтому данные следует сверять с этим же перио_

дом прошлого года.

PPI — Индекс цен производителей

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) —

оценивает среднее изменение цен, определяемых производителями

на всех этапах изготовления. Индекс состоит из двух показателей:

входящие цены (полуфабрикаты, комплектующие и т. д.) и цены на

выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включа_

ет в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции,

связанной с изменением стоимости рабочей силы. Составлен на базе

месячных отчетов 22 000 компаний, 3000 товаров, 75 000 котировок

цен в месяце. Отчеты собираются во вторник той недели, которая со_

держит 18_е число. Охватывают текстильную, горнодобывающую,

лесную, военную промышленность, энергетику и сельское хозяйство.

Не входят сервис, строительство и импорт. Хотя цены импортных

товаров в индекс не входят, но они оказывают влияние через цены

импортируемых сырья и комплектующих. Таким образом, главное

отличие индекса PPI от индекса потребительских цен в том, что он

охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реа_

лизации. Часто этот индекс называют индексом оптовых цен, посколь_

ку со времени своего возникновения и до 1978 г. он назывался

Wholesales Price Index (WPI). В Англии он публикуется под этим

названием на базе информации о ценах по 10 000 пунктам, ежемесяч_

но предоставляемой 3500 компаниями. В Японии данный индекс так_

же носит название WPI.

Отслеживается не отдельное значение индекса, а его изменение

в течение определенного периода времени (рис. 7.2.4). Рост PPI

приводит к инфляции издержек, которая, по мнению аналитиков,

является худшим видом инфляции, так как оказывает более глубо_

кое влияние на экономику по сравнению с инфляцией спроса. Обыч_

но является опережающим CPI.

Индекс промышленных цен считается более достоверным, если

в нем не учитываются пищевая и энергетическая отрасли промыш_

ленности. CorePPI = (PPI EX FOOD & ENERGY). Если потреби_

тельские цены имеют свойство всегда расти, то цены производите_

лей могут иметь и периоды вполне заметного падения.

Публикуется: 16:30 МСК, 11_го числа ежемесячно (данные за

предыдущий месяц).

Источник: The Bureau of Labor Statistics

(http://stats.bls.gov/news.release/ppi.toc.php).

HICP

Harmonized Index Consumer Prices — гармонизированный

индекс потребительских цен. Фактически является мерой средних

цен по всем странам ЕС, согласно общей методологии, и использу_

ется ECB как ориентир ценовой стабильности. Индекс корректи_

руется в соответствии с динамикой делового цикла, определяемого

по ВВП. В Европе отчет по CPI ежемесячно официально публику_

ется Евростатом.

CoreHICP — гармонизированный индекс «чистой» потребитель_

ской инфляции без учета цен на продукты питания, нефть, бензин

и прочие энергетические компоненты. Является частью отчета по

уровню цен на потребительские товары.

Данные предоставляются в процентном изменении за месяц и за

год на расчетный период.

GDP Deflator — дефлятор ВВП

Для расчета дефлятора ВВП внутренний валовой продукт

(прошлые отчеты) выражают «в постоянных ценах», т. е. пересчи_

тывают данные с учетом инфляции таким образом, чтобы прошлый

ВВП выражался в денежных единицах с такой покупательской спо_

собностью, какую они имеют сейчас. Высчитанный ВВП принима_

ется за номинал. Это необходимо для корректности расчета дефля_

тора. Отношение номинального ВВП к реальному есть дефлятор

ВВП (Implicit Price Deflator), он также публикуется в качестве од_

ного из показателей инфляции. Данные по ВВП выпускаются еже_

квартально; обычное время выхода для США — 20_е число месяца,

следующего за окончанием квартала. В течение последующих двух

месяцев публикуются уточненные (пересмотренные — revised) зна_

чения показателя.

Показатель является альтернативным показателем индексу по_

требительских цен (CPI) для выявления инфляционного давления

в экономике. В отличие от CPI, данный показатель рассчитывается не на основе фиксированной корзины товаров и услуг, что позволя_

ет контролировать любые изменения, происходящие за счет изме_

нения предпочтения потребителей, а также в результате появления

новых товаров и услуг. В условиях ожидания повышения основ_

ных процентных ставок рост его значения приводит к росту курса

доллара. Оказывает значительное влияние на рынок. Принцип вли_

яния отражен на рис. 7.2.5.

Публикуется: 16:30 МСК, одновременно с данными по ВВП.

Источник: The Bureau of Labor Statistics (http://stats.bls.gov).

Import Prices — цены на импорт

Индекс отражает изменение цен на импорт за месяц (рис.

7.2.6). Является индикатором инфляции. Поскольку при расчете

индекса потребительских цен (CPI) учитываются цены на им_

портные товары и услуги, то данное значение характеризует вклад

цен на импорт в общую картину изменения розничных цен на

«корзину» товаров и услуг. Оказывает ограниченное влияние на

рынок. В условиях ожидания повышения основных процентных

ставок рост значения индекса приводит к росту курса доллара

(рис. 7.2.7).

Публикуется: 16:30 МСК, каждый месяц около 10_го числа, од_

новременно с показателем Export Prices.