4.1. Центральный банк и Министерство финансов — основные финансовые институты страны
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161
Основными финансовыми институтами страны являются
Министерство финансов и Центральный банк.
Министерство финансов определяет фискальную или бюджет0
ную политику. Фискальная политика — составление государствен0
ного бюджета, контроль за его выполнением, а также регулирова0
ние доходной части бюджета за счет налогообложения.
Центральный (эмиссионный) банк определяет монетарную или
денежную политику государства. Центральный банк в большинстве
стран принадлежит государству. Но даже если государство фор0
мально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или
владеет частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%), Центральный
банк выполняет функции государственного органа. Центральный
банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмис0
сию) банкнот. Он хранит официальные золотовалютные резервы,
проводит государственную политику, регулируя кредитно0денеж0
ную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует
в управлении государственным долгом и осуществляет расчетно0
кассовое обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе Центральный банк
играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и
свободные средства коммерческих банков и других учреждений,
предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора послед0
ней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов
денежных обязательств либо непосредственно через свои отделе0
ния, либо через специальные расчетные палаты.
Политика Центрального банка является одной из важных частей
макроэкономического регулирования, направленного на достиже0
ние экономического роста, низкого уровня инфляции и безрабо0
тицы. Выделяются следующие основные инструменты, которыми
оперирует Центральный банк для регулирования денежно0кредит0
ной политики.
Официальная учетная ставка — относительно редко изменяемая
ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предо0
ставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней
инстанции.
Обязательные резервы — часть ресурсов банков, внесенных по
требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке — операции ЦБ по купле0продаже
коммерческих и казначейских векселей, государственных обли0
гаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции
с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Тесные связи с государством не означают, что оно может безгра0
нично влиять на политику Центрального банка. Независимо от при0
надлежности капитала Центрального банка государству, он являет0
ся юридически самостоятельным органом. Чаще всего он подотчетен
законодательному органу или специальной банковской комиссии,
образованной парламентом. При этом управляющий банка, назна0
чаемый парламентом, президентом или монархом, не входит в со0
став правительства. Существенная степень независимости Цент0
рального банка является необходимым условием его деятельности,
которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями
правительства (приближение очередных выборов). Это особенно важ0
но в плане ограничения возможностей правительства использовать
ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость Центрального банка имеет отно0
сительный характер в том смысле, что экономическая политика
государства не может быть успешной без четкого согласования и
тесной связи ее основных элементов: денежно0кредитной и финан0
совой политики. В долгосрочном плане политика Центрального бан0
ка определяется приоритетами макроэкономического курса прави0
тельства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или
иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
Основными финансовыми институтами страны являются
Министерство финансов и Центральный банк.
Министерство финансов определяет фискальную или бюджет0
ную политику. Фискальная политика — составление государствен0
ного бюджета, контроль за его выполнением, а также регулирова0
ние доходной части бюджета за счет налогообложения.
Центральный (эмиссионный) банк определяет монетарную или
денежную политику государства. Центральный банк в большинстве
стран принадлежит государству. Но даже если государство фор0
мально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или
владеет частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%), Центральный
банк выполняет функции государственного органа. Центральный
банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмис0
сию) банкнот. Он хранит официальные золотовалютные резервы,
проводит государственную политику, регулируя кредитно0денеж0
ную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует
в управлении государственным долгом и осуществляет расчетно0
кассовое обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе Центральный банк
играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы и
свободные средства коммерческих банков и других учреждений,
предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора послед0
ней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов
денежных обязательств либо непосредственно через свои отделе0
ния, либо через специальные расчетные палаты.
Политика Центрального банка является одной из важных частей
макроэкономического регулирования, направленного на достиже0
ние экономического роста, низкого уровня инфляции и безрабо0
тицы. Выделяются следующие основные инструменты, которыми
оперирует Центральный банк для регулирования денежно0кредит0
ной политики.
Официальная учетная ставка — относительно редко изменяемая
ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предо0
ставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней
инстанции.
Обязательные резервы — часть ресурсов банков, внесенных по
требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке — операции ЦБ по купле0продаже
коммерческих и казначейских векселей, государственных обли0
гаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции
с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Тесные связи с государством не означают, что оно может безгра0
нично влиять на политику Центрального банка. Независимо от при0
надлежности капитала Центрального банка государству, он являет0
ся юридически самостоятельным органом. Чаще всего он подотчетен
законодательному органу или специальной банковской комиссии,
образованной парламентом. При этом управляющий банка, назна0
чаемый парламентом, президентом или монархом, не входит в со0
став правительства. Существенная степень независимости Цент0
рального банка является необходимым условием его деятельности,
которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями
правительства (приближение очередных выборов). Это особенно важ0
но в плане ограничения возможностей правительства использовать
ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость Центрального банка имеет отно0
сительный характер в том смысле, что экономическая политика
государства не может быть успешной без четкого согласования и
тесной связи ее основных элементов: денежно0кредитной и финан0
совой политики. В долгосрочном плане политика Центрального бан0
ка определяется приоритетами макроэкономического курса прави0
тельства. В конечном счете, любой Центральный банк в той или
иной степени сочетает черты банка и государственного органа.