1.1.3. Классификация процессов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86
По участию в добавлении качества к продукции/услугам процессы можно разделить на две основные группы: основные и вспомогательные.
Основные процессы - это процессы, в результате которых создается добавленная стоимость (новое качество). Подобные процессы кроссфункциональны - в их рамках происходит взаимодействие как с клиентами, так и потребителями. К данной категории относятся снабжение, производство, сбыт, логистика.
Вспомогательные процессы - это процессы управления (планирование, учет, анализ); создания инфраструктуры управления и бизнеса (информационного обеспечения, системы качества, производственных систем); процессы разработки новых продуктов и услуг.
Примерный перечень процессов, разработанный Американским центром производительности и качества (см. Приложение 6.1.)
Существуют также и другие взгляды на классификацию процессов. Например, в методологии системы ВААN (ВААN Оrgware) выделяется четыре, так называемые, «категории стратегических моделей» в которые входят все процессы компании:
Модель финансового управления (взгляд на бизнес с точки зрения движения финансовых средств).
Маркетинговая модель (оценка влияния внешней среды на рассматриваемый бизнес).
Модель управления производством.
Модель управления логистикой (снабжение и сбыт).
Все процессы по методологии BAAN Orgware делятся на основные и детальные.
Основные процессы (main) - являются специфичными для определенного типа организации и определяются из контрольной модели потока товаров.
Детальные процессы - имеют общую природу, могут применяться в различных типах организаций.
Методология предлагает следующий перечень детальных (общих) процессов;
MN - Manufacturing - производство;
ВА - Basic Data Process -основные данные;
SL - Sales Process - процесс продаж;
PU--Purchasing- закупки;
PL - Planning (all resources) - планирование;
Fl - Finance - финансы;
SE - Service - обслуживание;
WH - Warehousing - хранение на складе;
EN - Engineering - конструирование;
FR - Formula Management - управление формулами;
IT- System Management - управление устройствами;
PI - Project Industries - проектные производства:
PS - Project Services - обслуживание проектов;
PM - Product Batch Management - управление упаковкой продукции;
QI - Quality Inspection - проверка качества:
QM - Quality Management - управление качеством;
Являясь объектом управления, процессы должны быть соответствующим образом выстроены. В большинстве же своем процессы никем не управляются, никто не несет ответственности за конечный результат, процессы не описаны и не документированы.
Для того чтобы работать с процессами, необходимо выяснить следующие моменты:
из чего они состоят;
какие существуют средства описания и документирования;
кого назначать ответственными;
как анализировать эффективность того или иного процесса.
Тенденция в развитии процессов - "вытягивание" их за пределы организации, т. е. создание кроссорганизационных (межорганизационных) процессов, в том числе, организация процесса электронной коммерции (е-бизнес). Создание и оптимизация межорганизационных процессов направлены па снижение транзакционных издержек предприятия.
Транзакционные издержки - финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного взаимодействия со своими внешними контрагентами: клиентами, поставщиками, партнерами, представителями государственных органов, иными участниками хозяйственной деятельности.
По участию в добавлении качества к продукции/услугам процессы можно разделить на две основные группы: основные и вспомогательные.
Основные процессы - это процессы, в результате которых создается добавленная стоимость (новое качество). Подобные процессы кроссфункциональны - в их рамках происходит взаимодействие как с клиентами, так и потребителями. К данной категории относятся снабжение, производство, сбыт, логистика.
Вспомогательные процессы - это процессы управления (планирование, учет, анализ); создания инфраструктуры управления и бизнеса (информационного обеспечения, системы качества, производственных систем); процессы разработки новых продуктов и услуг.
Примерный перечень процессов, разработанный Американским центром производительности и качества (см. Приложение 6.1.)
Существуют также и другие взгляды на классификацию процессов. Например, в методологии системы ВААN (ВААN Оrgware) выделяется четыре, так называемые, «категории стратегических моделей» в которые входят все процессы компании:
Модель финансового управления (взгляд на бизнес с точки зрения движения финансовых средств).
Маркетинговая модель (оценка влияния внешней среды на рассматриваемый бизнес).
Модель управления производством.
Модель управления логистикой (снабжение и сбыт).
Все процессы по методологии BAAN Orgware делятся на основные и детальные.
Основные процессы (main) - являются специфичными для определенного типа организации и определяются из контрольной модели потока товаров.
Детальные процессы - имеют общую природу, могут применяться в различных типах организаций.
Методология предлагает следующий перечень детальных (общих) процессов;
MN - Manufacturing - производство;
ВА - Basic Data Process -основные данные;
SL - Sales Process - процесс продаж;
PU--Purchasing- закупки;
PL - Planning (all resources) - планирование;
Fl - Finance - финансы;
SE - Service - обслуживание;
WH - Warehousing - хранение на складе;
EN - Engineering - конструирование;
FR - Formula Management - управление формулами;
IT- System Management - управление устройствами;
PI - Project Industries - проектные производства:
PS - Project Services - обслуживание проектов;
PM - Product Batch Management - управление упаковкой продукции;
QI - Quality Inspection - проверка качества:
QM - Quality Management - управление качеством;
Являясь объектом управления, процессы должны быть соответствующим образом выстроены. В большинстве же своем процессы никем не управляются, никто не несет ответственности за конечный результат, процессы не описаны и не документированы.
Для того чтобы работать с процессами, необходимо выяснить следующие моменты:
из чего они состоят;
какие существуют средства описания и документирования;
кого назначать ответственными;
как анализировать эффективность того или иного процесса.
Тенденция в развитии процессов - "вытягивание" их за пределы организации, т. е. создание кроссорганизационных (межорганизационных) процессов, в том числе, организация процесса электронной коммерции (е-бизнес). Создание и оптимизация межорганизационных процессов направлены па снижение транзакционных издержек предприятия.
Транзакционные издержки - финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного взаимодействия со своими внешними контрагентами: клиентами, поставщиками, партнерами, представителями государственных органов, иными участниками хозяйственной деятельности.