1.6.4.Управление выполнением процесса
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86
Любой конкретный случай выполнения процесса называется экземпляром (вариантом, сессией). Например, процесс «Обработка заказа клиента». Экземпляром процесса будет обработка заказа № 125 от компании «Стройтрест». Выполнение любого экземпляра состоит в рассылке пользователям заданий в виде экранных форм и управлении процессом их заполнения в соответствии с предусмотренным алгоритмом. При этом система класса Workflow обеспечивает;
одновременное выполнение множества экземпляров каждого процесса;
передачу заданий между операциями процесса посредством системы электронной почты;
обмен произвольными сообщениями между пользователями;
доступ к функциям системы и внешним программам, предусмотренным для пользователя разработчиком процесса;
взаимодействие путем обмена данными с другими программами.
Работа пользователя с любой формой состоит из следующих действий:
просмотр содержимого;
заполнение и/или редактирование полей;
печать формы;
выпуск формы для последующей обработки.
Часто при заполнении экранных форм поддерживается технология электронной подписи.
В процессе эксплуатации система Workflow накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди заданий различных типов как для каждого пользователя, так и для группы. Автоматически производится периодическое обновление очередей и уведомление пользователя о наличии в очереди новых, еще не просмотренных заданий, заданий с высоким приоритетом или заданий с установленным предельным сроком выполнения.
Набор операций для работы с очередью заданий содержит следующие операции:
выбор задания;
переход к заполнению экранной формы выбранного задания;
выпуск выбранного задания - информирование системы о его выполнении;
пересылка выбранного задания другому пользователю в случае невозможности его выполнения;
установка критериев сортировки заданий в очереди;
ограничение списка отображаемых заданий посредством критерия-фильтра;
управление периодом обновления очереди.
После выпуска или пересылки задания оно автоматически удаляется из очереди.
В управлении и выполнении процесса Workflow участвуют следующие классы пользователей;
администратор системы - поддержка и сохранение целостности всех данных, не относящихся к процессам, например, данных о пользователях;
разработчик процесса - разработка, тестирование и поддержка конкретного процесса;
владелец процесса - редактирование конкретного процесса;
менеджер - контроль исполнения экземпляров процесса посредством регистрационных отчетов и сервисных программ;
пользователь - доступ к системе через очередь заданий, функция запуска экземпляра конкретного процесса и справочная подсистема.
Каждый пользователь имеет уникальный код, пароль и относится к некоторой группе пользователей. Средства управления доступом системы Workflow ограничивают доступ к операциям, к функции запуска экземпляров процесса и к возможностям администрирования для определенных пользователей или групп пользователей. Кроме того, большинство систем предоставляют возможность управления доступом на уровне ролей, в соответствии с которой права доступа могут назначаться не физическим лицам или подразделениям, а должностям (ролям).
Для контроля и управления текущим состоянием выполнения экземпляров процесса в системах Workflow предусмотрены следующие функции:
регистрационные журналы;
отчеты о состоянии;
пересмотр данных;
административные отчеты.
Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы, в котором для каждого экземпляра процесса фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель. С помощью регистрационного журнала в любой момент времени можно получить информацию о том, что происходило и происходит при выполнении конкретного экземпляра процесса.
Отчет о состоянии - это внутренний отчет системы, в котором отражается текущее состояние каждой операции каждого процесса. Различается четыре типа состояний: выпущена, не выпущена, отозвана, не отправлена. Кроме того, для любой операции можно получить данные о текущих значениях полей. Функция пересмотра данных отличается от отчета о состоянии лишь тем, что позволяет модифицировать значения полей и, таким образом, управлять выполнением экземпляра процесса.
Административные отчеты используются для сбора и обобщения информации, относящейся к нескольким (всем, текущим или завершенным) экземплярам данного процесса. Типичными примерами административных отчетов являются отчеты об объеме продаж в регионе, о суммарном объеме всех принятых заказов или о количестве просроченных договоров. Структура и алгоритм административных отчетов определяются разработчиком процесса.
