2. Легендарные и «чудесные» существа

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 

[138] Есть и другой источник притягательности Безобразного. В эллинистическую эпоху активизируются связи с далекими землями и множатся всевозможные описания, иногда откровенно легендарные, иногда с претензией на достоверность. В первую очередь следует упомянуть Роман об Александре (фантастическое повествование о походах Александра Великого), получивший широкое распространение на христианском Западе после X в.; считалось, что корни его восходят к Каллисфену, Аристотелю или Эзопу, хотя есть все основания [139] утверждать, что самый древний текст написан не ранее первых веков христианской эры. Нельзя обойти вниманием и Естественную историю Плиния Старшего — обширнейшую энциклопедию всех знаний того времени. В этих текстах появляются диковинные люди и животные, перекочевавшие в дальнейшем в эллинистические и средневековые бестиарии (начиная со знаменитого Физиолога, написанного между II и V вв. н. э.) и попавшие в различные энциклопедии Средних веков и даже в рассказы более поздних путешественников. Там есть Фавны; Акефалы с глазами на плечах и двумя дырками на груди вместо носа и рта; Андрогины с одним сосцом и гениталиями обоих полов; эфиопские Артабаны, послушные, как овцы; Астоматы, имеющие простое отверстие вместо рта и питающиеся через трубочку; Астоморы, вообще без рта, питающиеся запахами; двухголовые Бикефалы; [140] Блегмы без головы с глазами и ртом на груди; Кентавры; Единороги-Химеры с головой льва, задней частью дракона и туловищем козы; Циклопы; Кинокефалы с собачьей головой; женщины с кабаньими клыками, волосами до земли и коровьим хвостом; Грифоны с телом орла спереди и льва сзади; Понцы с прямыми без колена ногами, лошадиными копытами и детородным членом на груди; существа с такой большой нижней губой, что ею можно накрывать голову во сне; Лейкоокр с туловищем осла, задней частью оленя, львиной грудью и ногами, конскими копытами, раздвоенным рогом, ртом до ушей, сплошной костью вместо зубов и почти человеческим голосом, Мантихора с тремя рядами зубов, львиным туловищем, хвостом, как у скорпиона, голубыми глазами, кроваво-красной кожей, шипящая, как змея; Паноции с ушами, свисающими до колен; Пхиты с неимоверно длинными шеями, длинными ногами и руками, как пилы; вечно воюющие с журавлями Пигмеи ростом в три пяди, живущие не более семи лет и спаривающиеся и производящие потомство в возрасте шести месяцев; Сатиры с крючковатым носом, рогами и козлиной нижней частью туловища; Хохлатые змеи, ходящие на двух ногах, с открытым зевом, полным яда; мыши ростом с борзую собаку, которых ловят громадные псы, поскольку кошкам они не по зубам; люди ходящие на руках, люди, ходящие на коленях, с восемью пальцами на ногах, люди с двумя глазами спереди и двумя сзади; люди с тестикулами, болтающимися до колен; Исхиаподы, невероятно быстро бегающие на единственной ноге, которую они поднимают вверх, когда ложатся отдохнуть, чтобы насладиться прохладой ее тени.

Перед нами целый мир легендарных, немыслимо уродливых существ, чей внешний вид знаком нам по миниатюрам, скульптурам на порталах [142] и капителях романских церквей, а также по более поздним, в том числе печатным, изображениям. Средневековая культура не задается вопросом, «красивы» ли эти чудища. Она очарована Диковинным, а это не что иное, как форма, в которую облекалось тогда то, что в последующие века будет названо Экзотикой. Многие путешественники Позднего Средневековья бросились на поиски новых земель еще и потому, что их влекло Диковинное, и они умудрялись находить его, даже если его не было на самом деле. Марко Поло, например, отождествляет в Книге чудес носорогов — никогда ранее не виданных животных — с легендарными единорогами (хотя единорогам полагалось быть белыми и грациозными, а носороги неуклюжи, толсты и темнокожи).

