1.5.5.3.   Качественные показатели процесса и драйверы издержек

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 

Рассмотренные в предыдущем разделе драйверы - это еще не все составляющие ABC подхода. Кроме потребления ресурсов операциями и внесения вклада операции в объект стоимости, существует еще процесс, выполняющийся определенным образом. Для измерения качества выполняющегося процесса существует отдельный показатель - это драйвер издержек «cost driver». Драйвер издержек непосредственно не связан с распределением затрат на объекты стоимости, он показывает эффективность выполнения процесса. В зависимости от процесса, выбранного для анализа, методы расчета драйвера будут различны. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Процесс обработки заказов. Процесс состоит из 4х функций:

            Развитие контакта с клиентом - прием звонков и выяснение потребностей клиента.

            Обработка запроса клиента - рассмотрение возможностей предложить комплекс продуктов/услуг, удовлетворяющих потребности клиента.

            Формирование предложения клиенту.

            Формирование заказа - формирование заказа на производство на основе принятого клиентом предложения.

Для этого процесса можно использовать драйвер издержек - количество обращений клиентов и соотношение между количеством обращений и количеством запросов/предложений и заказов.

На основе анализа статистических данных была получена следующая информация (за месяц):

Развитие контакта с клиентом   100 обращений.

Обработка запроса клиента - 90 запросов.

Формирование предложения клиенту-67 предложений.

Формирование заказа- 16 заказов.

Фактически количество обращений, запросов, предложений и заказов равно количеству выполненных соответствующих функций. Например, количество контактов с клиентами равно количеству выполненных функций «Развитие контакта с клиентом». Естественно, при этом учитываются и те функции. когда этот контакт не приводит к дальнейшему продолжению процесса, т.е. когда клиент уже на этапе первичного контакта по каким-то причинам прекращает с нами сотрудничество. В результате соотношение между этими показателями определяет, насколько эффективен процесс или какова доля заказов в первичных контактах с клиентами. В данном примере на 100 обращений приходится 16 заказов.

Все драйверы могут функционировать, как минимум, на четырех уровнях:

            Изделия (Unit) - драйверы, установленные для каждого изделия. Например, время шитья чехла для матраса.

            Партии (Batch)   - драйверы, установленные для каждой партии.  Например, настройка станка.

            Продуктовой линии (Product) - драйверы, установленные для всех изделий. Это типично для операций разработки изделий.

            Предприятия (Facility) -драйверы, не связанные с продукцией.

ABC - это не панацея от всех бед. Использование ABC-метода для учета стоимости объектов издержек, например, продукции, имеет недостатки. ABC дает отчет по всем издержкам за определенный период, но не рассматривает списание расходов с большим сроком окупаемости, за исключением тех, по которым существует специальная отчетность (амортизация и т. д.). Например, если большое количество расходов для отдела НИОКР за ограниченный промежуток времени будет отнесено на продукцию, то это чрезмерно увеличит ее себестоимость. Подобные искажения могут возникать и в случае с сезонной продукцией. В жизненном цикле любой продукции имеется период начальных вложений, связанный с созданием прототипов и тестированием. В общем итоге им уделяется меньшее внимание, и стоимость стабилизируется. ABC измеряет расходы в течение определенного периода. Благодаря представлениям, полученным с помощью ABC, не популярный на сегодня учет издержек жизненного цикла продукта, вероятнее всего, начнут признавать.

Рассмотренные в предыдущем разделе драйверы - это еще не все составляющие ABC подхода. Кроме потребления ресурсов операциями и внесения вклада операции в объект стоимости, существует еще процесс, выполняющийся определенным образом. Для измерения качества выполняющегося процесса существует отдельный показатель - это драйвер издержек «cost driver». Драйвер издержек непосредственно не связан с распределением затрат на объекты стоимости, он показывает эффективность выполнения процесса. В зависимости от процесса, выбранного для анализа, методы расчета драйвера будут различны. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Процесс обработки заказов. Процесс состоит из 4х функций:

            Развитие контакта с клиентом - прием звонков и выяснение потребностей клиента.

            Обработка запроса клиента - рассмотрение возможностей предложить комплекс продуктов/услуг, удовлетворяющих потребности клиента.

            Формирование предложения клиенту.

            Формирование заказа - формирование заказа на производство на основе принятого клиентом предложения.

Для этого процесса можно использовать драйвер издержек - количество обращений клиентов и соотношение между количеством обращений и количеством запросов/предложений и заказов.

На основе анализа статистических данных была получена следующая информация (за месяц):

Развитие контакта с клиентом   100 обращений.

Обработка запроса клиента - 90 запросов.

Формирование предложения клиенту-67 предложений.

Формирование заказа- 16 заказов.

Фактически количество обращений, запросов, предложений и заказов равно количеству выполненных соответствующих функций. Например, количество контактов с клиентами равно количеству выполненных функций «Развитие контакта с клиентом». Естественно, при этом учитываются и те функции. когда этот контакт не приводит к дальнейшему продолжению процесса, т.е. когда клиент уже на этапе первичного контакта по каким-то причинам прекращает с нами сотрудничество. В результате соотношение между этими показателями определяет, насколько эффективен процесс или какова доля заказов в первичных контактах с клиентами. В данном примере на 100 обращений приходится 16 заказов.

Все драйверы могут функционировать, как минимум, на четырех уровнях:

            Изделия (Unit) - драйверы, установленные для каждого изделия. Например, время шитья чехла для матраса.

            Партии (Batch)   - драйверы, установленные для каждой партии.  Например, настройка станка.

            Продуктовой линии (Product) - драйверы, установленные для всех изделий. Это типично для операций разработки изделий.

            Предприятия (Facility) -драйверы, не связанные с продукцией.

ABC - это не панацея от всех бед. Использование ABC-метода для учета стоимости объектов издержек, например, продукции, имеет недостатки. ABC дает отчет по всем издержкам за определенный период, но не рассматривает списание расходов с большим сроком окупаемости, за исключением тех, по которым существует специальная отчетность (амортизация и т. д.). Например, если большое количество расходов для отдела НИОКР за ограниченный промежуток времени будет отнесено на продукцию, то это чрезмерно увеличит ее себестоимость. Подобные искажения могут возникать и в случае с сезонной продукцией. В жизненном цикле любой продукции имеется период начальных вложений, связанный с созданием прототипов и тестированием. В общем итоге им уделяется меньшее внимание, и стоимость стабилизируется. ABC измеряет расходы в течение определенного периода. Благодаря представлениям, полученным с помощью ABC, не популярный на сегодня учет издержек жизненного цикла продукта, вероятнее всего, начнут признавать.