1. Романтическая Красота
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
[299] «Романтизм» – термин, обозначающий не столько исторический период или конкретное художественное течение, сколько совокупность характеров, подходов и чувств, своеобразие которых заключается в их специфической природе, а главное – в их оригинальных отношениях. В самом деле, оригинальны определенные аспекты романтической Красоты, хотя тут нетрудно найти предшественников и предвестников: Красота Медузы, например, гротескная, тревожная, меланхоличная, бесформенная. Но в первую очередь оригинальна связь между различными формами, продиктованная не разумом, но чувством и разумом вместе, связь, нацеленная не на то, чтобы снять противоречия или разрешить антитезы (конечное – бесконечное, целое – часть, жизнь – смерть, ум – сердце), но собрать их в единое целое, составляющее истинную новизну Романтизма. То, как описывает сам себя поэт Уго Фосколо, – отличный пример самовосприятия романтического человека: Красота и меланхолия, сердце и разум, задумчивость и импульсивность дополняют друг друга. Однако тут надо быть осторожным и не воспринимать эпоху, когда жил Фосколо, – зажатую между Революцией и Реставрацией, неоклассицизмом и реализмом, – периодом проявления романтической Красоты. Ведь эта Красота, присущая бледным, изможденным лицам, Красота, из-за которой, почти не таясь, выглядывает Смерть, была широко представлена еще у Тассо и просуществовала до конца XIX в., когда Д’Аннуцио переосмыслил в зловеще потустороннем ключе Джоконду Леонардо.
Итак, романтическая Красота выражает состояние души, которое в разных контекстах описано у Тассо и Шекспира и встречается снова у Бодлера и Д’Аннуцио; порожденные этим состоянием души формы повторяются, в свою очередь, у сюрреалистов с их сновидческой [303] Красотой и в китче модернизма и постмодернизма с его тягой ко всему мрачному и беспросветному.
Интересно проследить постепенное формирование романтического вкуса по семантическим изменениям терминов romantic, romanesque, romantisch. В середине XVII в. термин romantic был синонимом (в негативном смысле) romanzesco (like the old romances — «романический», «как старинные романы»); век спустя он значил уже скорее «химерический» (romanesque) или живописный; к живописному Руссо добавил важное субъективное определение: выражение «не знаю что» (jе пе sais quoi) — нечто расплывчатое и неопределенное. Наконец, первые немецкие романтики расширили область не поддающегося определению и расплывчатого, подпадающую под термин romantisch: теперь она стала включать в себя все далекое, магическое, неведомое, в том числе мрачное, иррациональное, связанное со смертью. А главное, сугубо романтической чертой стало стремление (Sehnsucht) ко всему этому. Такое стремление никак не определяется исторически; всякое искусство, выражающее его, — искусство романтическое, или, может быть, даже любое искусство романтическое в той мере, в какой оно именно это стремление и выражает. Красота перестает быть формой, прекрасным становится бесформенное, хаотичное.
[299] «Романтизм» – термин, обозначающий не столько исторический период или конкретное художественное течение, сколько совокупность характеров, подходов и чувств, своеобразие которых заключается в их специфической природе, а главное – в их оригинальных отношениях. В самом деле, оригинальны определенные аспекты романтической Красоты, хотя тут нетрудно найти предшественников и предвестников: Красота Медузы, например, гротескная, тревожная, меланхоличная, бесформенная. Но в первую очередь оригинальна связь между различными формами, продиктованная не разумом, но чувством и разумом вместе, связь, нацеленная не на то, чтобы снять противоречия или разрешить антитезы (конечное – бесконечное, целое – часть, жизнь – смерть, ум – сердце), но собрать их в единое целое, составляющее истинную новизну Романтизма. То, как описывает сам себя поэт Уго Фосколо, – отличный пример самовосприятия романтического человека: Красота и меланхолия, сердце и разум, задумчивость и импульсивность дополняют друг друга. Однако тут надо быть осторожным и не воспринимать эпоху, когда жил Фосколо, – зажатую между Революцией и Реставрацией, неоклассицизмом и реализмом, – периодом проявления романтической Красоты. Ведь эта Красота, присущая бледным, изможденным лицам, Красота, из-за которой, почти не таясь, выглядывает Смерть, была широко представлена еще у Тассо и просуществовала до конца XIX в., когда Д’Аннуцио переосмыслил в зловеще потустороннем ключе Джоконду Леонардо.
Итак, романтическая Красота выражает состояние души, которое в разных контекстах описано у Тассо и Шекспира и встречается снова у Бодлера и Д’Аннуцио; порожденные этим состоянием души формы повторяются, в свою очередь, у сюрреалистов с их сновидческой [303] Красотой и в китче модернизма и постмодернизма с его тягой ко всему мрачному и беспросветному.
Интересно проследить постепенное формирование романтического вкуса по семантическим изменениям терминов romantic, romanesque, romantisch. В середине XVII в. термин romantic был синонимом (в негативном смысле) romanzesco (like the old romances — «романический», «как старинные романы»); век спустя он значил уже скорее «химерический» (romanesque) или живописный; к живописному Руссо добавил важное субъективное определение: выражение «не знаю что» (jе пе sais quoi) — нечто расплывчатое и неопределенное. Наконец, первые немецкие романтики расширили область не поддающегося определению и расплывчатого, подпадающую под термин romantisch: теперь она стала включать в себя все далекое, магическое, неведомое, в том числе мрачное, иррациональное, связанное со смертью. А главное, сугубо романтической чертой стало стремление (Sehnsucht) ко всему этому. Такое стремление никак не определяется исторически; всякое искусство, выражающее его, — искусство романтическое, или, может быть, даже любое искусство романтическое в той мере, в какой оно именно это стремление и выражает. Красота перестает быть формой, прекрасным становится бесформенное, хаотичное.