Любой конкретный случай выполнения процесса называется экземпляром (вариантом, сессией). Например, процесс «Обработка заказа клиента». Экземпляром процесса будет обработка заказа № 125 от компании «Стройтрест». Выполнение любого экземпляра состоит в рассылке пользователям заданий в виде экранных форм и управлении процессом их заполнения в соответствии с предусмотренным алгоритмом. При этом система класса Workflow обеспечивает;
одновременное выполнение множества экземпляров каждого процесса;
передачу заданий между операциями процесса посредством системы электронной почты;
обмен произвольными сообщениями между пользователями;
доступ к функциям системы и внешним программам, предусмотренным для пользователя разработчиком процесса;
взаимодействие путем обмена данными с другими программами.
Работа пользователя с любой формой состоит из следующих действий:
просмотр содержимого;
заполнение и/или редактирование полей;
печать формы;
выпуск формы для последующей обработки.
Часто при заполнении экранных форм поддерживается технология электронной подписи.
В процессе эксплуатации система Workflow накапливает задания, ожидающие обработки, и формирует очереди заданий различных типов как для каждого пользователя, так и для группы. Автоматически производится периодическое обновление очередей и уведомление пользователя о наличии в очереди новых, еще не просмотренных заданий, заданий с высоким приоритетом или заданий с установленным предельным сроком выполнения.
Набор операций для работы с очередью заданий содержит следующие операции:
выбор задания;
переход к заполнению экранной формы выбранного задания;
выпуск выбранного задания - информирование системы о его выполнении;
пересылка выбранного задания другому пользователю в случае невозможности его выполнения;
установка критериев сортировки заданий в очереди;
ограничение списка отображаемых заданий посредством критерия-фильтра;
управление периодом обновления очереди.
После выпуска или пересылки задания оно автоматически удаляется из очереди.
В управлении и выполнении процесса Workflow участвуют следующие классы пользователей;
администратор системы - поддержка и сохранение целостности всех данных, не относящихся к процессам, например, данных о пользователях;
разработчик процесса - разработка, тестирование и поддержка конкретного процесса;
владелец процесса - редактирование конкретного процесса;
менеджер - контроль исполнения экземпляров процесса посредством регистрационных отчетов и сервисных программ;
пользователь - доступ к системе через очередь заданий, функция запуска экземпляра конкретного процесса и справочная подсистема.
Каждый пользователь имеет уникальный код, пароль и относится к некоторой группе пользователей. Средства управления доступом системы Workflow ограничивают доступ к операциям, к функции запуска экземпляров процесса и к возможностям администрирования для определенных пользователей или групп пользователей. Кроме того, большинство систем предоставляют возможность управления доступом на уровне ролей, в соответствии с которой права доступа могут назначаться не физическим лицам или подразделениям, а должностям (ролям).
Для контроля и управления текущим состоянием выполнения экземпляров процесса в системах Workflow предусмотрены следующие функции:
регистрационные журналы;
отчеты о состоянии;
пересмотр данных;
административные отчеты.
Регистрационный журнал представляет собой внутренний отчет системы, в котором для каждого экземпляра процесса фиксируются дата и время каждой транзакции, выполненное действие и исполнитель. С помощью регистрационного журнала в любой момент времени можно получить информацию о том, что происходило и происходит при выполнении конкретного экземпляра процесса.
Отчет о состоянии - это внутренний отчет системы, в котором отражается текущее состояние каждой операции каждого процесса. Различается четыре типа состояний: выпущена, не выпущена, отозвана, не отправлена. Кроме того, для любой операции можно получить данные о текущих значениях полей. Функция пересмотра данных отличается от отчета о состоянии лишь тем, что позволяет модифицировать значения полей и, таким образом, управлять выполнением экземпляра процесса.
Административные отчеты используются для сбора и обобщения информации, относящейся к нескольким (всем, текущим или завершенным) экземплярам данного процесса. Типичными примерами административных отчетов являются отчеты об объеме продаж в регионе, о суммарном объеме всех принятых заказов или о количестве просроченных договоров. Структура и алгоритм административных отчетов определяются разработчиком процесса.