1.2.8. Уровни описания процессов (декомпозиция)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86
Декомпозиция - прием, позволяющий представить сложную систему в виде нескольких более простых взаимосвязанных, вложенных систем. Такая форма представления позволяет анализировать процесс, не перегружая представление элементами, излишними для решения текущей задачи. Глубина декомпозиции определяется целями моделирования и, таким образом, задает степень детализации описания процесса. По аналогии с планированием можно проводить моделирование и описание бизнес- процессов «сверху-вниз» и «снизу - вверх».
В случае моделирования «сверх) - вниз» описываются все процессы системы начиная с верхнего уровня, т. е. сначала рассматривается все предприятие в виде комплекса взаимосвязанных функций, а затем раскрываются отдельные функции в виде взаимосвязанных бизнес-процессов.
При моделировании «снизу - вверх» выбирается один процесс (например, «Обработка заказа»), затем производится его описание и дальнейшая оптимизация под поставленные цели. Часто в этом случае описания системы предприятия в целом не происходит, а описывается только часть системы, взаимодействующая с описываемым процессом. В дальнейшем такая работа может быть продолжена путем включения других процессов в работу по бизнес-инжинирингу.
Каждая из методик моделирования имеет право на существование, а также свои достоинства и недостатки.
Описание системы бизнес-процессов предприятия «сверху - вниз» требует больших затрат ресурсов. При такой работе, как правило, ломаются устоявшиеся стереотипы, и часто результаты сложно внедрить без серьезного изменения существующей системы. Необходима детальная, предварительная проработка системы «миссии - стратегии - цели» компании.
При подходе «снизу- вверх» проще создать команду и добиться улучшений за небольшой срок, но эти улучшения будут носить локальный характер. Для такой работы достаточно проработки целей проекта по инжинирингу. Решения в пользу этого подхода принимаются с учетом более низких затрат и возможности испытать эффективность новой технологии без большого риска для компании в целом. В дальнейшем обученную команду сотрудников можно использовать для распространения опыта проекта на всю остальную компанию. Данная методика описывает именно такой подход к бизнес-инжинирингу.
Что же представляет собой многоуровневое моделирование бизнес-процессов? Функция (одно действие) процесса может представлять собой отдельный процесс и раскрываться уровнем ниже в виде отдельного процесса состоящего из нескольких операций (см. Рис. 8).
Рис. 8 Декомпозиция
Таким образом, повышая детализацию описания бизнес-процессов, можно сформировать структурную "вложенность" бизнес-процессов. Подобная структура является процессной моделью предприятия и должна содержать описание бизнес-процессов, определяя их взаимосвязи.
Уровень детализации описания отдельного бизнес-процесса диктуется необходимостью обеспечить качество понимания бизнес-процесса. Если какой-либо шаг процесса при данном уровне детализации остается непонятным, детализацию описания повышают. Если данного уровня детализации достаточно для однозначного понимания бизнес-процесса (определяющего удобство и эффективность работы с ним), то повышать детализацию не требуется (в целях экономии ресурсов).
Модель процесса включает в себя описание всех его составляющих - функций, ресурсов, участников, целей, информации, результатов, событий, направлений и последовательностей действий - отражая, таким образом, существующую реальность или ее желаемое представление (модель) в будущем. В соответствии с этой моделью осуществляют свою деятельность (функциональные обязанности) все участники процесса. Каждый участник (сотрудник) четко знает все свои действия в рамках всех процессов, в которых он задействован.
Поскольку описание процессов имеет многоуровневую структуру (см. декомпозицию - сначала описывается процесс на макроуровне, т.е. на уровне предприятия, а затем переходит к описанию нижнего уровня с более высокой степенью детализации), то обеспечивается системность, т.е. структурная взаимосвязь всех процессов.
В зависимости от задач описания бизнес-процессов может быть несколько различных вариантов детализации их описания.
Анализ проблем бизнеса:
по направлениям
по подразделениям
внутри подразделения
на рабочих местах
Внедрение информационной системы:
формулировка требований
спецификация проекта
описание реализации
В данной Методике основное внимание уделяется описанию бизнес-процессов для анализа проблем управления и внедрению информационных систем на уровне формулировки требований.
Процессы, описываемые на уровне направлений деятельности, изображаются с помощью диаграммы добавленной стоимости - только очень укрупненные функции (см. Рис. 9). Альтернативное название, - цепочка добавленного качества, в ней отражается последовательность функций добавляющих ценность к производимым продуктам/услугам.
Рис. 9 Диаграмма добавленной стоимости
В дальнейшем эти функции будут детализироваться по подразделениям. На этом этапе важно не упустить каких-либо функций интересующего процесса.
На уровне подразделений и должностей составляются событийно-функциональные диаграммы (см. далее).
