5.2.2. Модели ценообразования на государственные ценные бумаги
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161
Анализируя механизм ценообразования на государствен_
ные ценные бумаги, следует различать элементы, которые предоп_
ределяются государственными органами, выпускающими ценные
бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рын_
ка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и
предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем от_
личаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги.
А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обре_
тают специфические черты.
Основные особенности ценообразования на государственные
ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии раз_
работки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения
рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне узким, цена государственных
ценных бумаг практически однозначно определяется такими уста_
новленными заранее параметрами, как цена первичного размеще_
ния, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае
цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может
быть названа назначаемой. Однако пространство вторичного рын_
ка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопре_
делить только начальную цену первичного размещения и конечную
цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего
периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не вы_
пускающими их государственными органами.
Доходность государственных облигаций
Различают два основных вида стоимости государственных
ценных бумаг:
номинал — цена, устанавливаемая эмитентом, с определенным
купонным доходом (yield);
рыночная стоимость — цена бумаги на вторичном рынке.
Доходность ценной бумаги обратно пропорциональна их рыноч_
ной стоимости.
Пример. Бумага куплена у эмитента банком А по номиналу 100
условных единиц. Купонный доход (yield) составляет 3%. Через 1
год государство возвращает долг банку А 100 единиц и купонный
доход, который составляет 3 условные единицы.
Если бы банк А продал бумагу банку B за 95 единиц на вторич_
ном рынке, то банк B, погасив бумагу по номиналу, получил бы
100 единиц — основную сумму долга и 3 единицы — купонный до_
ход. Таким образом, доход банка B по ценной бумаге составил
(100 – 95) + 3 = 8 единиц (в примере расчеты упрощены по сравне_
нию с расчетами на реальном рынке).
При росте доходности облигаций, что означает падение цены на
них, возникает повышенный интерес вложения денег в этот финан_
совый инструмент (рис. 5.2.1). Для покупки облигаций нужна на_
циональная валюта, т. е. спрос на валюту увеличивается, что при_
водит к росту курса этой валюты. При этом необходимо учитывать не только изменение доходности, но и сравнивать доходности об_
лигаций разных стран, поскольку интерес представляют наиболее
доходные облигации.
Анализируя механизм ценообразования на государствен_
ные ценные бумаги, следует различать элементы, которые предоп_
ределяются государственными органами, выпускающими ценные
бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рын_
ка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и
предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем от_
личаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги.
А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обре_
тают специфические черты.
Основные особенности ценообразования на государственные
ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии раз_
работки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения
рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне узким, цена государственных
ценных бумаг практически однозначно определяется такими уста_
новленными заранее параметрами, как цена первичного размеще_
ния, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае
цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может
быть названа назначаемой. Однако пространство вторичного рын_
ка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопре_
делить только начальную цену первичного размещения и конечную
цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего
периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не вы_
пускающими их государственными органами.
Доходность государственных облигаций
Различают два основных вида стоимости государственных
ценных бумаг:
номинал — цена, устанавливаемая эмитентом, с определенным
купонным доходом (yield);
рыночная стоимость — цена бумаги на вторичном рынке.
Доходность ценной бумаги обратно пропорциональна их рыноч_
ной стоимости.
Пример. Бумага куплена у эмитента банком А по номиналу 100
условных единиц. Купонный доход (yield) составляет 3%. Через 1
год государство возвращает долг банку А 100 единиц и купонный
доход, который составляет 3 условные единицы.
Если бы банк А продал бумагу банку B за 95 единиц на вторич_
ном рынке, то банк B, погасив бумагу по номиналу, получил бы
100 единиц — основную сумму долга и 3 единицы — купонный до_
ход. Таким образом, доход банка B по ценной бумаге составил
(100 – 95) + 3 = 8 единиц (в примере расчеты упрощены по сравне_
нию с расчетами на реальном рынке).
При росте доходности облигаций, что означает падение цены на
них, возникает повышенный интерес вложения денег в этот финан_
совый инструмент (рис. 5.2.1). Для покупки облигаций нужна на_
циональная валюта, т. е. спрос на валюту увеличивается, что при_
водит к росту курса этой валюты. При этом необходимо учитывать не только изменение доходности, но и сравнивать доходности об_
лигаций разных стран, поскольку интерес представляют наиболее
доходные облигации.