[138] Есть и другой источник притягательности Безобразного. В эллинистическую эпоху активизируются связи с далекими землями и множатся всевозможные описания, иногда откровенно легендарные, иногда с претензией на достоверность. В первую очередь следует упомянуть Роман об Александре (фантастическое повествование о походах Александра Великого), получивший широкое распространение на христианском Западе после X в.; считалось, что корни его восходят к Каллисфену, Аристотелю или Эзопу, хотя есть все основания [139] утверждать, что самый древний текст написан не ранее первых веков христианской эры. Нельзя обойти вниманием и Естественную историю Плиния Старшего — обширнейшую энциклопедию всех знаний того времени. В этих текстах появляются диковинные люди и животные, перекочевавшие в дальнейшем в эллинистические и средневековые бестиарии (начиная со знаменитого Физиолога, написанного между II и V вв. н. э.) и попавшие в различные энциклопедии Средних веков и даже в рассказы более поздних путешественников. Там есть Фавны; Акефалы с глазами на плечах и двумя дырками на груди вместо носа и рта; Андрогины с одним сосцом и гениталиями обоих полов; эфиопские Артабаны, послушные, как овцы; Астоматы, имеющие простое отверстие вместо рта и питающиеся через трубочку; Астоморы, вообще без рта, питающиеся запахами; двухголовые Бикефалы; [140] Блегмы без головы с глазами и ртом на груди; Кентавры; Единороги-Химеры с головой льва, задней частью дракона и туловищем козы; Циклопы; Кинокефалы с собачьей головой; женщины с кабаньими клыками, волосами до земли и коровьим хвостом; Грифоны с телом орла спереди и льва сзади; Понцы с прямыми без колена ногами, лошадиными копытами и детородным членом на груди; существа с такой большой нижней губой, что ею можно накрывать голову во сне; Лейкоокр с туловищем осла, задней частью оленя, львиной грудью и ногами, конскими копытами, раздвоенным рогом, ртом до ушей, сплошной костью вместо зубов и почти человеческим голосом, Мантихора с тремя рядами зубов, львиным туловищем, хвостом, как у скорпиона, голубыми глазами, кроваво-красной кожей, шипящая, как змея; Паноции с ушами, свисающими до колен; Пхиты с неимоверно длинными шеями, длинными ногами и руками, как пилы; вечно воюющие с журавлями Пигмеи ростом в три пяди, живущие не более семи лет и спаривающиеся и производящие потомство в возрасте шести месяцев; Сатиры с крючковатым носом, рогами и козлиной нижней частью туловища; Хохлатые змеи, ходящие на двух ногах, с открытым зевом, полным яда; мыши ростом с борзую собаку, которых ловят громадные псы, поскольку кошкам они не по зубам; люди ходящие на руках, люди, ходящие на коленях, с восемью пальцами на ногах, люди с двумя глазами спереди и двумя сзади; люди с тестикулами, болтающимися до колен; Исхиаподы, невероятно быстро бегающие на единственной ноге, которую они поднимают вверх, когда ложатся отдохнуть, чтобы насладиться прохладой ее тени.

Перед нами целый мир легендарных, немыслимо уродливых существ, чей внешний вид знаком нам по миниатюрам, скульптурам на порталах [142] и капителях романских церквей, а также по более поздним, в том числе печатным, изображениям. Средневековая культура не задается вопросом, «красивы» ли эти чудища. Она очарована Диковинным, а это не что иное, как форма, в которую облекалось тогда то, что в последующие века будет названо Экзотикой. Многие путешественники Позднего Средневековья бросились на поиски новых земель еще и потому, что их влекло Диковинное, и они умудрялись находить его, даже если его не было на самом деле. Марко Поло, например, отождествляет в Книге чудес носорогов — никогда ранее не виданных животных — с легендарными единорогами (хотя единорогам полагалось быть белыми и грациозными, а носороги неуклюжи, толсты и темнокожи).