Декомпозиция - прием, позволяющий представить сложную систему в виде нескольких более простых взаимосвязанных, вложенных систем. Такая форма представления позволяет анализировать процесс, не перегружая представление элементами, излишними для решения текущей задачи. Глубина декомпозиции определяется целями моделирования и, таким образом, задает степень детализации описания процесса. По аналогии с планированием можно проводить моделирование и описание бизнес- процессов «сверху-вниз» и «снизу - вверх».
В случае моделирования «сверх) - вниз» описываются все процессы системы начиная с верхнего уровня, т. е. сначала рассматривается все предприятие в виде комплекса взаимосвязанных функций, а затем раскрываются отдельные функции в виде взаимосвязанных бизнес-процессов.
При моделировании «снизу - вверх» выбирается один процесс (например, «Обработка заказа»), затем производится его описание и дальнейшая оптимизация под поставленные цели. Часто в этом случае описания системы предприятия в целом не происходит, а описывается только часть системы, взаимодействующая с описываемым процессом. В дальнейшем такая работа может быть продолжена путем включения других процессов в работу по бизнес-инжинирингу.
Каждая из методик моделирования имеет право на существование, а также свои достоинства и недостатки.
Описание системы бизнес-процессов предприятия «сверху - вниз» требует больших затрат ресурсов. При такой работе, как правило, ломаются устоявшиеся стереотипы, и часто результаты сложно внедрить без серьезного изменения существующей системы. Необходима детальная, предварительная проработка системы «миссии - стратегии - цели» компании.
При подходе «снизу- вверх» проще создать команду и добиться улучшений за небольшой срок, но эти улучшения будут носить локальный характер. Для такой работы достаточно проработки целей проекта по инжинирингу. Решения в пользу этого подхода принимаются с учетом более низких затрат и возможности испытать эффективность новой технологии без большого риска для компании в целом. В дальнейшем обученную команду сотрудников можно использовать для распространения опыта проекта на всю остальную компанию. Данная методика описывает именно такой подход к бизнес-инжинирингу.
Что же представляет собой многоуровневое моделирование бизнес-процессов? Функция (одно действие) процесса может представлять собой отдельный процесс и раскрываться уровнем ниже в виде отдельного процесса состоящего из нескольких операций (см. Рис. 8).
Рис. 8 Декомпозиция
Таким образом, повышая детализацию описания бизнес-процессов, можно сформировать структурную "вложенность" бизнес-процессов. Подобная структура является процессной моделью предприятия и должна содержать описание бизнес-процессов, определяя их взаимосвязи.
Уровень детализации описания отдельного бизнес-процесса диктуется необходимостью обеспечить качество понимания бизнес-процесса. Если какой-либо шаг процесса при данном уровне детализации остается непонятным, детализацию описания повышают. Если данного уровня детализации достаточно для однозначного понимания бизнес-процесса (определяющего удобство и эффективность работы с ним), то повышать детализацию не требуется (в целях экономии ресурсов).
Модель процесса включает в себя описание всех его составляющих - функций, ресурсов, участников, целей, информации, результатов, событий, направлений и последовательностей действий - отражая, таким образом, существующую реальность или ее желаемое представление (модель) в будущем. В соответствии с этой моделью осуществляют свою деятельность (функциональные обязанности) все участники процесса. Каждый участник (сотрудник) четко знает все свои действия в рамках всех процессов, в которых он задействован.
Поскольку описание процессов имеет многоуровневую структуру (см. декомпозицию - сначала описывается процесс на макроуровне, т.е. на уровне предприятия, а затем переходит к описанию нижнего уровня с более высокой степенью детализации), то обеспечивается системность, т.е. структурная взаимосвязь всех процессов.
В зависимости от задач описания бизнес-процессов может быть несколько различных вариантов детализации их описания.
Анализ проблем бизнеса:
по направлениям
по подразделениям
внутри подразделения
на рабочих местах
Внедрение информационной системы:
формулировка требований
спецификация проекта
описание реализации
В данной Методике основное внимание уделяется описанию бизнес-процессов для анализа проблем управления и внедрению информационных систем на уровне формулировки требований.
Процессы, описываемые на уровне направлений деятельности, изображаются с помощью диаграммы добавленной стоимости - только очень укрупненные функции (см. Рис. 9). Альтернативное название, - цепочка добавленного качества, в ней отражается последовательность функций добавляющих ценность к производимым продуктам/услугам.
Рис. 9 Диаграмма добавленной стоимости
В дальнейшем эти функции будут детализироваться по подразделениям. На этом этапе важно не упустить каких-либо функций интересующего процесса.
На уровне подразделений и должностей составляются событийно-функциональные диаграммы (см. далее).